Л О М О Н О С О В С К О Е Мореходное училище ВМФ 7 - 2.2. Руководитель практики

Автор
Опубликовано: 1137 дней назад (6 июля 2015)
Редактировалось: 3 раза — последний 20 января 2016
0
Голосов: 0
2.2. Руководитель практики

К руководству практикой привлекались все категории педагогического персонала. Практика организовывалась управлением Военно-морскими учебными заведениями. Заявки на число практикантов формировались заранее и оформлялись приказом ГК ВМФ. Первый курс, как правило, проходил практику на шлюпках и судах принадлежащих ЛМУ. Опыт использования баркентины «Чайка» показал, что курсанты быстрее осваивают морскую практику, приобретают навыки будущего судоводителя, начинают нести самостоятельные вахты на руле и в машинном отделении. Кроме этого работа с парусами вырабатывала у молодых людей определенное мужество и чувство ответственности. Особое внимание уделялось изучению конструкции судна, вопросам мореходности, сигнализации и судовождению.
Впоследствии в состав учебных судов входили УС «Курсант», УС «Луга» и РК-18.
Фотография капитана 1 ранга на фоне развернутого знамени ЛМУ ВМФ, найденная в архиве, показалась несколько необычной для настоящего времени. Обычно такие фотографии делались с разрешения начальника училища и свидетельствовали о больших заслугах человека, который удостаивался такой чести.

Мейер Карл Генрихович, 1892 года рождения – человек-легенда. Обрусевший немец по происхождению, Карл Генрихович окончил в 1912 году Таганрогскую мореходную школу и получил специальность штурмана. Перед начало первой Мировой войны Мейер сдает экзамены на прапорщика корпуса флотских штурманов. Его военная служба начинается в 1918 году на Азовской военной флотилии. Начинается Гражданская война. На мостике допотопных канонерских лодок стоят недавние выпускники Морского кадетского корпуса. Мейера поражает выправка офицеров, высокая требовательность к личному составу, грамотное управление судном. Карл Генрихович растет в должностях не по дням, а по часам: командир катера, парохода, речного буксира оснащенного артиллерией дают возможность пройти практический курс морских наук от ревизора до старпома канлодки «Грозящий». После Гражданской войны Мейер остается на Черноморском флоте и принимает участие в его восстановлении. В 1925 году Карла Генриховича назначают командиром крейсера «Коминтерн», а в 1926 году доверяют командовать крейсером «Красный Кавказ».
Молодому командиру 34 года, он не член ВКП(б). Корабль часто посещают Наморси Р.А.Муклевич, командующий ЧФ В.М.Орлов и член Военного совета Г.С.Окунев. Незадолго до прибытия на крейсер нового старшего помощника Н.Г.Кузнецова у Мейера случился конфуз, о котором много лет спустя, напишет будущий Нарком ВМФ в книге «Накануне»: «… незадолго до нашего приезда произошло несчастье. Корабли маневрировали под командованием командира бригады Кадацкого. Крейсер «Красный Кавказ» скользящим ударом повредил другому крейсеру борт в районе кормового орудия, а себе изрядно свернул форштевень. Оба корабля на короткий срок вышли из строя. Рабочие завода открыто высказывали недовольство» Корабли вскоре были отремонтированы. «Командир «Красного Кавказа» Карл Мейер с особой осторожностью развернулся носом на выход и приказал дать машинам средний ход. Прибыли в Севастополь благополучно. Затем последовал строгий приказ. Мейера освободили от занимаемой должности». Карла Генриховича в 1927 году направили на курсы в ВМА РККФ и шесть лет не допускали к командованию крупным боевым кораблем. Только в 1932 году его назначили командиром канонерской лодки «Красное Знамя», а в 1933 году доверили учебный корабль «Комсомолец». Начиная с 1939 года, Карл Генрихович находится на преподавательской работе в ВВМУ им М.В.Фрунзе и ВВМИУ им Ф.Э.Дзержинского. С началом Великой Отечественной войны оба училища эвакуируют из Ленинграда в город Баку, где продолжается подготовка офицеров флота. К.Мейер возглавляет кафедру Морской практики, преподает мореходную астрономию.
В 1945 году К.Мейер возвращается в Ленинград и продолжает заниматься педагогической деятельностью в должности старшего преподавателя ВВМУ им М.В.Фрунзе.
В 1952 году капитан 1 ранга Мейер увольняется в запас и становится преподавателем Судоводительского цикла ЛМУ ВМФ. Свои знания и богатый практический опыт он отдает курсантам. За большой вклад в дело подготовки специалистов для Вспомогательного флота К.Г.Мейер занесен на доску почета училища и сфотографирован у развернутого знамени училища. Карл Генрихович награжден орденами Ленина и Красного Знамени, а также медалями СССР. Умер в 1961 году.



