Л О М О Н О С О В С К О Е Мореходное училище ВМФ 11 - 5.4. 40 лет ЛМУ ВМФ

Автор
Опубликовано: 1389 дней назад (6 июля 2015)
0
Голосов: 0
5.4. 40 лет ЛМУ ВМФ

Директива Министра обороны СССР и начальника Главного политического управления СА и ВМФ № Д-1 от 5 января 1987 года предписывала организовать очередное социалистическое соревнование. На совещании с начальниками отделов и циклов было решено приурочить соревнование к празднованию 40-летия с момента образования училища. В соревновании намечалось два основных этапа: первый – ко дню сорокалетия училища, а второй – к 70-й годовщине Великой Октябрьской революции. Партийная и комсомольские организации активно включились в работу по подготовке к юбилеям.
Начальник училища Лев Николаевич Потехин предложил провести очередную научно практическую конференцию. Конференция состоялась 19 февраля 1987 года. Л.Н.Потехин отметил в своем докладе, что за 40 лет Ломоносовским мореходным училищем подготовлено и направлено на Вспомогательн6ый флот 7253 специалиста. По дневной форме обучения – 6248. Из них: судоводителей – 2626, судомехаников – 2417, радиотехников – 608, электромехаников – 328. Кроме этих специальностей было выпущено 65 человек морских судоводителей с правом эксплуатации двигателей внутреннего сгорания. По заочной форме обучения училище окончило 1005 человек: судоводителей – 403, судомехаников – 602. Приведенные цифры внушительно доказывали присутствующим на конференции, что училище, как учебное заведение, оправдывает свое назначение.
Среди выпускников училища появились кавалеры высоких правительственных наград: Герой социалистического труда В.И.Бармута, капитан-директор рыболовного флота; капитан танкера «Генрих Гасанов» С.А.Осипов награжден орденами Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции; капитан танкера «Днестр» В.А.Урбанович – орденами Трудового Красного Знамени и Знак Почета. Орденами Трудового Красного Знамени награждены капитаны: А.Г.Поцелуйко, К.Н.Попов, В.П.Винниченко, О.Л.Ильяшенко, А.В.Жуков. Капитан ледокола «Добрыня Никитич» Е.Г.Гуменюк с гордостью носит орден Октябрьской Революции.
Вопрос подготовки и воспитания командных кадров для судов обеспечения возник на повестке дня конференции не случайно. В проекте постановления ЦК КПСС «Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стане» была поставлена задача обеспечить опережающее развитие высшего и среднего специального образования, производства и науки.

Опыт идеологической и политико-воспитательной работы в училище подробно раскрыл начальник политического отдела В.Т.Светильков. «Время требует инициативы и творчества во всех сферах жизни, - сказал он с трибуны. – Оно выдвинуло беспрецедентные по своей новизне и масштабам задачи, которые должны быть решены в самые сжатые исторические сроки». Анализ последних двух выпусков (1985 и 1986 гг) показывал, что на Вспомогательный флот было направлено более 500 выпускников. Каждый девятый специалист ушел на флот коммунистом, а каждый десятый окончил училище с отличием. Численные показатели выглядели весьма внушительно, если не считать текущих издержек, характерных для каждого учебного заведения. Так в 1986 году было выпущено 258 специалистов, а отчислено за три года обучения 104 человека. Из них: 50 по недисциплинированности, 40 – по нежеланию учиться и только 14 – по неуспеваемости. Потери составили 40,3%. Основное количество отчисленных курсантов приходилось на второй курс, который, как известно, являлся наиболее сложным с позиций формирования будущего моряка. Командиры рот Мокринский, Сокульский, Исаенков проявляли высокую требовательность к курсантам, но не считались с личными интересами молодых людей, не имеющих флотской закалки. Формализм в отношениях с людьми стал процветать во многих подразделениях. Политический отдел, партийные и комсомольские организации обращали внимание на факты равнодушного отношения к людям, но не всегда вовремя реагировали на зарождавшиеся негативные явления.

