Л О М О Н О С О В С К О Е Мореходное училище ВМФ 17 - Преподаватели

Автор
Опубликовано: 3179 дней назад (6 июля 2015)
Редактировалось: 1 раз — 6 июля 2015
0
Голосов: 0
Преподаватели



Соколов Альфред Сергеевич, 1930 года рождения прибыл в училище на должность заведующего паросиловым кабинетом в 1959 году после расформирования Технического училища ВМС. Молодой педагог окончил факультет «Судовые паросиловые двигатели и установки Ленинградского Кораблестроительного института в 1954 году. После сокращения ВС СССР в 1960 году назначен начальником Судомеханического отделения до 1977 года. Талантливый преподаватель создал кружок технического творчества курсантов, создал демонстрационные электрифицированные стенды с образцами узлов двигателей, разрезы учебной техники. Работу выполняли курсанты под руководством опытных лаборантов. Как методист, Альфред Сергеевич написал для курсантов и механиков судов обеспечения ВМФ учебники: «Учебник механика вспомогательного флота» и «Автоматическое регулирование силовых установок и технические измерения на судах вспомогательного флота». Обе книги вскоре стали библиографической редкостью и по настоящее время не потеряли своей актуальности. Соколов А.С. неоднократно избирался секретарем партбюро Судомеханического отделения. Принципиальный и честный человек с душой относился к каждому курсанту, глубоко переживал за каждого человека. За это его уважали курсанты, преподаватели и
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Командование училища. А.С.Соколову одному из первых в училище было присвоено высокое звание «Заслуженный учитель РФ». Вместе с ним более 50 лет в училище проработала супруга Раиса Петровна, которая была стоматологом. Здоровье не вечно. Альфред Сергеевич долго болел и умер в 2005 году.

Из воспоминаний выпускника Судомеханического факультета Андрея Михайлова:
«После окончания училища попал на кабельное судно «Бирюса», на котором отработал механиком 12 лет. Параллельно стал заниматься электрикой судна и достиг хорошего уровня. Я считал, что механик всегда должен иметь возможность заменить электромеханика. В этом большая заслуга наших преподавателей, особенно, А.С.Соколова, который никогда не отделял механику от электромеханики. Учили нас жестко. То, что нам давали, пригодилось на всю жизнь и выручало всегда. Мне иногда казалось, что уровень нашей подготовки был даже выше, чем у выпускников высшей мореходной школы.
Особенно нас доставал ВМЦ. У меня сложилось впечатление, что там собрались все неудачники военно-морского флота, списанные за профессиональную непригодность. На занятиях преподаватель ВМЦ капитан 2 ранга Лукин начинал лекцию с того, что что-то взорвал не в том месте, где было приказано. Бывший минер был глуховат, постоянно повторялся. Его лекции о боевых средствах флота нас мало касались, но входили в обязательную программу при подготовке офицеров запаса. Капитан 2 ранга Калабухов постоянно рассказывал, что потерял секретную торпеду, после чего был назначен преподавателем в ЛМУ. Вообще ВМЦ мы называли не циклом, а «цирком». Дело в том, что на ВМЦ очень любили играть в войну, затевали перестрелку в коридорах после занятий, чем убивали наше личное время. Двойки ставили налево и направо, лишая нас увольнения. Мы пытались переправлять оценки, но преподаватели за этим строго следили по своим блокнотам. Поэтому приходилось «грызть» науку. У меня до сих пор в голове зафиксировался набор корпуса судна: продольный и поперечный. Знать набор судна было необходимо для организации борьбы за живучесть. Лазить вдоль килевой балки нас никто не заставлял в том числе и считать расстояния между шпациями. Такую идею можно было предложить новичку, который впервые пришел на судно и не имел никакого понятия об устройстве корабля. Тем не менее, мне пригодились выборочные знания, когда я стал спасателем и мне пришлось лазить по корпусам утонувших кораблей.
Вообще ВМЦ при нас называли «Военно-морской цирк». В настоящем цирке я был только один раз. Представлений нам вполне хватало на занятиях
Капитан 2 ранга Смыкла был добрейшим человеком. Он никогда никого не снимал с вахты, просто подходил к спящему курсанту, будил и отправлял его в роту на койку. За это его прозвали «Отцом курсантов». Во время одного из его дежурств через ворота училища, ведущие к свинарнику угнали грузовик. Вахты там, естественно, не было. Он объявил тревогу, на что не имел права. На дежурной машине организовали погоню. Грузовик нашли в ближайшем переулке. Водитель был пьян, а в баке не было бензина. На построении начальник училища объявил Смыкле благодарность за бдительность и поимке нарушителя, простив ему нарушение Устава в смысле объявления тревоги.