2.3. Формирование радиотехнического цикла

. Первым начальником радиотехнического отдела был назначен подполковник Головин И.К., командиром роты капитан-лейтенант Величко А.Я., преподавателями по специальным предметам Карпов Г. П. и Трофимова Н.Д. . Политико-воспитательной работой занимался капитан 2 ранга Кожемякин.
Начальник училища капитан 1 ранга И.Декалин принял решение организовать набор абитуриентов на новую специальность и начать занятия с 1 сентября 1953 года.
Ломоносовское Мореходное училище переживало не лучшие дни. Коллектив остро нуждался в квалифицированных преподавательских кадрах, которые можно было черпать из числа демобилизованных офицеров и гражданского персонала. В училище продолжалось строительство учебных и жилых корпусов. Старые здания расположенные рядом с парком едва выдерживали контингент судоводителей и судомехаников.
Радиотехнический цикл организационно ввели в состав Судоводительского отдела. 1 сентября 1953 года был произведен первый набор и организована группа в составе 28 человек. Срок обучения 4 года позволял подготовить радиоспециалистов высокого уровня. Отсутствовала учебно-материальная база. В программу обучения была включена работа на ключе в режиме радиотелеграфии, световая сигнализация (клотик), флажной семафор. Теория в виде понятий радиотехнических цепей и сигналов преподавалась на уровне того времени.
Цикл развивался быстро. Уже в июне 1953 года был введен в эксплуатацию кабинет радиосвязи и манипулирования, а в марте 1956 года открыли учебный кабинет радионавигационных приборов. В этом была несомненная заслуга преподавателей А.М.Терещенко, Г.М.Сурикова, лаборантов С.А.Иванова, А.М.Карычева.

Старший лаборант А.М.Карычев прибыл в ЛМК ВМФ после демобилизации из Кронштадта. За его спиной осталась служба на Соловецких островах в школе Юнг Северного флота. Александр Михайлович – спокойный рассудительный человек старался не выделяться среди других сотрудников цикла. Орден Красного Знамени, с которым Александр Михайлович не расставался и всегда носил на лацкане пиджака, вызывал глубокое уважение к этому человеку. О своих боевых заслугах Карычев не любил рассказывать. Война застала его на Северном флоте. Подразделение, где он служил начальником смены радиооператоров, обеспечивало связь с летчиками морской авиации и занималось радиоразведкой. Последний вылет командира истребительного авиаполка дважды Героя Советского Союза Бориса Сафонова совпал с дежурством Карычева. Он поддерживал связь с летчиком до момента гибели истребителя. Дальнейшая служба ветерана цикла проходила на Соловецких островах. «В нашей землянке, - рассказывал бывший юнга В.С.Спиридонов, - размещалось две смены. Старшина 1-й статьи Карычев жил вместе с нами. Карычев занимался с нами радиотелеграфией и флажным семафором. По характеру он был очень добрым, но послаблений не давал. Любил правду. Мы уважали его за строгость и требовательность. После войны он служил в Кронштадте и вышел в запас в звании капитана».
На цикле изучались следующие предметы:
- Эксплуатация радиосвязи и манипулирование;
- Основы радиотехники и радиоизмерений;
- Радиопередающие и радиоприемные устройства;
- Основы электротехники;
- Радиооборудование судов;
- Основы радиоэлектроники и судовой электроавтоматики;
- Основы радиотехники;
- Радионавигационные приборы и др.
Предметно-методическая комиссия под председательством начальника цикла систематически рассматривала вопросы повышения уровня знаний курсантов, совершенствования учебно-материальной базы. Особое внимание уделялось радиотелеграфии, настройке аппаратуры и работе курсантов в экстремальных условиях. Ввиду отсутствия стационарных кабинетов и учебной аппаратуры практические занятия были перенесены на суда обеспечения, где курсанты совместно с экипажами судов занимались монтажом нового оборудования, несли радиовахту наравне с судовыми радистами.
В конце 50-х годов кабинет радионавигации был оборудован РЛС «Линь», «Нептун», «Створ» и слуховым радиопеленгатором СРП-5. Эти средства позволяли определять местоположение судна на дистанции 38 миль. РЛС «Дон», АРП-50 и КИ-55 существенно увеличивали дальность определения места судна и довели ее до 60 миль.
В 1957 году первый выпуск радистов составил 24 человека:
Курочкин А.Г., Лыско Д.И., Кривов В.В., Максимов П.В., Петрушкин В.И., Улитенков А.П., Субботин А.В., Григорьев А.И., Доровский Ю.С., Савичев П.П., Леоненко П.П., Алексеев В.Г., Алексеев Г.А., Мокриевич В.И., Голубев В.П., Лобанов В.Н., Штурманов Л.Д., Шамков Н.Н., Ларюшкин Г.И., Феоянов Г.В., Посметный А.В., Шкиндер Г.С., Афанасьев И.С., Абрамов В.Д. .Курсанты П.П.Савичев и А.П.Улитенков получили дипломы с отличием.



