Л О М О Н О С О В С К О Е Мореходное училище ВМФ 15 - Глава VII. Перелом

Автор
Опубликовано: 3441 день назад (6 июля 2015)
0
Голосов: 0
Глава VII. Перелом

Капитан 1 ранга Скородумов Николай Васильевич вступил в должность начальника колледжа 22 мая 1992 года. (фото)
Выпускник ВВМУ им М.В.Фрунзе 1972 года Николай Скородумов начал службу на малых противолодочных кораблях Северного флота командиром БЧ-2-3. В 1977 году после окончания учебы на Высших офицерских классах был назначен командиром МПК-86. После окончания Военно-морской академии им. Н.Г.Кузнецова в 1983 г. он был назначен заместителем начальника штаба бригады кораблей Охраны водного района. С 1884 г – начальник штаба оперативной бригады, которая несла боевую службу вдоль западного побережья Африки. На боевой службе Николай Васильевич вплотную познакомился с работой судов обеспечения, которые доставляли топливо и продовольствие на боевые корабли, несущие боевую службу от Западной Атлантики до мыса Горн. Он приобрел хороший опыт планирования совместной работы с судами обеспечения, принимал непосредственное участие в дозаправке кораблей топливом и продовольствием на ходу в море.
С борта флагманского корабля он знакомился с портами Африканского побережья: Луанда (Республика Ангола), Конакри (Республика Гвинея), Котону (Республика Бенин) и другими. Боевого офицера, имеющего боевой опыт, в 1985 году назначают командиром бригады кораблей ОВРа, а через год командируют в качестве советника командующего ВМС и береговой обороны в Йеменскую Арабскую республику.
Обстановка в мире оставалась напряженной особенно в зоне Ирано–Иракского конфликта. В Персидский залив были направлены тральные силы, которые были должны устранить минную опасность и обеспечить безопасность мореплавания в этом районе.
Вступив в должность начальника ЛМУ ВМФ Скородумов начал комплектовать высококвалифицированными кадрами, имеющими академическое образование. К этому времени многие офицеры выслужили положенные сроки службы и подлежали увольнению в запас. В августе- сентябре 1992 на должности начальников циклов были назначены выпускники Военно-морской академии. Судомеханический цикл возглавил капитан 2 ранга Иванов, а Электромеханический цикл – капитан 2 ранга Мельников. В это же время судоводительский факультет возглавил капитан 1 ранга В.И.Сыров, который до этого возглавлял Штурманский факультет КВВМУ им С.М.Кирова в Баку. В связи с выходом Азербайджана из состава Союза ССР, училище осталось на территории другого государства и было расформировано.
В 1993 году Судоводительский цикл возглавил выпускник ВМА капитан 2 ранга Задесенец, бывший штурман бригады на ЧФ. В 1994 году начальником цикла «Управления судном и морской практики» назначается капитан 2 ранга Ю.В.Кольцов, а заместителем начальника училища по МТО выпускник Академии Тыла и Транспорта подполковник И.В.Волощук, сменив на этой должности подполковника Е.И.Скрыпник. Начальником РТЦ назначили капитана 2 ранга С.Б.Грошева, которому было суждено стать последним военнослужащим возглавляющим РТЦ.
С Евгением Ивановичем Скрыпник расставались с большим сожалением. Честный и добросовестный офицер много сделал для училища. Это был настоящий хозяйственник. При нем в училище была построена теплица, в которой с мая по октябрь выращивались огурцы и помидоры. Продукты теплицы существенно улучшали питание курсантов. В течение двух лет специально на грядке выращивали тюльпаны к Международному женскому дню 8-е Марта. В этой работе большую помощь оказывали курсанты всех факультетов.