Выписка из личного дела Сирко Якова Сергеевича:
«Преподаватель Судомеханического цикла. Защищал Севастополь и Советское Заполярье, награжден двумя орденами Красной Звезды и медалями. Окончил Политехнический институт. Яков Андреевич принимал активное участие в общественной жизни, проводил большую работу по воспитанию курсантов на боевых и революционных традициях советского народа. Его неоднократно избирали секретарем партийной организации цикла. Коммунист Я.С.Сирко был требователен к себе и товарищам, активно пропагандировал решения партии, направлял работу партийной организации на качественное решение стоящих перед коллективом задач. Воин и патриот своей Родины не мог поступать иначе. Он свято верил в идеи марксизма-ленинизма. Благодаря его работе в члены КПСС были приняты многие курсанты, которые на всю жизнь запомнили этого приятного и отзывчивого человека».
«Старый махровый хохол!!!» - так называли его курсанты. Дело свое он знал туго. Курсантам он въелся в печенки. Он знал свое дело туго и изматывал нас диаграммами остойчивости и способами загрузки судна так, что они нам снились во сне. Двойки ставил налево и направо, но при этом дублировал все оценки в своем блокноте.. При наличии двойки в журнале выход в город автоматически запрещался.. Мы пытались переправить оценки разными путями, но до его блокнота так и не добрались. Это был для нас «секретный» документ, который он прятал в кармане своего кителя. Пришлось «грызть» его науку.

Выписка из личного дела Иванова Всеволода Николаевича:
«Родился 1920 года рождения, старший преподаватель цикла ВМП с 1958 года, начальник организационно-строевого отдела ЛМУ ВМФ с 1960 года. Поступил в Военно-морское училище НКВД в 1940 году. С началом войны курсантов бросили на Ленинградский фронт, а училище расформировали. Эвакуирован из блокадного Ленинграда в г. Баку для продолжения учебы. Курсант Каспийского ВВМУ (1942), курсант ВВМУ им. М.В.Фрунзе (1944). Командир БЧ-2 на плавбазе «Нева» КЧФ (1945) и катере «БО-105» (1946). Флагманский артиллерист ОВР в г. Лиепая (1948). Преподаватель в Рижском ВВМУ (1958). Награжден медалью «За оборону Ленинграда» и «Боевые заслуги».
Гносеологические корни Великой Отечественной войны оставили свой след на подготовке специалистов для судов обеспечения ВМФ. Проекты больших морских танкеров предусматривали их вооружение артиллерийскими орудиями, хотя по роду своей деятельности эти суда не предусматривались для участия в боевых операциях. В 60-е годы прошлого века еще сохранялись тенденции вооружения гражданских судов, но чем их вооружать никто не знал, тем более, что большая часть судов строилась на зарубежных верфях. Преподаватели об этом знали, а курсанты догадывались.
Всеволод Николаевич отличался выдержкой и спокойствием. Он хорошо знал артиллерийское вооружение кораблей ВМФ. В училище отсутствовали реальные экспонаты и он ничего не мог показать на практике. Он так об этом и говорил: «Поживете — узнаете».
Медаль «За оборону Ленинграда» на груди преподавателя говорила о многом. Он рассказывал как после окончания первого курса их роту бросили на защиту Ленинграда. Оборона города была организована плохо. Никто не знал направления главного удара. Немцы искали дыры в обороне и постепенно их нащупывали. Не встретив должного сопротивления, немцы заняли Ропшу и по дороге на Стрельну разрезали наши части пополам. Его взвод оказался на стороне Ленинграда и занял оборону в районе Автово.
В 1942 году его отправили в Баку для продолжения учебы в ВВМУ. На фронте он снова оказался в 1945 году и был участником в боевых операциях Балтийского флота.
Способности Всеволода Иванова мы оценили в Либаве (Лиепае), где он служил после войны. Стажировка была на малых противолодочных кораблях, где согласно учетной воинской специальности мы проходили практику. Мы вышли в море на МПК на поиск подводной лодки противника. Нам продемонстрировали работу реактивных бомбометов. Зрелище было впечатляющим. На будущей работе это никак не отразилось, но мы стали иметь представление о работе реактивного оружия.