Первый выпуск радиотехников
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Судьба первых выпускников сложилась по-разному. Многих уже нет в живых. Фотографию первого выпуска подарил Владимир Вячеславович Кривов, который приехал в колледж на празднование 60-летия училища. Все выпускники получили назначение радистами на суда ОВСГ. В частности, В.В.Кривов оказался по распределению на танкере «Сосьва». Плавание по Финскому заливу было скучным и однообразным. Танкер снабжал топливом корабли ВМФ. Приходилось подходить к знаменитому крейсеру «Киров», обеспечивать испытательные выходы новых эскадренных миноносцев. Военно-морской флот Советского Союза рос и развивался. Особое впечатление оставил первый советский атомный ледокол «Ленин», который готовился к выходу в Арктику. Сокращение Вооруженных сил в 1960 году заставило изменить жизненные планы. Он поступает на работу в Ленинградский НИИ «Радиотехники» и учится на вечернем отделении ЛИАП. Работа в НИИ, который американцы называли «жемчужиной советской радиоэлектроники» была интересной, но малооплачиваемой, поэтому в 1968 году он перешел в КБ «Морсвязьпроект» Минсудпрома. Расти пришлось долго. За 26 лет работы он прошел путь от инженера до начальника сектора антенно-фидерных устройств. КБ занималось разработкой и внедрением новой радионавигационной аппаратуры для Минморфлота и Министерства рыбного хозяйства. Судовые испытания радиоаппаратуры проходили на разных судах в сложных метеоусловиях. Вот тогда-то и пришлось много поплавать. Он часто вспоминал учебу в Мореходном училище и преподавателей, которые заложили веру не бояться трудностей. Руководство выполнением проектов по размещению антенно-фидерных устройств позволило познакомиться с работой судостроительных объединений в Ленинграде, Керчи, Николаеве и Херсоне. Были и зарубежные командировки в Финляндию на верфи фирм «Вяртсиля», «Валмет», «Раума-Репола», ARN (Испания) и других стран.
В феврале 1957 года состоялся выпуск первых радиотехников. Дипломы с отличием получили курсанты Савичев П.П. и Улитенков А.П.. Начальник радиотехнического цикла подполковник Головин И.К. провожал на флот первых питомцев. На выпускном вечере преподаватель Афанасий Михайлович Терещенко вспоминал о том, с каким трудом вводили в эксплуатацию кабинет радиосвязи и манипулирования. Курсанты благодарили преподавателей Г.М.Сурикова, В.М.Болгарова, лаборантов С.А.Иванова и А.М.Карычева, которые прилагали все усилия для оснащения цикла современным радиооборудованием, проводили занятия, формировали учебные планы и программы.
Афанасий Михайлович Терещенко 1903 года рождения окончил артиллерийскую школу в Одессе и начал службу в качестве техника артиллерийской батареи в Севастополе. В 1935 году его переводят на Тихоокеанский флот и назначают начальником службы наблюдения и связи (СНиС). Терещенко нравится новая работа, но не хватает образования. Он поступает в Военно-морскую академию им Ворошилова и успешно оканчивает ее в 1939 году. Первое назначение – начальник радиоцентра. К началу войны Афанасий Михайлович становится флагманским связистом учебной бригады подводных лодок. Затем связистом ледокольного отряда Беломоро-Балтийской военной флотилии, а в 1942 году – начальником службы связи Мурманского укрепрайона. Война бросала людей на разные участки огромного фронта. Это коснулось и Терещенко. Начальник связи Новоземельской ВМб (1943), флагманский связист Иоканьской ВМб (1944), флагманский связист 25-й бригады траления Краснознаменной Дунайской флотилии (1945). В связи с расформированием флотилии Терещенко назначают старшим преподавателем кафедры радиотехнического факультета формируемого Военно-морского училище связи в Ораниенбауме. Терещенко всей душой отдается учебной работе, участвует в становлении кафедры теоретической радиотехники. О его заслугах свидетельствуют награды: орден Красного Знамени (1944), орден Ленина (1946), орден Красного Знамени за выслугу лет (1951). В 1949 году Терещенко присваивают воинское звание инженер-капитан 1 ранга.
В 1953 году Терещенко увольняется в запас и устраивается вольнонаемным в Мореходное училище ВМС в Ораниенбауме.