В условиях развалившегося Советского Союза образовалось новое государство Российская Федерация, которое начало издавать свои законы. Так в 1993 был принят Федеральный закон «Об образовании» и закон «О статусе военнослужащего», который вводил контрактную систему формирования Вооруженных сил. Для офицеров и мичманов был определен срок в один месяц, когда любой военнослужащий мог уволиться из армии по собственному желанию.
Обстановка в стране складывалась тяжелой. КПСС, как правящая партия, перестала существовать. Денежное довольствие военнослужащим выдавали с большой задержкой, полки магазинов пустели, а деньги обесценивались.
Одним из первых кто по собственному желанию решил уволиться со службы, был начальник Судомеханического факультета капитан 1 ранга Ю.И.Федосов. Он имел большой опыт эксплуатации дизельных, паросиловых и газотурбинных энергетических установок. Будучи в должности командира Электромеханической боевой части корабля, он успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук.
Остальные офицеры и мичманы, понимая, что нужно выслужить положенный срок до пенсионного возраста подписали контракты на дальнейшую службу сроком на три и пять лет. Рушилась уверенность в будущем, но оставалась надежда, что Родина защитников Отечества не обидит.
После распада Советского Союза образовалась Российская Федерация. Новое государство возглавил Борис Николаевич Ельцин. Жизнь в колледже шла своим чередом. Учебный процесс – святое дело. Армия стала терять свой авторитет. Офицеры постепенно перешли с ношения военной формы на гражданскую одежду. К присяге на верность службе новому государству никто не приводил. Отдел кадров предлагает заполнить анкеты на службу по контракту. Кто не желает служить дальше, может написать рапорт об увольнении с военной службы. У многих офицеров за плечами приличная выслуга, но не хватало ценза для увольнения в запас по возрасту. Президент РФ Борис Ельцин, выступая в Министерстве обороны, обещает увеличить с нового года в 1,5 раза денежное содержание офицерам, обеспечить жильем и социальную защиту. Однако, ничего подобного не происходит. Начинается раздел Черноморского флота между Украиной и Россией.
Согласно нового закона «Об образовании», высшие военные учебные заведения не входят в перечень, которые могут выдавать диплом о высшем образовании. Начинается преобразование военных училищ в институты и университеты. Понять, что происходит трудно. Срочно меняются учебные планы и программы с ориентацией на родственные по специализации гражданские ВУЗы. Ликвидируется аппарат начальника ВМУЗ и военные кафедры. Ломоносовское мореходное училище автоматически выпадает из системы военного образования.
Колледж попадает в цейтнот. Некуда размещать курсантов на практику. Денег на командировку на Северный флот не дают, Черноморский флот еще не разделили, к Тихому океану не пробраться. Начальник тыла ВМФ ничего сказать не может, так как сам не знает, что ему делать. Николай Васильевич решает разместить одну часть курсантов на практику на суда Лен. ВМБ, а вторую оставить в колледже.
Сужение базы практики сказывается на качестве подготовки курсантов. Маломерные суда находятся в отстое. Нет топлива. Работают только те суда, которые реализуют коммерческие предложения. Страдает штурманская подготовка курсантов судоводительского факультета.
Для повышения квалификации преподавательского состава у Министерства обороны никогда не было денег. «Мудрецы» в Министерстве Обороны считали, что преподавателям пожилого возраста незачем учиться на курсах, а молодые педагоги и так все знают, если их обучить на курсах, то они скоро уйдут на более оплачиваемую работу. Тамара Георгиевна Савкина возглавляла методический кабинет и не разделяла позицию чиновников из Министерства Обороны. Она считала, что повышать квалификацию обязан каждый преподаватель.
