Л О М О Н О С О В С К О Е Мореходное училище ВМФ 10 - Глава VI. Накануне перестройки.

Автор
Опубликовано: 1389 дней назад (6 июля 2015)
Редактировалось: 1 раз — 6 июля 2015
0
Голосов: 0
Глава VI. Накануне перестройки.

Капитан 1 ранга Потехин Лев Николаевич, 1930 года рождения назначен на должность начальника училища приказом ГК ВМФ 18.01.1979 года.

Выпускник ВВМУ им М.В.Фрунзе 1952 года получил назначение на Черноморский флот. Военно-морская база в г.Поти состояла из отряда больших охотников, который входил в состав бригады охраны водного района (ОВР). Штурман дивизиона, командир «БО-361» - таковы первые ступени службы молодого офицера. После учебы на ВОЛСОК в Ленинграде в 1958 году Потехин принимает командование малым противолодочным кораблем «МПК-283». Следующей ступенью становятся сторожевые корабли «Горностай» и «Ворон». Наступает 1964 год. Снова учеба на высших офицерских классах и возвращение на Черноморский флот в качестве командира плавбазы «Магомед Гаджиев». Плавбаза надолго уходит в Средиземное море, где обеспечивает боевую службу 8-й эскадры. Вскоре следует повышение в должности – заместитель начальника штаба по оперативной части и боевой подготовки, а затем – командир бригады десантных кораблей КЧФ. Академические курсы при ВМА в 1973 году не проходят даром. После их окончания Льва Николаевича назначают начальником Управления вспомогательного флота и аварийно-спасательной службы КЧФ. На этой должности Потехин часто встречается с выпускниками ЛМУ ВМФ, которые занимают командные должности на судах Вспомогательного флота

Обязанности заместителя начальника училища исполнял капитан 2 ранга Ю.И.Горбунчиков. Начальником политического отдела был капитан 1 ранга В. Светильков. Учебный отдел возглавлял капитан 1 ранга Мельник И.И..
3 июля 1979 года приказом ГК ВМФ № 153 был введен новый Устав ЛМУ ВМФ. Ломоносовское мореходное училище ВМФ формально подчинялось начальнику Тыла ВМФ, а фактически начальнику Военно-морских учебных заведений. В Уставе было записано «Главной задачей училища является подготовка для судов обеспечения ВМФ идейно убежденных квалифицированных специалистов командного состава, беззаветно преданных социалистической Родине, Коммунистической партии и Советскому правительству, владеющих марксистско-ленинской теорией, воспитанных в духе высокой коммунистической сознательности, имеющих глубокие теоретические знания и необходимые практические навыки по специальности, умеющих технически грамотно эксплуатировать и управлять современной техникой судов ВМФ, способных умело обучать и воспитывать подчиненных, осуществлять твердое руководство ими в сложной обстановке». Исходя из поставленных задач, складывалась организационная структура учебного заведения и определялась численность личного состава.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

8-12 февраля 1979 года в училище работала плановая комиссия по проверке деятельности ЛМУ ВМФ. В состав входили представители АН ВМУЗ, УК ВМФ, Политуправления ВМФ. Комиссию возглавлял капитан 1 ранга Фомин Ю.А., недавно назначенный заместителем начальника ВМУЗ. Юлий Александрович хорошо знал систему военно-морского образования, имел широкий кругозор, стремился к внедрению во ВМУЗ средств вычислительной техники и новых методов обучения. Осмотрев учебно-лабораторную базу училища, Фомин увидел много интересного, что отличало среднее учебное заведение полувоенного типа от профессиональных военно-морских училищ. Бросалось в глаза прекрасное оборудование кабинетов, оформление демонстрационных стендов, наличие макетов и наглядных пособий. Курсанты были опрятно одеты в матросскую форму без погон. Преподаватели носили форму плавсостава Морского флота. Женщины выглядели изящно, сверкая белыми манжетами из-под рукавов форменных тужурок. Такая форма одежды была введена П.А.Керенским, который очень гордился Мореходным училищем и часто его посещал.