2.4. Четвертый выпуск

Четвертый выпуск (второй офицеров запаса) состоялся в 1954 году. На флот уехало 38 судоводителей и 51 судомеханик. Впервые были выданы дипломы с отличием курсантам Бабаеву И.М., Гришину А.В., Бабшеву И.М., Никитину А.И., Голоухову Н.Д., Карееву Е.В., Капитонову Н.В.

11 июня 1954 года в должность заместителя начальника училища по политической части вступил капитан 2 ранга Сосин Павел Михайлович, 1911 года рождения. Рост численности членов ВКП(б) и комсомольцев потребовал внести изменения в партийно-политическую организацию. Вместо подразделенческих партийных организаций организовали шесть партийных групп. Руководство группами осуществляло партийное бюро училища. Секретарем партийного бюро был избран старший лейтенант Фирсанов Владимир Иванович, член ВКП(б) с 1946 года.
В октябре 1954 года начато рытье котлована под 2-й учебный корпус. Территория училища вновь превратилась в строительную площадку. Грунт использовали для выравнивания стадиона и засыпки воронок от авиабомб.
1 марта 1955 года был произведен 5-й выпуск. За учебный год отчислили 19 человек, 9 из них по неуспеваемости. Впервые в училище учредили занесение отличившихся курсантов на доску почета: Захаров В.А., Калиновский А.П., Косарев А.И..
К маю 1955 года завершили строительство фундамента учебного корпуса и силами курсантов создали спортивный городок. Стадион размером 80x60 метров включал футбольное поле, волейбольную и баскетбольную площадки. Спортивная жизнь училища набирала темпы. На каждом отделении были организованы свои команды по различным видам спорта. Летом курсанты училища выступали на соревнованиях по футболу, волейболу, морскому многоборью, плаванию, участвовали в кроссах. Зимой профилировалась игра в хоккей, бег на лыжах, плавание в бассейне и другие виды спорта. Курсант Григораш стал чемпионом Ленинградской области по боксу.
В августе в училище состоялись экзамены по курсу ВМП на звание офицеров запаса. Государственная комиссия отметила хорошую подготовку курсантов. Соответствующий доклад был направлен в Москву, но там видно не поверили, поэтому в декабре направили новую комиссию из управления ВМУЗ. Военно-морской цикл вывернули наизнанку, но грубых нарушений не нашли (акт № 23 от 14.01.1956 года).
1 сентября 1955 года Мореходное училище выведено из подчинения начальника отдела Труда и Кадров ВМС и подчинено начальнику Управления вспомогательных судов и гаваней ВМС. (Директива начальника УВСГ ВМС № 282290 от 29.09.1955 г.) Такое решение назрело давно. Фактически последняя организация была заказчиком кадров, которых готовило училище. Стало проще решать вопросы с распределением выпускников и практикой курсантов. В командование Военно-морским флотом вступил адмирал С.Г.Горшков, сменив на этом посту Н.Г.Кузнецова. В училище введен новый штат № 56/514 , согласно которому численность военнослужащих определена в 46 человек, рабочих и служащих 193, курсантов 1000, слушателей – 200. Декалин приказал произвести реорганизацию. Количество рот сократили с 12 до 7. Численность военнослужащих уменьшили на 15 человек за счет увольняемых в запас, а курсантов на 200 за счет сокращения нового набора. Из состава плавсредств училища исключили буксирный катер «БУК-36».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