В 1994 году Тамара Георгиевна все же добилась, чтобы преподаватели повышали свою квалификацию. 25 человек прослушали лекции по вопросам «Современные технологии обучения», а в 1996 году – 27 преподавателей были подготовлены по «Современным проблемам психологии и педагогики». Благодаря инициативе Т.Г.Савкиной в колледже была создана и успешно работала школа молодого преподавателя, в которой занимались 9 человек.
Параллельно с повышением квалификации преподавательского состава командованием факультетов и должностными лицами учебного отдела были проконтролированы занятия, проведены открытые и показные уроки. По оценочным заключениям 48,5% занятий получили оценку «отлично», 40% - хорошо и только 11,5% - удовлетворительно. Средний оценочный балл качества преподавания составил 4,31, который свидетельствовал о высоком уровне учебно-методической работы в колледже.
В колледже продолжают работать преподаватели с большим практическим опытом и педагогическим стажем. А.Соколов, С.Лобанов, В.Иванов на Судомеханическом цикле, Н.Манов и А.Кайфаджян – на Радиотехническом. На Судоводительском цикле В. Коршунов, Ю. Потуренко, К.Богдасаров и др. Маина Владимировна Матузко уже длительное время возглавляет Общетехнический цикл. Эти люди знали и умели преподносить учебный материал на высоком уровне культуры для тех курсантов, которые в этом нуждались и стремились получить хорошие знания. Но, менялось время и отношение к учебе. На первый план стали выносить не моральные ценности, а материальные. Преподаватель по уровню оценки собственного труда постепенно сползал на задний план развития коммерческих структур, которые требовали совсем других знаний и этики поведения. Молодежь почувствовала эти изменения значительно раньше преподавателей и стала относиться избирательно к потреблению учебного материала.
В 1994 году состав кабинетов колледжа постепенно изменяется за счет перераспределения учебных площадей освобождаемых Военно-морским циклом. Силами лаборантского состава Общетехнического цикла усовершенствованы кабинеты физики, химии, черчения. На Судоводительском цикле введен в эксплуатацию кабинет ремонтной подготовки технических средств судовождения, на Судомеханическом цикле оборудованы кабинеты технической термодинамики и теплопередач. На Радиотехническом цикле появляются первые персональные ЭВМ. Кажется, что прогресс налицо и дальше будет лучше.
Однако все это не так. В августе 1994 г. возникают проблемы с ремонтом крыш и помещений. 2001 ОМИС заниматься ремонтом не хочет. Новоявленные Акционерные общества закрытого типа поглощают денежные средства, выделяемые Министерством обороны, с аппетитом гиганта Гаргантюа. В смету закладываются не только интересы колледжа, но и лиц, осуществляющих посредническую деятельность. В обиход медленно входит таинственное слово «откат».
Постепенно разваливается подсобное хозяйство, которое многие годы кормило курсантов, погибает парник. Старый деревянный корпус прогнил и покосился. Он признан полуаварийным, но продолжает функционировать. Теперь в нем начальник КЭО разместил склад списанной мебели. По дачам растаскивают не только остатки мебели, но и часть облицовки деревянного дома. Зачем? Чтобы зря материальные ценности не пропадали. Одновременно разрушается парник, где выращивали огурцы и помидоры для курсантов.
Для курсантов открыли баню. Ее оборудовали своими силами в помещении заброшенного подвала столовой. Теперь вместо облезших стен появились душевые кабинки. Начальник колледжа капитан 1 ранга Скородумов с грустью в глазах пытался заглянуть в безнадежное будущее.