Игорь Иванович Мельник сопровождал Фомина, давал отдельные комментарии и знакомил с преподавателями циклов. Особый интерес у заместителя начальника ВМУЗ вызвал судомеханический цикл. До назначения в АН ВМУЗ Фомин исполнял обязанности заместителя начальника Севастопольского ВВМИУ по учебной и научной работе. Юлий Александрович досконально изучал каждый кабинет и макет, сравнивая с теми, которые он видел в других училищах. Кабинеты двигателей внутреннего сгорания и паросиловых энергетических установок поражали простотой и доступностью понимания физики процессов функционирования. Пояснения давал мужчина невысокого роста в очках, который занимал должность начальника Судомеханического отдела. Мужчину представил И.И.Мельник.
-Соколов Альфред Сергеевич – старший преподаватель - ветеран ЛМУ.
-Очень приятно, - вежливо ответил Фомин. – Мы, оказывается, с вами коллеги. Я учился на паросиловика, потом стал дизелистом, позднее переквалифицировался на атомные энергетические установки.
-У вас очень обширные знания, - ответил Соколов. – Мы до атомной энергетики не доросли, поэтому продолжаем жить в прошлом веке. Не думаю, что в будущем отдельные суда Вспомогательного флота будут оснащены ядерным реактором.
-Согласен. Пока есть проекты постройки тяжелых крейсеров с атомной энергетической установкой и ледоколов. Возможно, что Вспомогательному флоту придется возить ядерное топливо, - пошутил Фомин.
Все рассмеялись….
На Радиотехническом цикле докладывал капитан 1 ранга в отставке М.Д.Журавлев – старший преподаватель РТЦ. Мстислав Дмитриевич показал кабинеты манипулирования, радиоприемных и радиопередающих устройств, созданные руками старших лаборантов А.Ф.Харитонова, А.М.Карычева, С.А.Иванова, В.П.Бегунова с помощью курсантов.
Через четыре дня Лев Николаевич Потехин знакомился с выводами комиссии. « Цикл ВМП полностью укомплектован преподавательским составом, организация и планирование учебного процесса проводится в соответствии с руководящими документами, недостатки, отмеченные в предыдущем акте проверки устранены, контроль за учебным процессом поставлен хорошо».
В 1980 году завершена постройка здания № 22 для судомеханического отделения. Льву Николаевичу достались сливки общественного достояния. Все постройки на территории Мореходного училища были завершены, набор курсантов происходил в полном объеме. Лев Николаевич всегда был жизнерадостен и приветлив, охотно забегал на циклы, живо интересовался состоянием учебного процесса.

5.2. Первая научно-практическая конференция

Начало 1983 года было ознаменовано XXVI съездом КПСС и выходом в свет постановления СМ СССР «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов». Средняя школа утвердилась на 11-летнем уровне обучения. Техникумы принимали молодежь с восьмилетним образованием. В стране развивалась сеть профессионально-технических училищ, которые готовили квалифицированных рабочих. Ломоносовское мореходное училище ВМФ продолжало ковать кадры для вспомогательного флота. Идея провести научно-практическую конференцию принадлежала начальнику учебного отдела капитану 1 ранга И.И.Мельник. Игорь Иванович неоднократно принимал участие на подобных мероприятиях в Военно-морской академии. Конференция позволяла посмотреть на работу училища с позиций требований партии и правительства, подвести итоги и наметить пути совершенствования учебно-воспитательного процесса. С позицией начальника учебного отдела согласился начальник училища Л.Потехин и заместитель по политической части капитан 1 ранга Ю.Блинов. На подготовку отвели месяц с расчетом, что начальники циклов успеют подготовить свой материал для выступления. Конференция проводилась 28-31 января 1983 года.
Доклад капитана 1 ранга Л.Н.Потехина звучал убедительно. Слушателям казалось, что СССР вот-вот вступит в эпоху всеобщего благоденствия: увеличится выпуск товаров народного потребления и сельхозпродукции. Об этом ярко свидетельствовали цифры, приведенные в отчете Госплана СССР. Труднее было разбираться в международной политике. США вели двойную игру: затягивали ратификацию договора по ОСВ-2 и наращивали подводные силы, оснащая их новыми баллистическими ракетами «Трайдент». Советский Союз не оставался в стороне, форсируя разработку и испытание ракетных комплексов наземного и морского базирования. Гонка вооружения вступала в заключительную фазу «холодной войны».