Выписка из личного дела Захаренкова Андрея Гавриловича:
Старший лаборант лаборатории судовых вспомогательных механизмов. Участник Великой Отечественной войны прослужил 26 лет на кораблях Военно-морского флота. В ЛМУ ВМФ пришел после демобилизации и возглавил лабораторию Судомеханического цикла. При его непосредственном участии на цикле были созданы учебные действующие модели компрессоров, автоматизированные электрические схемы испарительных и холодильных установок. Впоследствии А.Г.Захаренков возглавил кружок технического творчества курсантов, внедрил десятки рационализаторских предложений. Хорошо зная материальную часть, Захаренков проводил практические занятия, помогая преподавателям реализовать на практике понимание теории. А.Г.Захаренкова любили и уважали курсанты и преподаватели.
Выписка из личного дела Сиранчук Бориса Мефодиевича:
Капитан 2 ранга, преподаватель Военно-морского цикла. Прослужил в училище более 16 лет. Окончил в 1952 Электромеханический техникум в г. Николаев. Добровольно поступил в ЧВВМУ им. П.С.Нахимова в г. Севастополь. Командовал опытовым судном «Палтус» на Балтийском флоте, командир БЧ-2- 3 корабля ПЛО «МПК-300». Убыл вместе с кораблем на ЧФ. Вернулся в Лен.ВМБ в качестве командира БЧ-3 опытового судна «Палтус». Преподавателем ВМЦ служил с 1965 года.
Учить молодых людей морскому делу – сложная задача. Здесь нет отработанной теории, есть практика, которая состоит в знании структуры корабля, умении управлять шлюпкой на веслах и под парусами. Знание минно-торпедного оружия Сиранчук считал обязательным для курсантов. Выпускники училища занимались погрузкой боезапаса на боевые корабли флота. Борис Мефодьевич руководил практикой курсантов на судах Вспомогательного флота, принимал участие в оформлении кабинета боевых средств флота, проводил большую методическую и партийно-политическую работу.





Зарубин Николай Владимирович (фото) прибыл для дальнейшего прохождения службы в ЛМУ ВМФ в сентябре 1966 года. Судомеханический отдел возглавлял капитан 1 ранга Аристов, а Судомеханический цикл – Соколов А.С.. Курсанты – судомеханики были объединены в две роты. Зарубин вступил в командование 1-й роты СМО, 2-й ротой командовал подполковник Костров И.М.. Работа с личным составом требовала большого напряжения сил. Кроме учебы, курсанты принимали активное участие в благоустройстве училища, художественной самодеятельности, спортивно-массовой работе. Начальник ЛМУ ВМФ П.А.Керенский был строгим и требовательным человеком. Ежедневно он заслушивал доклады начальников отделов о состоянии учебы и воинской дисциплины. В зависимости от результатов следовали организационные выводы.
В 1968 году Николай Владимирович назначается на должность старшего преподавателя цикла Военно-морской подготовки. Как выпускнику ВВМИУ им Ф.Э. Дзержинского и специалисту по двигателям внутреннего сгорания, ему поручают создание кабинета ВМП-3. Эта работа требовала больших усилий со стороны преподавателей и лаборантов цикла. Прежде всего, требовалось найти образцы материальной части и на основе их создать наглядные макеты технических средств.
Малые противолодочные корабли проекта 1134 строились в Зеленодольске большими сериями и шли на вооружение морских частей погранвойск. Эти суда имели водоизмещение 950/1200 тонн, вооружались ракетами ОСА, артиллерийскими установками, торпедными аппаратами и реактивными бомбометами РБУ-6000. Энергетическая установка кораблей включала 1 газовую турбину мощность 15000 л.с. и 2 дизеля мощностью 16000 л.с.. Попытка достать образец газовой турбины на заводе-изготовителе не увенчалась успехом. Время шло, дело стояло на месте. Выход из положения нашелся совершенно случайно. Как-то собирая грибы в окрестностях Ломоносова, Зарубин наткнулся на интересный объект похожий на двигатель реактивного самолета. Об этой находке он сообщил Соколову.