В середине 90-х годов выходит постановление «О лицензировании и государственной аккредитации учебных образовательных учреждений». Что это такое – никто не знает.
В 1996 году на Судоводительском цикле произведен монтаж и установка гирокомпаса «Курс-4», радиопеленгатора АРП-85 и приемоиндикатора КПИ-8ф. Начальник цикла Константин Рубенович Богдасаров ругался на каждом совещании руководителей циклов. «Что вы мне подсовываете старую технику! – кричал он. - Вся аппаратура, которую мы установили, снята с производства. Через два года этой технике место на помойке! Что я должен делать? Скажите!» Возмущение Константина Богдасарова выслушивают спокойно, понимая, что он прав и обещают гирокомпас «Курс-10А».
В это время мир успешно осваивает спутниковую навигацию GPS, благодаря которой капитаны судов могут определяют свое место с точностью 50-100 метров. Денег у училища на приобретение учебных GPS нет. В качестве дополнения к макетам дизелей на судомеханическом цикле устанавливают автоматизированный паровой котел, работающий на тяжелом топливе, чем устраняют замечание государственной аттестационной комиссии 1996 года.

В 1996 году курсанты колледжа совершили недельный поход на учебном корабле «Смольный» в Балтийское море с двумя ходовыми сутками. Впечатлений осталось много, но результатов мало. Попытка организовать и провести практику на судоремонтных предприятиях ГУ СРЗ ВМФ завершается провалом. Судоремонтные заводы отказываются принимать курсантов на практику в связи с отсутствием ремонтных работ и требуют плату за руководство практикой, что противоречит всем нормативным документам. В декабре 1996 года колледж выпустил 144 специалиста.

В 1997 году конкурс на вступительных экзаменах составил 1,7 человека на место. Члены приемной комиссии отмечали очень низкий уровень общеобразовательной подготовки. На первый курс было принято 186 курсантов. Из них 180 человек – гражданская молодежь и только 6 человек после службы в ВС РФ. Средний балл на вступительных экзаменах составил: математика -3,4, русский язык – 3,5 баллов. Из числа поступивших на 1-й курс 26 курсантов оказались из неполных семей, 2 – круглые сироты, а 56 человек имели дефицит веса. За период учебы с января 1997 года по август 1998 года с 1-го курса было отчислено 33 человека, из них 48% по недисциплинированности и 33% - по нежеланию учиться. В ходе работы приемной комиссии по профессионально-психологической непригодности было отчислено 38 абитуриентов. Николай Васильевич Скородумов прочитал отчет приемной комиссии и ужаснулся.


Аттестация Колледжа

Закон Российской Федерации «Об образовании». Государственный стандарт среднего профессионального образования, введенный в действие приказом № 1216 Министра общего и профессионального образования РФ от 17.06.1997 года, предусматривал подготовку специалистов в колледже по четырем основным специальностям на дневном обучении:
-2405 - «Морское судовождении»;
-2011 – «Эксплуатация оборудования радиосвязи и радионавигации судов»;
-2909 – «Эксплуатация судовых энергетических установок»;
-1807 – «Эксплуатация электрооборудования судов».
С целью упрощения управления личным составом в рамках смежных профессий были созданы два факультета: Судоводительский и Судомеханический. Судоводительский факультет объединял специализации 2405 и 2011, Судомеханический – 2409 и 1807. Общеобразовательная подготовка курсантов осуществлялась «Общетехническим циклом», «Циклом иностранного языка», «Циклом социально-экономических дисциплин», «Циклом физической подготовки и спорта».
Заочное обучение производилось по специальностям «Морское судовождение и «Эксплуатация судовых энергетических установок». Курсы переподготовки и повышения квалификации командного состава судов обеспечения ВМФ предусматривал подготовку по специальностям 2405, 2011 и 2409. Организационно колледж руководствовался штатом 17/139.
Подготовка специалистов для Вспомогательного флота осуществлялась по учебным планам и программам, разработанными в соответствии с требованиями приказа МО РФ № 240 от 28.07.1994 года «О государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования». Классификатор специальностей среднего профессионального образования предусматривал непрерывную подготовку специалистов повышенного уровня - техников со сроком обучения 3 года 9 месяцев.
Назначенный начальником учебного отдела Николай Николаевич Задесенец определял идеологию колледжа. За глаза его называли «заусенец». В этом слове было что-то колючее. Но ведь женщины любят розы, потому что они колючие. Благодаря этому качеству колледж благополучно прошел аттестацию и аккредитацию, получив документы на право продолжать учебный процесс в качестве Государственного образовательного учреждения.
Комиссия по аттестации выявила ряд существенных недостатков, которые предстояло теперь устранить. В частности, в колледже отсутствовал кабинет вычислительной техники. Его требовалось срочно создать. Ведущим циклом в решении этой задачи командование выбрало РТЦ.
Начальник Радиотехнического цикла Сергей Грошев смотрел на персональные компьютеры с большим интересом, не понимая, что от этих технологий вспомогательный флот отстал, как парусный от парового.