Особое внимание командование училища обращало на вести, приходящие с флотов. Представитель 85 инспекции по безопасности мореплавания ВМФ капитан 2 ранга Ю.Н.Яковлев сообщил, что в 1986 году значительно увеличилось количество аварий на Вспомогательном флоте. Причинами аварий являлись неудовлетворительная базовая подготовка судов к плаванию, слабая морская выучка командного состава, безответственность должностных лиц. Пожар на ледоколе «Вьюга» на Тихоокеанском флоте 30 марта был характерным примером.
Ледокол проекта 97 был построен в 1962 году и вошел в состав УВСГ ТОФ. Текущий ремонт судна был произведен в 1982 году. Ледокол считали сравнительно новым судном, поэтому плановые профилактические работы на нем не производились. Судно находилось в двухчасовой готовности. На борту из 42-х членов экипажа присутствовало только 14 человек. Отсутствовал старший механик. Его обязанности исполнял второй механик – служащий А.П.Виноградов. 30 марта капитан ледокола Н.М.Бублик получил приказ о выходе в Амурский залив для проводки ПЖК-50. В 18 часов 30 минут на судне почувствовали запах гари и обнаружен дым в районе одной из кают на главной палубе.
Капитан объявил судовую тревогу и направил к месту возгорания второго механика и двух матросов из состава экипажа. Механик и матросы вооружили пожарный ствол и огнетушители. Расписание по борьбе с пожаром отсутствовало, а действия личного состава по борьбе с пожаром для одной смены экипажа не отработаны. В результате неразберихи пожар на начальной стадии не был потушен. Огонь распространялся под нашивными листами подволока, поэтому применение огнетушителей и пожарного рукава оказалось неэффективным. Огонь распространялся быстро и вскоре охватил всю надстройку. По УКВ капитан доложил дежурному диспетчеру о пожаре, приказал покинуть внутренние помещения и обесточить судно.
В 18 часов 50 минут к борту ледокола подошел ПЖК-50 и приступил к тушению пожара водой через иллюминаторы ледокола. К этому времени подошел спасатель «Машук», который высадил на ледокол аварийную партию. В 21 час 40 минут спасатель начал буксировку «Вьюги» к пирсу мыса Артур. К причалу подошли ПЖК-43, ПЖК «Алтай» и спасатель «Алатау». Усилиями экипажей ПЖК, аварийных партий спасателей, пожарных команд города и гарнизона ночью пожар был потушен. В тушении пожара не участвовал лишь экипаж самого ледокола.
Последствия были печальны. Выгорели все каюты командного состава, коридоры, ходовой мостик и радиорубка. Пострадало шкиперское, водолазное и техническое имущество стоимостью свыше 100 тысяч рублей. Судно было направлено на ремонт. Комиссия установила, что причиной пожара явилось замыкание кабельных трасс сети освещения за потолочной обшивкой одной из кают.
Капитан 2 ранга Ю.Яковлев высказал ряд предложений по улучшению качества подготовки судоводителей касающихся практики использования радиотехнических средств.
С докладом «Основные направления работы Судоводительского цикла по повышению качества практической подготовки судоводителей» выступил преподаватель СВЦ капитан 1 ранга запаса В.А.Иванов. «Я хотел бы рассмотреть два вопроса: О значении подготовки судоводителей и соотношение времени на теорию и практику, - сказал он. – Штурман, как никто другой, должен обладать целым арсеналом устойчивых навыков: измерение навигационных параметров, их обработка, ведение прокладки, определение и уничтожение девиации магнитных компасов, знание радиодевиации. К этому арсеналу добавляются умении производить расчеты на расхождение судов. Знание маневренных элементов судна – индивидуально. Таким образом, мы готовим не капитанов, а штурманов. Путь на мостик у каждого человека свой».
Согласно существующей программе на дисциплину «Навигация» отводилось 199 часов. По учебному плану практике уделялось 50% учебного времени. Такая система подготовки штурманов складывалась годами и вполне себя оправдала. На СВЦ имелось два кабинета навигационной прокладки, где были установлены полигоны для пеленгования. Такой подход давал возможность тренировать курсантов в измерении пеленгов и приближать условия ведения учебной прокладки к реальным. В радионавигационном кабинете силами лаборантов Евграфова и Линева был создан тренажер для определения места по радиомаякам. В кабинете девиации магнитного компаса преподаватель Коршунов и лаборант Муленко сделали макет, позволяющий понять и усвоить способы уничтожения полукруговой и определения остаточной девиации. Учебные кабинеты пополнились магнитным компасом КМ-145, эхолотом «Молога», приемоиндикаторами «Пирс-2», «Шхуна», КПФ-7.
Практика курсантов СВО проводилась на учебном судне «Луга». Основной формой практической учебы являлось несение штурманских вахт. Преподаватели навигации Алексеев и Рожков приучали курсантов к оценке точности счисления места судна и обсервации. Дуэль и Маковиз добивались точности решения астрономических задач. В целом практика подготовки судоводителей была организована на хорошем уровне и не уступала подготовке курсантов военно-морских училищ.