Двигатель осмотрели и пришли к выводу, что его можно использовать в качестве учебного экспоната. Керенский распорядился выделить машину, чтобы привезти двигатель в училище. Над макетом работали больше месяца. Он и сейчас занимает достойное место в кабинете на Судомеханическом цикле.
В 1982 году Зарубин Н.В. был уволен в запас. В учебный процесс был введен предмет охраны труда для обучения курсантов всех специальностей, который стал преподавать Зарубин. Оставаясь одновременно преподавателем судовых энергетических установок, Николай Владимирович 41 год работает в ЛМК ВМФ, отдавая свои знания будущим специалистам Вспомогательного флота ВМФ.

Позывной RZ1AWC

Идея создания коллективной радиостанции рождалась долго. Класс манипулирования, оборудованный на РТЦ, не обеспечивал практику радиообмена в «живом» эфире. Курсант работал ключом в идеальной среде, где не было помех. Ему не следовало производить перенастройку аппаратуры на разные частоты, крутить рукоятки для ухода от радиопомех. Идеальный случай. Принимай и передавай заданные преподавателем радиограммы и получай соответствующие оценки в классном журнале.
Александр Арутюнович Кайфаджан прибыл на радиотехнический цикл после демобилизации из ВС СССР. Профессиональный связист занялся нелегким преподавательским трудом. Первая мысль была внедриться в учебную сеть дивизиона вспомогательных судов и бригады гидрографов:
-Я всегда стремился заниматься подготовкой профессиональных радистов. Начальные навыки должны приобретаться в идеальных условиях. Как только человек выходит на профессиональный уровень, так сразу же меняются условия, в которых он находится.
-Что же вы придумали?
-Первая мысль была внедриться в учебную радиосеть дивизиона вспомогательных судов и бригады гидрографов. На узле связи нас знали , поэтому переговоры с начальством прошли на конструктивном уровне. Связисты прекрасно понимали, что колледж готовит для них кадры. Однако уровень подготовки наших курсантов не совпадал с уровнем подготовки судовых радистов. К нашему сожалению, время работы радиоцентра в учебно-тренировочном режиме для нужд дивизиона и гидрографов совпадало с расписанием наших занятий по дисциплине «Радиосвязь морской подвижной службы». Поэтому мы невольно вклинивались в обязательную программу подготовки судовых радистов. После двух – трех тренировок мы отказались от этой затеи.
-Что делать дальше? Пришлось отступить на прежние позиции?
-Нет. Цель осталась прежней, но появилась мысль создать собственную радиолюбительскую радиостанцию с возможностью работы в режиме CW (слуховой радиотелеграф).
Кайфаджан не занимался радиолюбительством. Служба в Военно-морском флоте приучила к жесткой дисциплине работы в эфире. Полувоенная организация сжимала рамки свободного радиообмена. Один радист сказал: «Кто не слышал мелодии морзянки, тот не знает музыки Листа и Моцарта». Переливчатые трели, состоящие из точек и тире, ласкали слух. Далекий корреспондент из какой-нибудь Новой Гвинеи сообщал о жизни слонов. Австралиец жаловался на кенгуру, которые в этом сезоне съели весь урожай. Яхтсмен в океане передавал привет жене и близким родственникам, обещая скоро вернуться. За трелями стояли жизни людей.
В 1995 году на РТЦ поступил паренек из Мурманска Иван Пожидаев. Выпускник радиомонтажного ПТУ имел опыт работы в радиолюбительской сети SSB (телефонный режим). Парнишка приглянулся Александру Арутюновичу своей любознательностью. Голова и руки у парня были на месте. Вечерами парень бродил по улицам Ломоносова, осматривая крыши домов на предмет наличия необычных антенн. Увидев необычный объект, Иван наводил справки, после чего бесцеремонно направлялся к хозяину. Так он познакомился с ветераном Ломоносовского радиолюбительства Бородой Георгием Михайловичем (позывной UW1CE), с которым завязались дружеские отношения. Несколько ранее в 1987 году РТЦ окончил Меньшиков Павел Евгеньевич, который окончательно «заболел» радиолюбительством, создавая схемы трансиверов, и просиживал ночами у приемника. Получив назначение на дивизион судов обеспечения в Ломоносове, он часто заходил в колледж и высказал мысль о возможности создания коллективной радиостанции.