Три совместимых компьютера IBM подарили выпускники и семь ПЭВМ типа ЕС-1841 4-й технической категории приняли из 24-го НИИ ВМФ. Ввиду отсутствия образовательного стандарта за основу приняли школьный курс информатики. Курс информатики вел Алексей Константинович Полюнин, помогала лаборантка Татьяна Гаева. Ни преподаватель, ни лаборантка опыта работы на персональных ЭВМ не имели, поэтому осваивали основы информатики вместе с курсантами.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Лаборатория вычислительной техники, которую возглавлял Е.Кушаков, постепенно пополняется «новой» техникой. Через год в колледже было установлено и введено в эксплуатацию 35 персональных компьютера типа МС-0511 и ДВК-3.
В период с 4 по 20 декабря 1997 года в колледже была проведена итоговая Государственная аттестация выпускников дневного и заочного обучения. К аттестации заранее готовились. Начальники циклов заранее составили перечень вопросов и на каждом занятии их повторяли. Члены аттестационной комиссии с интересом рассматривали аудитории, знакомились с г. Ломоносов, изучали программы учебных дисциплин. Всего на Государственную аттестацию было представлено 75 курсантов дневной формы обучения и 24 заочника. Средний балл сдачи экзаменов составил 4,24 балла. Курсанты Милошик М.В., Сивков Д.Н., Хабибуллин В.Г. и Коваленко А.В. получили отличные оценки и претендовали на диплом с отличием.
Курсант Егоров Ю.В. едва мямлил на экзамене «Устройство, техническая эксплуатация и управление судном». Начальник Судоводительского цикла Богдасаров К.Р. задавал наводящие вопросы, которые подсказывали ответы, но Егоров упорно молчал. Курсант Колыбердин «завалился» на предмете «Навигация и лоция». Оба выпускника получили неудовлетворительные оценки и не были допущены к защите диплома.
В заключении Государственная экзаменационная комиссия отметила, что уровень теоретической и практической подготовки курсантов-выпускников соответствует требованиям квалификационных характеристик и учебных программ. Это была явная фальсификация фактов. Учебный процесс постепенно катился в непонятную яму.
На выпуске капитан 1 ранга Скородумов зачитал приказ о распределении по флотам: Северный флот – 10, Балтийский флот – 10, ТОФ - 12, Лен.ВМБ – 27. Из-за отсутствия вакантных должностей на судах обеспечения ВМФ 15 выпускников получили свободные дипломы: радиотехников – 4, судоводителей – 7, судомехаников – 2, электромехаников – 2. 19 выпускников с их согласия распределены на должности рядового состава: мотористами – 6, электриками – 6, матросами – 7.
Выпуск 1997 года дневного обучения составил 73 человека, заочного – 24. Судоводителей – 25, радиотехников – 13, судомехаников – 21, электромехаников – 13. Только половина набора 1993 года благополучно дошла до этого знаменательного дня.

Наступает 1997 год – год 50-летия с момента образования ЛМУ (ЛМК) ВМФ. 20 декабря в училище проходит очередной выпуск. Только половина набора 1993 года благополучно достигает заданной цели и получает дипломы об окончании колледжа. Очное отделение оканчивают 73 молодых специалиста (плюс 24 заочника). Отсев контингента составил около 50 процентов. Суда вспомогательного флота не в состоянии принять всех выпускников колледжа. 14 человек получают «свободные» дипломы и трудоустраиваются по своему усмотрению. Заместитель начальника колледжа по учебной работе капитан 1 ранга В.Сыров сетует на отсутствие хорошей штурманской практики и закрытие цикла Военно-морской подготовки. Выпускники колледжа не получают звание офицера запаса с 1994 года, поэтому тех специалистов, которые захотят проститься с флотом до 27 лет впереди ждет срочная служба.
Среди гостей, прибывших в училище отметить пятидесятилетний юбилей учебного заведения, первые выпускники Судомеханического отдела: К.Кочешков, В.И.Козлинский, А.С.Александров, И.Алексеев, В.Буйлов, И.Алепко и многие другие. О.Ильяшенко - бывший капитан ледокола «Волынец» и М.Кравченко – капитан ледокола «Буран» рассказывали интересные истории о плавании в высоких широтах. На торжественном собрании выступил начальник Вспомогательного флота ВМФ контр-адмирал Ю.Кличугин, капитан дальнего плавания А.Шендеров, глава местной администрации Э.Рябов. Выступающие отметили огромный вклад командования и педагогического персонала училища в дело подготовки специалистов для вспомогательного флота. После торжественной части состоялся традиционный концерт художественной самодеятельности и банкет.