Обзорную характеристику задач, выполняемых судами обеспечения Черноморского флота, дал капитан 3 ранга И.В.Леонов-Москаленко. Он отметил работу капитана-наставника 58 группы судов обеспечения, капитана дальнего плавания Анатолия Григорьевича Поцелуйко (выпускник 1951 года), капитана танкера «Койда» - Шкокова Вячеслава Петровича (выпускник 1965 года) и его однокашника капитана танкера «Борис Чиликин» Панова Константина Николаевича. «За последние 10 лет суда УВФ ЧФ, на которых ходят в море выпускники ЛМУ ВМФ, не имели ни одной аварии из-за штурманской ошибки».
По мнению докладчика, выпускники училища обладали следующими недостатками:
1. Слабо воспитано чувство командира – человека способного руководить рядовым составом. Так штурман Шереметьев, заступив на дежурство по судну, привел себя в нетрезвое состояние, подделывал записи в судовом журнале. Сменный помощник капитана В.А.Потапов за низкие моральные качества переведен в матросы и уволен. Козишкурт несколько лет занимал должности помощников капитана, но был уволен за пьянство.
2. Слабо развито чувство любви к морю. Этим недостатком страдают выпускники, которые довольствуются мелкими плавсредствами и не стремятся к продвижению по должности.
3. Недостаточное знание материальной части. Приходится сталкиваться с тем, что на старых судах встречается техника производства 40-х и 50-х годов.

Важным вопросом конференции было материальное обеспечение выпускников. Начальные оклады составляли 115 – 150 рублей. Оклады в сумме 225 -250 рублей получали капитаны в возрасте старше 45 лет. Немаловажным фактором была и жилплощадь, которую не предоставляло УВФ вопреки распоряжению Совета Министров СССР.

Флагманский связист соединения капитан 3 ранга В.С.Туркин подробно осветил деятельность выпускников Радиотехнического цикла. «Подавляющее число радистов не отстает от требований времени, грамотно обслуживает самую сложную технику, мастерски работает в эфире, - сказал офицер. – Среди них особое место занимает начальник радиостанции ледокола «Добрыня Никитич» Леоненко Владимир Петрович (выпуск 1958 года), начальник радиостанции транспорта «Печора» Кизенко Владимир Владимирович (выпуск 1966 года), начальник радиостанции транспорта «Хопер» Петровский Иван Семенович (выпуск 1967 года), начальники радиостанций Теслер, Казаков, Балабанов и многие другие».
Управление связи Северного флота оценивало работу радиоспециалистов ЛМУ ВМФ в сетях дальней оперативной связи только на «хорошо» и «отлично». Радиооператорская подготовка на РТЦ была поставлена на высоком профессиональном уровне. Флотские связисты отмечали, что по качеству радиопередач специалисты Вспомогательного флота превосходят радистов боевых кораблей, имеющих более высокую техническую оснащенность и количественный состав специалистов.
По штату численный состав радиостанции судна Вспомогательного флота состоял из трех человек: начальника радиостанции и двух радиооператоров. Они могли обеспечить непрерывную круглосуточную работу с заданными корреспондентами, оперативно справляться с ремонтом аппаратуры в море. В 1986 году лучших показателей добились радиотехнические службы танкера «Дубна», транспорта «Печора», танкера «Генрих Гасанов. Эти успехи базировались на фундаменте хороших практических навыков в радиообмене, знаниях техники связи. Достаточно вспомнить первого начальника РТЦ Афанасия Михайловича Терещенко, Григория Михайловича Семенюта, Николая Ивановича Смирнова, преподавателей: С.А.Иванова, М.Г.Карнаухова, Ф.Я Херувимова и других.
Из-за продления сроков использования судов обеспечения, остро встал вопрос модернизации аппаратуры связи. На судах постройки 50-х и 60-х годов уже стояли новые передатчики и приемники. Исключение составляли радиостанции УКВ «Акация» и радиопередатчики «Ерш». На судах старых конструкций не хватало площадей постов, отсутствовала вентиляция и системы электропитания переменного тока. Однако, и эти задачи решались радистами в полном объеме и с высоким чувством ответственности.
Проблема жилья была основной причиной ухода радистов в другие организации. Их с удовольствием брали на суда Минморфлота и Министерства рыбного хозяйства. В итоге получалось, что радиоспециалистами ЛМУ ВМФ обеспечивало весь гражданский флот.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