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


В кругах военнослужащих хорошо было известно, что боевые корабли ВМФ СССР, все дальше уходили от родных берегов. Вместе с ними продвигались суда вспомогательного флота, которые подвозили топливо, продукты питания, одежду и вооружение. Плавучий тыл стал решать новые задачи и вместе с военными кораблями выходил в открытый океан.
Как начальник училища, Л.Потехин чувствовал и понимал, что скоро должны наступить перемены. Какие? Мыльный пузырь «холодной» войны должен вот-вот лопнуть. Можно много говорить о повышении политической, специальной и методической подготовке командно преподавательского состава, вводить новые программы обучения. Важно было определить, что и как делать.
Начальник политического отдела капитан 1 ранга Ю.П.Блинов раскрывал пути и методы усиления индивидуальной работы с курсантами по идейно-политическому воспитанию в свете требований XXVI съезда КПСС. Блинов ответил присутствующим на конференции на вопрос: почему партия решила заняться перестройкой участков и сфер идеологической работы. Ссылаясь на решения XXVI съезда КПСС, он сказал: « Мы живем сейчас в новых условиях. Иным стал советский человек. Обогатились его знания, повысилась эрудиция, значительно возросли духовные запросы. В тоже время расширился арсенал средств информации людей. С другой стороны возросла активность пропагандистских средств классового противника, усилились его попытки оказывать разлагающее воздействие на сознание советских людей».
Выпускникам ЛМУ ВМФ, работающих на судах обеспечения, такие попытки были известны не с трибуны съезда. На Черном море многие суда проходили ремонт в портах иностранных государств: Болгарии, Греции, Франции. Механик В.Самохин рассказывал о том как в Греции к группе моряков подошел молодой человек, который представился корреспондентом газеты «Комсомольская правда». На самом деле он оказался корреспондентом журнала «Посев» издаваемого в Мюнхене. О встрече с «корреспондентом» доложили сотруднику КГБ, находящегося на борту судна в качестве матроса. Сотрудник долго допрашивал старшего группы моряков, и получил разнос за потерю бдительности. Могло быть и хуже. Моряка могли лишить визы и не пускать в море далее берегов.
В практику работы политического отдела прочно входили политдни, что позволяло улучшить информирование преподавателей, рабочих и служащих о событиях происходящих в стране и мире. В среде командиров рот внедрялось в практику проведение индивидуальных бесед с курсантами. Особое внимание уделялось морально-психологической подготовке радистов, как людей, имеющих доступ ко всем видам информации. На судах обеспечения радисты вели большую общественную работу, были партийными и профсоюзными руководителями.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Учебное судно "Курсант"