Обдумывая предложение молодых людей, Кайфаджан связался с Шумеровым Максимом Александровичем, который возглавлял радиолюбительскую радиостанцию в ВВМУРЭ им А.С.Попова. Шумеров сказал, что командование колледжа не должно возражать против создания такой станции, а наоборот – приветствовать. Препятствия может чинить только Ассоциация любителей радиосвязи. Надо было действовать быстро и активно.
Кайфаджан рассказывал: «В Ассоциацию направились втроем Иван, Павел и я. Павел представил нас секретарю Ассоциации и председателю квалификационной комиссии Б.В.Ильину (позывной UA1JC), а также президенту Ассоциации Якову Семеновичу Лоповко (позывной UA1FA). «Профессионалы посмотрели на нас несколько удивленно и предложили сдать экзамены по радиотелеграфии».
Экзамены были сданы успешно. Кайфаджан получил свидетельство на право возглавлять радиостанцию, а Иван Пожидаев утвердился в должности заместителя. Оставалось решить вопросы с Госсвязьнадзором.
Начальник РТЦ Сергей Борисович Грошев отнесся к идее создания радиолюбительской радиостанции равнодушно. Идею поддержал начальник колледжа Николай Васильевич Скородумов и ветеран цикла А.Ф.Харитонов. Написали письмо в Госсвязьнадзор с просьбой зарегистрировать радиостанцию и присвоить ей позывной.
Радиолюбительским отделом заведовала Лариса Васильевна Ульянова. Дама с причудами. Она спросила:
-Вы собираетесь использовать передатчик «Ерш-Р»?
-Да, - ответил Кайфаджан, не подозревая подвоха.
-Там имеется частота 500 кГц?
-Да.
-Вы понимаете, что курсанты могут использовать ее не по назначению?
-Нет.
-Простите, тогда я не понимаю вас тоже, - ответила Лариса Васильевна. – Представьте себе, как профессионал, что курсант случайно выйдет на связь на этой частоте. Вся поисково-спасательная служба тут же придет в движение.
-Хорошо, мы ее заблокируем, - покорно согласился Александр Арутюнович.
-Вот тогда ко мне и придете с актом о том, что эта частота у вас заблокирована, - спокойно ответила Ульянова.
Домой Кайфаджан возвращался расстроенным. Нужных документов на радиостанцию он так и не получил. Требовалось продумать вопрос, как обойти частоту 500 кГц, на которой выходили суда в случае Бедствия.
Помог Алексей Федорович Харитонов. Именно он предложил Кайфаджану использовать судовой радиопередатчик «Ерш-Р». Ламповый передатчик средних и коротких волн использовался для радиотелеграфной и радиотелефонной связи судов морского флота между собой и береговыми радиостанциями.
Передатчик средних волн имеет плавный диапазон настройки 365 – 550 кГц в пределах которого имеется семь фиксированных частот 410,425, 454, 468, 480, 500 и 512 кГц для работы радиотелеграфом колебаниями А1 – немодулированные и А-2 – тонально-модулированные. Мощность передатчика 100Вт.
Харитонов снял средневолновый блок передатчика, открутил все ручки его настройки и передал в руки Александра Арутюновича, исключив таким образом опасную с позиций Госсвязьнадзора фиксированную частоту 500 кГц.
Следующий визит к Ларисе Васильевне состоялся через неделю. Дама сидела в кресле и просматривала прессу. Увидев Кайфаджана с кучей бумаг в руках, она улыбнулась и предложила присесть на стул. Улыбка женщины позволила расслабиться темпераментному мужчине. Просмотрев бумаги, Ульянова спросила:
-Скажите, какая выходная мощность вашего передатчика?
-100 ватт, - спокойно ответил Кайфаджан.
-Вы, что смеетесь?
-Нет. Я знаю характеристики передатчика. Много лет на нем работал.
-Поймите меня правильно. Я не хочу к вам придираться, но согласно Положению о радиолюбительских станциях, ваша радиостанция относится ко второй категории, и ее мощность не должна превышать 50 ватт, - монотонно промямлила Ульянова.
Кайфаджан готов был упасть со стула. Он медленно встал, пытаясь убить «змею» горящим взглядом, но дама спокойно уставилась в газету.
В антенный контур впаяли гасящее сопротивление, снизив мощность до требуемых пределов. После этого Ульянова подписала все документы на право использования радиостанции. Однако на этом эпопея не завершилась.