О подготовке специалистов по радиотехнической специальности рассказал старший преподаватель РТЦ капитан 2 ранга запаса А.Е.Смирнов. Анатолий Евграфович вместе с коллегами по циклу занимался внедрением в учебный процесс прогрессивных методов обучения. Начальник РТЦ капитан 2 ранга В.Н.Лобко предложил опробовать функционально-структурный метод обучения. По мнению ведущих преподавателей цикла М.Журавлева и



Н.Манова этот метод имел право на внедрение в случае, если курсанты будут лучше усваивать технологию ремонта радиоаппаратуры. На РТЦ закипела работа. Была создана действующая радиолиния, разработаны структурно-функциональные схемы узлов и блоков радиопередатчиков. В одном из кабинетов был установлен и введен в эксплуатацию тренажер «Радиотелеграфист», который позволил привить курсантам практические навыки в радиообмене. Кроме этого на цикле начаты монтажные работы по установке комплексного тренажера «Разлив».
Творческий процесс соединения учебной деятельности курсантов с производительностью труда давал хорошие результаты. Приобретенные знания воздействовали на характер труда курсантов, а трудовая деятельность формировала профессиональные умения и навыки.
Практические навыки по ремонту радиоаппаратуры курсанты получали после 1-го и 2-го курсов обучения. Радиомонтажная практика проводилась на лабораторной базе РТЦ. Курсанты выполняли электро- и радиомонтажные работы, устраняли неисправности КИП и РИП, изготавливали макеты отдельных узлов и блоков радиоаппаратуры. По заданию руководителя практики. Производственную практику будущие радисты проходили в Кронштадте в цехах КМОЛЗ. Они осваивали ремонт, настройку, регулировку и контрольную проверку радиоаппаратуры.
«За 10 лет на РТЦ накоплен значительный опыт работы с выпускниками, - сообщал докладчик. – На цикле ведется журнал учета пожеланий и предложений выпускников. Мы организуем встречи курсантов с выпускниками, что оказывает большое влияние на формирование будущих специалистов. Привожу одну из записей: ХИЛОВ С.А. (КТОФ) – 2-й радиооператор м/т «Борис Бутома» (28.09.1978 г.):
«После выпуска из училища в 1977 году получил назначение радиооператором на «МБ-24» Тихоокеанского флота. В апреле 1978 года буксир ушел на боевую службу в Тихий океан в район Гавайских островов. Теплый климат и высокая влажность воздуха оказывали влияние не только на людей, но и на радиоаппаратуру. Поломки средств радионавигации и радиосвязи следовали одна за другой. Вот тут я и понял, зачем меня учили разбираться в схемах, паять и изучать радиодетали. Мне повезло тем, что радиостанцией командовал радиолюбитель. В радиорубке хранилось множество всякого барахла: радиодетали, провода, транзисторы, радиолампы и т.п. Поиск неисправности занимал много времени потому, что не было опыта и практики. Как правило, неисправности отсутствовали в перечне типовых, поэтому приходилось лазить по схемам, проводить измерения и принимать решения. За время плавания я набрался опыта и знал отдельные блоки наизусть. Капитан буксира оценил мои старания, и после возвращения во Владивосток меня временно назначили начальником радиостанции на танкер «Тагил». Радистов на судне не было, поэтому делать все пришлось самому. Особенно мучили формуляры и документация, которые требовалось периодически заполнять. Судно постоянно работало на линии перевозок и свободного времени оставалось мало. Через два месяца меня сменил штатный начальник радиостанции, который вернулся с боевой службы. Я устроился на м/т «Ижора», ходил несколько раз на Камчатку и обратно.
Зимой меня командировали в Ленинград принимать м/т «Борис Бутома». Приятно было гулять по улицам любимого города. Заехал в Ломоносов повидать преподавателей РТЦ. Особых изменений не увидел, поговорил с курсантами и пожелал им учиться работать на машинке, заниматься радиообменом и изучать технику. На ТОФе я встретил много хороших людей, к которым можно было обратиться за помощью. Теперь, имея собственный опыт, я сам стараюсь помогать другим людям».