О службе выпускников училища рассказал флагманский штурман 62-й бригады судов обеспечения ВМФ капитан 3 ранга Ю.А.Чернышев. Он сказал, что только за 1982 год судами обеспечения Северного флота пройдено 365370 миль, совершено 16 заходов в иностранные порты. Дальние океанские и межфлотские переходы для обеспечения боевых кораблей в удаленных районах стали обыденным явлением среди моряков. «Море строго и беспристрастно экзаменует экипажи, особый спрос предъявляет капитану и всему судоводительскому составу», - подчеркнул Чернышев.
На флоте и в училище прекрасно понимали, что за последние 10 лет существенно изменились районы плавания судов обеспечения и интенсивность их использования. На судах современной постройки были установлены новые технические средства судовождения, которых не было в училище, поэтому судоводителей уровней старшего помощника капитана и 2-го помощника приходилось срочно переучивать на курсах повышения квалификации прежде, чем они получали назначение на новую должность.
Теоретическая подготовка судоводителей осуществлялась на Курсах усовершенствования ЛМУ ВМФ. Ежегодно на курсах обучалось до 8 человек. Подбор кандидатов проводился по принципу перспективности судоводителя, его квалификации и моральных качеств. Занятия со слушателями проводили опытные преподаватели училища.
Как недостатки в подготовке судоводителей в ЛМУ, Чернышев отметил недостаточную практическую астрономическую подготовку, использование приемоиндикаторов и спутниковых РНС, оценку точности определения места судна.

Начальник Судомеханического цикла капитан 2 ранга-инженер Сведюк И.И. уделил внимание теме: «Повышение требовательности преподавателей при оценке знаний, умений и навыков курсантов». Он считал, что при выведении итоговой оценки не учитывается соотношение разделов и тем по объему и сложности учебного материала, в результате чего высокие оценки за более доступные и малообъемные темы становятся основными показателями знаний курсантов.
И.Сведюк предложил следующую систему оценки знаний: сумма баллов по всем темам за семестр складывалась с оценками за решение задач и ведение конспекта. Результат делился на число оценок и получался средний балл с точностью до сотых. Итоговая оценка выводилась по шкале:
от 3 до 3,75 – удовлетворительно;
от 3,74 до 4,75 – хорошо;
от 4,75 и выше – отлично.
Эксперимент провели на курсанте В.Бут 321-й учебной группы. Во второй половине семестра курсант имел по двум темам из семи удовлетворительные оценки. У преподавателя предмета «Судовые двигатели внутреннего сгорания» возник вопрос, как оценить знания курсанта. В. Бут предложили пересдать материал по первым двум темам. Курсант проявил настойчивость, регулярно посещал консультации и повысил уровень своих знаний. К концу учебного года В.Бут уверенно вышел на позицию «отличника» по данному предмету. Такой опыт оценки знаний распространили и на других курсантов группы. В результате повысился уровень успеваемости и уверенность преподавателя в том, что его предмет усвоен.

Опытом и результатами внедрения в учебный процесс тренажеров поделился начальник Радиотехнического цикла капитан 2 ранга В.Н. Лобко. Ссылаясь на задачу ускорения темпов научно-технического прогресса, как основу общественного производства, поставленную XXVI съездом партии, докладчик сказал: « Создание тренажеров – это сложный квалифицированный труд. Наш цикл никогда бы не справился с этой задачей, если бы не энтузиазм наших преподавателей М.Д.Журавлева и Н.С.Манова, лаборантов С.А.Иванова, А.М.Карычева, А.Ф.Харитонова и других замечательных специалистов».
К концу 70-х годов РТЦ оказался в сложном положении, отсутствовала техническая база подготовки радистов. Наличие кабинета манипулирования, лабораторий радиоизмерительных приборов и монтажной практики не удовлетворяло требования качества радиоспециалиста. Усилиями М.Д.Журавлева, возглавлявшего Радиотехнический цикл, в училище стали поступать образцы радиопередатчиков и приемников. На основе имеющейся техники были созданы кабинеты радиопередатчиков, радиоприемников и судового оборудования радиосвязи.
В 1980-м году училищу были переданы два пульта радиооператора «Дюна-А». Сами по себе пульты не решали задачи обучения курсантов. Они имели 52 тракта и канал управления средствами связи. Возникла мысль сделать сопряжение «Дюн» с имеющейся на цикле аппаратурой связи. Такой подход позволял имитировать связь между двумя судами и связать все лаборатории воедино. Такая задача была успешно решена силами коллектива цикла.

На основании докладов и выступлений на конференции были разработаны рекомендации для командно-преподавательского состава училища и намечены пути совершенствования учебно-воспитательного процесса.