выглядел катер примерно так

Катер передали в состав плавсредств 561 школы специалистов рядового состава ВМС г. Выборг.
С 19 по 23 декабря 1955 года комиссия управления ВМУЗ под руководством контр-адмирала М.А.Крупского проверяла состояние цикла ВМП. Выводы для командования ЛМУ ВМФ были неутешительными:
1.Количество занятий, проводимых по программе подготовки офицеров запаса, не отвечает требованиям руководящих документов.
2. Учебно-лабораторная база цикла отсутствует. Обучение носит сугубо теоретический характер за исключением штурманской специальности.
3. Руководство и контроль за деятельностью преподавательского состава со стороны начальника цикла капитана 1 ранга Григорьева осуществляется недостаточно четко.
Положительным моментом в организации учебного процесса является регулярное проведение строевых занятий и изучение Уставов ВС.
. Такой вывод вызвал у Декалина возмущение. Беседуя с Крупским, он выразил мнение, что офицер запаса обязан иметь представление о боевых средствах флота, с которыми он будет взаимодействовать, а цикл ВМП не должен копировать военно-морское училище в полном объеме знаний о составе техники и вооружения ВМФ. «Мы с 1953 года проводим шестимесячную стажировку курсантов на кораблях ВМФ, - оправдывался Декалин. – При этом мы готовим только штурманов и механиков». Крупский согласился с мнением начальника училища, но акт проверки ВМП со всеми недостатками все же утвердил. Крупский еще не знал, что через месяц будет сам возглавлять Высшее военно-морское инженерное радиотехническое училище, которое будет сформировано в Гатчине.
В январе 1956 года в училище организовали МПВО. Училище отнесли к второй категории объектов, на которые не будут падать ядерные бомбы. Никто не знал, зачем это нужно. Шутники поговаривали, что скоро будут устанавливать зенитки. На самом деле начальник МТО привез большое количество комплектов противохимической защиты. Декалин распорядился найти из числа ветеранов специалиста по противоздушной обороне и назначить его нештатным начальником местной обороны.
Курсанты под руководством опытных офицеров отрабатывали приемы ведения боевых действий в условиях применения ядерного и химического оружия.
23 января 1956 года комиссия принимала утепленный гараж. Училище обзаводилось собственным автотранспортом. Декалин посмеивался, вспоминая как несколько лет тому назад, продукты в столовую доставляли на лошади. Теперь в гараже стоял новенький Газ-51. Вместо возницы в старом зипуне начальника училища встретил деловой шофер. Осмотрев гараж, Декалин попросил членов приемной комиссии пройти к нему в кабинет и подписать акт приема нового сооружения.