Опытом работы по подготовке электромехаников поделился начальник Электромеханического цикла капитан 2 ранга М.К.Ульянов. «Развитие Электромеханического цикла во многом задерживалось отставанием его материально-технической базы, полной сменой коллектива, отсутствием педагогической школы у новых преподавателей. На сегодняшний день циклом освоено нестандартного оборудования на 180 тысяч рублей и табельного на 50 тысяч рублей. Старшие преподаватели Белов А.И., Кемайкин Н.В. и преподаватель Андреев А.М. имеют опыт работы на судах и передают свои знания курсантам. Преподаватель Москалев Ю.К. – выпускник академии только приобретает педагогический опыт. Большим уважением у курсантов пользуется преподаватель Лобанов С.А.. Большую часть своего личного времени он отводит работе в лаборатории. Являясь опытным наставником молодежи, Сергей Александрович привлекает к творчеству не только отличников, но и тех, чьи способности еще не развились.
В практику преподавания на цикле за последние годы прочно вошли технические средства обучения. Многие из них, «Наборное поле», «Универсал» были задействованы на приеме Государственных экзаменов. Этими средствами хорошо овладели преподаватели Белов, Кемайкин, Лобанов. На цикле идет процесс непрерывного поиска и внедрения новых методов обучения, развивается рационализаторская работа, создание атмосферы технического творчества.
Слаженная работа всех звеньев ЭМЦ была бы неполной без самоотверженного труда лаборантов: Аненко Г.И., Асламова П.Р., Черныша Г.Т., Соколовой Е.М. . Именно эти люди создали сегодняшний облик лабораторий».


Цикл иностранного языка

Цикл английского языка представляла старший преподаватель-методист Фирсова Л.Г. «Английский язык является обязательной дисциплиной для курсантов всех специальностей. Основная задача курса состоит в практическом освоении разговорным языком. Выпускники должны уметь читать литературу по специальности, владеть терминами и объясняться на уровне бытового общения. Существует специфика в знании определенных терминов у судоводителей и радистов, которым приходится чаще судомехаников и электромехаников использовать разговорный язык.
Обучение английскому языку складывается из общеязыкового курса и специального. Общеязыковый курс ориентирован на знании фонетики, грамматики и лексики. Подавляющее большинство курсантов, поступающих в училище, изучало в школе немецкий язык. В связи с этим задача преподавателя состояла в выработке у курсанта нормативного произношения, и привитие минимального грамматического и лексического минимума. На основе этих навыков начиналось развитие устной речи. Такой подход давал определенную экономию времени и формировал опорную базу для дальнейшей работы над языком.
На цикле введен в эксплуатацию лингафонный кабинет, который играет большую роль для постановки лексики и запоминания типовых грамматических конструкций. Кабинет использовался в процессе аудиторных занятий и во внеурочное время. Контроль изученного материала осуществляется посредством диктантов, а также путем перевода текстов с одного языка на другой».

Результаты конференции показали, что за последние пять лет училище достигло высокого уровня и подошло к своему сорокалетнему юбилею с отработанной системой подготовки специалистов для Вспомогательного флота ВМФ.
Комментарии (1)
владимир # 1 февраля 2019 в 01:29 0
здравствуйте я мечтал в юности поступить в Ломоносовское мореходное училище но к сожалению не получилось пришлите мне пожалуйста рассказ об учебе и работе на судах обеспечения ВМФ заранее спасибо Владимир из израиля