5.3. На пути к юбилею училища

В статье, опубликованной в газете «Советский моряк» 19 февраля 1986 года под названием «Залог наших успехов», начальник политотдела капитан 1 ранга В.Светильков отмечал: « … В настоящее время в училище сложился работоспособный дружный коллектив, качественно решающий свои задачи. Организующей и направляющей силой в училище являются коммунисты. И если на первом партийном собрании училища, состоявшемся в 1947 году, присутствовало 10 коммунистов, то сегодня их число выросло в десятки раз. … Перестройка высшего и среднего специального образования, начавшаяся по решению XXVII съезда КПСС, воспринята коллективом училища, как свое кровное дело. Парторганизации ведут настойчивый поиск путей совершенствования учебно-воспитательного процесса».
Действительно, учебный процесс требовал совершенствования. Интенсивно изменялась техника и вооружение ВМФ, на судах внедрялись автоматика и средства вычислительной техники. Требовался переход на более высокий уровень подготовки специалистов для вспомогательного флота. Ведущие преподаватели училища: И.Вербенко, С.Лобанов, Я.Сирко, О.Кузнецова, Р.Гаврюшина и многие другие понимали, что любые изменения влияют, прежде всего, на состояние учебно-лабораторной базы, на основе которой проводятся практические занятия. Однако, изменения на флоте не происходят так быстро, как казалось, и одними решениями съезда здесь не обойтись. Наряду с внедрением новой техники следовало вносить корректуру в учебные планы и программы, оставляя в своей основе традиционные методы решения учебных задач.
На повестке дня партийных собраний обсуждался один вопрос: подготовка кадров и идейно-политическое воспитание курсантов. Партийность обучения – что это такое? В работах В.И.Ленина такой принцип сформулирован не был. А что такое социально-классовая направленность учебного процесса? На взгляд преподавателей такая формулировка была похожа на бред не совсем нормального человека. Особенное возмущение внедрение партийности преподавания вызывало у представителей технических дисциплин, изучение которых не носило социально-экономического характера. Что означает социально-политический аспект лекции? «Аспект» - латинское слово, определяющее точку зрения, с которой рассматривается изучаемый предмет, объект, понятие и явление. Не понятно, причем тут общественно-политические отношения? Во всех новых словосплетениях трудно было заметить, куда могут завести людей новые идеологи КПСС.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Преподаватель СМЦ С.Лобанов раскрывал тему занятий на открытом уроке осторожно. То, что вчера казалось очевидным, сегодня должно иметь политический характер. Бессонная ночь в размышлениях не привела к осознанию классового характера изобретения дизельных энергетических установок корабля. Мысль увязать отказ дизеля с политической бдительностью не укладывалась в сознании. Дизель, как механизм, был беспартийным.
Преподаватель А.Белов добивался понимания курсантами технической политики партии и пытался внушить курсантам постоянную заботу КПСС об оснащении вспомогательного флота новой боевой техникой. У него тоже были вопросы к людям, пытающим обосновать главенствующую роль партии в жизни и воспитании нового поколения. Он видел, что курсанты становятся другими. Примером служили моряки торгового флота, которые везли из-за границы модные плащи-болонья, женские колготки, жвачку и сигареты. Товар пользовался спросом у населения страны, где давно не менялся ассортимент легкой промышленности. Реализация заграничного ширпотреба приносила неплохой доход морякам. А, что доставалось вспомогательному флоту?
Выпускников распределяли на Балтийский, Северный, Черноморский и Тихоокеанский флота. Судоводители, механики, радисты и электромеханики были востребованы на судах вспомогательного флота. Молодых специалистов ждали морские буксиры, ледоколы, танкеры, водолеи, килекторы и даже плавучие краны.
Суда для вспомогательного флота строились не только в СССР, но и в Польше, Германии, Финляндии. Ремонт судов также производился в зарубежных странах. Для перегона судов использовались экипажи подразделений судов обеспечения.