На цикле ВМП ввели в строй кабинет по борьбе за живучесть корабля.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Его создавали своими силами. В марте на Судоводительском отделении был оборудован и введен в эксплуатацию кабинет радионавигационных приборов. Создание новых кабинетов было приурочено к открытию XX съезда КПСС, который состоялся 14 – 25 февраля 1956 года. На съезде были озвучены директивы по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства, принята резолюция о культе личности Сталина и его последствиях и рассмотрены предложения по разработке новой Программы КПСС. В документе партии были подчеркнуты положительные черты И.В.Сталина на посту Генсека и его роль как главы государства. В тоже время ему приписали ошибочность формулы о том, что по мере продвижения Советского Союза к социализму классовая борьба будет все более обостряться. Старушки из числа обслуживающего персонала училища в классовой борьбе ничего не понимали и искренне жалели Иосифа Виссарионыча за то, что он спас страну от антихриста Гитлера.
В июле по директиве ГШ ВМФ от 27.07. 1956 года в училище произошло существенное сокращение штатов. Число военнослужащих уменьшалось с 49 человек до 29, а количество рабочих и служащих увеличивалось со 193 до 200. 30 августа пришла новая директива о сокращении учебных рот до 5, численности курсантов до 700 человек, а слушателей курсов до 50 человек. Жизнь напоминала меха гармони, которые сжимались и разжимались, издавая звуки в зависимости от нажатых кнопок. Больше всего досталось военнослужащим, не имеющим достаточной выслуги лет и образования.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Летом 1957 года в командование учебно-парусным судном судно «Чайка» вступил капитан Никитин А.М.. Ежегодно парусник совершал переходы из Кронштадта в порты Прибалтики с курсантами на борту. Плавание в восточной части Финского залива было небезопасным. Тральщики не успевали выбирать мины, которыми были усыпаны подходы к островам Гогланд, Лавенсаари, Соммерс и Сескар. Ходить в этих районах можно было только под двигателем, используя протраленные фарватеры. Большой и Малый Тютерсы были закрыты для мореплавания ввиду минной опасности. За время практики курсанты посетили порты Таллинн и Рига, совершили заход на острова Моонзундского архипелага. Практика показала судоводителям, насколько трудно определять место положения судна в сложных метеорологических условиях. Механики с удовольствием несли вахты у дизельной установки. Радиотехники отрабатывали флажной семафор и вели радиосвязь с постами наблюдения.
Начальником учебного отдела назначен капитан 1 ранга В.С.Кучеренко, который сменил на этой должности С.С.Савина.
10 октября 1957 года при училище организовано заочное обучение судоводителей, судомехаников и радиотехников. Такая необходимость назрела. К этому времени старшее поколение командного состава вспомогательного флота стало уходить на пенсию, а молодое поколение не знало новые технические средства судовождения. На судах устанавливались современные энергетические установки. Паровые системы заменялись более экономичными дизелями.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В 1957 году на территории построено здание № 13 – котельная на газовом топливе, имеющее 5 водогрейных котлов производительностью 3,65 Гкал/ час. Корпуса связали подземными коммуникациями и подали тепло в помещения.
В июле 1958 года закончено строительство учебно-механических мастерских с цехами: кузнечный, сварочный, механический и слесарный. Теперь можно было организовать практику судомехаников в стенах училища.
23 октября 1958 года в должность заместителя начальника училища по политической части вступил капитан 2 ранга Шильников Николай Фадеевич, 1915 года рождения, русский, член КПСС, образование среднее. Цикл Военно-морской подготовки возглавил капитан 1 ранга Макаров Н.М.
20 декабря в училище пришла новая директива ГК ВМФ. Количество военнослужащих определялось числом 27, в том числе: контр-адмирал – 1, офицеров – 23, старшин – 3. Рабочие и служащие составили 141 человек, курсанты – 650, слушатели – 50, заочники – 150. В личном деле И.А.Декалина сохранилась интересная справка, выданная управлением ВСГ. В ней написали, что капитан 1 ранга Декалин И.А. является начальником Мореходного училища ВМФ. Его должность приравнивается к категории контр-адмирал.
Иван Андреевич Декалин прокомандовал училищем 8 лет. Он умер в январе 1973 года. Некролог по случаю его смерти был опубликован в газете «Советский моряк». И.Декалин продолжил закладку фундамента Мореходному училищу ВМФ, которому предстояло прожить долгую и интересную жизнь.
Комментарии (1)
Борис. # 24 сентября 2015 в 20:00 0
Начало хорошее, нужно развивать и пополнять далее. Поступал после службы в частях особого назначения ГРУ за границей в 1979 году. Помню Карычева, Иванова. Они меня тоже помнили, так как был старшиной группы радистов в 9-й роте, заместителем старшины 21-й роты. Под выпуск исполнял обязанности старшины роты, мичмана уволили в запас. В 1982 году окончил с отличием и убыл в Мурманск. До сих пор там, но с морем расстался, пенсионер как 8 лет. Ходил на спасателях Северного Флота.