Выживание

В 1998 году начальником колледжа стал капитан 1 ранга Борис Сергеевич Тараев. (Биографическая справка, фото)
Смешанная структура управления колледжем потребовала поиска новых компромиссных решений между военными и гражданскими сотрудниками. Министерство обороны стало выделять мизерные средства на обслуживание колледжа. Требовали ремонта крыша, мастерская, котельная и другие элементы инфраструктуры колледжа. Порою казалось, что он сидит на мине с самоликвидатором. Стала беспокоить и текучесть кадров. Мизерные зарплаты сотрудников колледжа никак не укладывались в «потребительскую корзину», придуманную «умниками» из Государственной думы. Понятие МРОТ (минимальный размер оплаты труда) никак не согласовывалось с растущими ценами на продукты питания и ростом инфляции. Сводить концы с концами становилось все труднее. Особенно беспокоила МИС (морская инженерная служба), которая своевременно не переводила деньги на оплату электроэнергии и тепла. Колледж постепенно превращался в отстойник для офицеров, желающих дослужить до пенсии и получить обещанную государством квартиру.
Капитан 2 ранга Юрий Кольцов, назначенный заместителем начальника колледжа по воспитательной работе, отмечал в заметке «Готовимся к зимней сессии в Новом году», опубликованной в «Морской газете» от 2 декабря 1999 г.: « В настоящее время командование колледжа» большое внимание уделяет проведению воспитательной работы в ходе учебных занятий. Ведь приближается зимняя сессия и много времени у курсантов уходит на подготовку к ней. Мне, как начальнику отделения воспитательной работы, приходится постоянно вместе с моими подчиненными определять и формировать воспитательные цели каждой дисциплины, каждого занятия…». Заметка вызывает удивление и даже возмущение со стороны преподавательского состава. Между воспитанием и обучением возникает трещина. Александр Арутюнович Кайфаджан, прочитав заметку, возмущался:
Какие цели? Какие задачи? Эти воспитатели пытаются все свалить на нас. Я не помаю, кого я должен воспитывать? В стране каждый день убивают новоявленных бизнесменов, нам своевременно не выплачивают зарплату. Кольцов сам же пишет, что курсанты выпускного курса не получали стипендию уже 16 месяцев. Нас тоже держат в дураках. А мы должны еще и воспитывать?!
-А как насчет идеи? – спросил обычно молчаливый Николай Семенович Манов.
-Какая идея? – распалялся Кайфаджан. – Когда было государство. Тогда была и идея. Мы знали, кому и зачем служим. Я всегда гордился своим воинским званием. А сейчас люди прячут свои погоны под старыми куртками.
Тем не менее, учебный процесс идет своим чередом по утвержденной программе.

Мехряков Дмитрий Владимирович (2000 – 2006)
Глущенко Валерий Александрович (2006 – 2011)
СВЦ – уход Богдасарова, развитие цикла
РТЦ - прибытие Серебряков (2002), развитие цикла, компьютеризация, тренажер ГМССБ
СМЦ- Безбородова, Лобанов, Иванов
ЭМЦ – Белов Алианс Иванович
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!