Одновременно с учебным процессом в училище проводилась культурно-массовая работа с курсантами. «Неграмотный человек стоит вне политики», - подчеркивал В.И.Ленин и был прав. Инструктора политического отдела, сотрудники библиотеки, командиры учебных рот стремились показать курсантам достопримечательности Ленинграда. С этой целью в выходные дни для курсантов устраивались экскурсии в музеи города и окрестностей. Сокровища Эрмитажа, Русского музея, дворцы Петергофа и Пушкина были доступны для посещения. Курсанты с большим интересом рассматривали картины великих художников, знакомились с дворцами и парками.
В библиотеке училища регулярно проводились встречи курсантов с поэтами и писателями. Леонид Борич – бывший военный врач рассказал о том, как писал рассказ «Игра в лото под Новый год» и экранизации его романа «Третье измерение». Литературовед Б.Ряшенцев поделился воспоминаниями о встречах с Василием Шукшиным и о съемках фильма «Они сражались за Родину».

Последняя комплексная проверка ЛМУ ВМФ состоялась в 1986 году. Комиссию возглавлял заместитель ГК ВМФ – начальник ВМУЗ вице-адмирал А.М.Косов. Председатель комиссии отметил полную согласованность учебных программ, хорошую организацию учебного процесса. К недостаткам отнесли слабую тренажерную подготовку из-за отсутствия техники, недостаточно четкое знание Уставов ВС СССР и руководящих документов. В целом училище получило хорошую оценку.

В 1986 году коллектив цикла Военно-морской подготовки вышел победителем в социалистическом соревновании между отделами и за достигнутые успехи награжден грамотой. За долгие годы постоянного совершенствования, благодаря самоотверженному труду преподавателей и лаборантов, цикл ВМП фактически превратился в самостоятельное учебное заведение, которому стало тесно в рамках старых помещений и разрозненных кабинетов. В 1984 цикл ВМП переехал в новые помещения, где были оборудованы кабинеты: боевых средств флота, средств связи, энергетических установок корабля, тактической подготовки, живучести, партполитработы и общевоинских уставов. С 1984 года цикл возглавляет капитан 1 ранга А.С.Гаврилов.
Предшественник Гаврилова капитан 1 ранга Зайцев А.Н. (1923 г.р.) уволился в запас. За плечами талантливого офицера большой опыт службы на Вспомогательном флоте. Окончив ТО ВВМУ в 1945 году, Зайцев командует большим охотником, паровым буксиром «МБ-36», танкером «Таганрог», военным транспортом «Уссури». После окончания ВОЛСОК его назначают старшим помощником командира ЭМ «Выразительный». Быть вторым лицом на корабле Зайцев не привык, его тянет на Вспомогательный флот, где имеется своя специфика службы. Анатолия Николаевича назначают командиром группы судов и аварийно-спасательной службы в Петропавловск-Камчатский. Последняя его должность на флоте – командир измерительного комплекса «КИК-8» на судах 4-й Тихоокеанской гидрографической экспедиции. Грудь офицера украшали: орден Боевого Красного знамени (1945), медаль «За боевые заслуги» (1951) и медали за выслугу лет. Заслуга Анатолия Николаевича Зайцева состоит в том, что он сформировал на цикле ВМП хороший педагогический коллектив, создал творческую атмосферу, благодаря чему были оборудованы прекрасные учебные кабинеты.
Комментарии (2)
николай # 5 октября 2015 в 00:56 0
В 1979 году начальником полит.отдела был Попов а Блинов был командиром 21 роты с 1980 года а начальник Вмп был кап.1 р. Максимов
сергей зырянов # 5 апреля 2016 в 08:23 0
интерено было прочитать о своей альма=матер и о преподавателях. Выпускник ЛМУ ВМФ 1987г. РТЦ 22 рота 221 уч.группа. Командир роты Янковский В.В. Распределялся на ТОФ 2 радиооператором МРТ Неман.