Передатчик требовал смешанного электропитания. Одна часть приборов работала от стандартной сети, а другая требовала частоты 400 герц. Такую частоту вырабатывал электромашинный агрегат, который находился в заведывании у Харитонова. Чтобы не обременять Алексея Федоровича лишней заботой, схему электропитания изменили, применив блок питания от передатчика Р-657. В качестве приемника можно было использовать либо стандартную «Волну-К», либо «Русалку». Оставалось соорудить приличную антенну.
Иван Пожидаев нашел подходящий провод от силового трансформатора, списанного передатчика Р-641. Из него и соорудили антенну. Вскоре над крышей колледжа повис провод длиной 42 метра со снижением в центре. Параметры антенны никто не считал.
Лицензия на эксплуатацию коллективной радиостанции второй категории в ЛМК ВМФ за № 649 была получена в марте 1996 года. Позывной RZ1AWC получил официальное право появляться в эфире.
Первыми курсантами, допущенными к работе на радиостанции, были С.В.Дрочев, П.А.Андреев, А.В.Езерский, Е.А.Щеколдин, А.А.Соколов, Д.В.Подколзин. Ребята учились хорошо. Во всяком случае, увлекались радиотелеграфией и стремились к знаниям. Это радовало руководство РТЦ. Огорчил Иван Полежаев, который написал заявление и ушел из училища по собственному желании. Кайфаджан переживал, не понимая, почему уходит человек, который так много сделал для создания коллективной радиостанции. Доводы о том, что в Мурманске рядом с домом есть Мореходное училище, не казались убедительными. Смирившись с потерей, Александр Арутюнович назначил заместителем начальника радиостанции курсанта Евгения Щеколдина.
«Т-образная» антенна, установленная на крыше, оказалась хитрой. Основной лепесток диаграммы направленности оказался ориентированным на Западную Европу, а противоположная часть восьмерки на Поволжье и Урал. Представители этих регионов стали первыми корреспондентами любительской радиосвязи. Позывной ЛМК радиолюбители еще не знали. Курсант, выходивший на связь, сначала ловил приемником подходящего корреспондента, затем настраивал передатчик на эту частоту и выходил на связь.
Практика и каникулы у курсантов вызывали вынужденный перерыв. Основная работа радиостанции начиналась в сентябре – октябре, когда в колледже начинался учебный процесс. Первые QSL карты стали приходить в начале 1997 года. 19 сентября 1997 года в эфире поймали позывные UA4HQM. Корреспондентом оказался выпускник ЛМУ ВМФ Королевский Эдуард Николаевич. На вахте находился курсант Александр Пудовкин. Он сообщил, что работает из Ломоносова. Эдуард ответил, что когда-то учился в мореходке на РТЦ. Когда Саша ответил, что работает именно из стен этой мореходки, корреспондент был очень удивлен. Так началась активная переписка и радиообмен.
В апреле 1998 года город Тольятти отмечал свой 260-летний юбилей. Радиостанция радиоклуба города имела связь со многими любителями приключений, в том числе и мореходами Ломоносова. В ЛМК прислали памятный диплом «Автоград».
Совместно с коллективом радиостанции автозавода договорились о проведении экспериментальных исследований качества прохождения радиоволн на трассе Санкт-Петербург – Тольятти. Позывной радиоклуба завода RK4HYG регулярно выходил в эфир. Характер связи фиксировался в журнале радиостанции.
Экспериментальные данные, полученные в процессе радиосвязи, использовались в учебном процессе и служили основой для защиты дипломных проектов. Так курсанты А.Ерохин, С.Никифоров и Ф.Карев на основании экспериментальных данных построили реальную диаграмму направленности антенны и доказали, что ее следует менять, чтобы расширить диапазон корреспондентов других стран.
У связистов дивизиона вспомогательных судов свободных антенн не нашлось. Подсказал преподаватель РТЦ Н.С.Манов: «Александр Арутюнович, посмотрите на крыши корпусов ВВМУРЭ им. А.С.Попова. Там полно антенн, оставшихся со времен существования факультета радиосвязи».
Идея была принята. Подходящую антенну нашли и доставили в колледж. Фидер взяли со списанного судна обеспечения. Вскоре четырехметровый штырь закачался над крышей учебного корпуса колледжа.
Курсанты балдели по ночам, сидя за передатчиком. Спектр корреспондентов сразу расширился. Радиограммы полетели из Австралии, США, Канады, Японии и Китая. Это был всплеск восторга, смешанный с высоким уровнем профессионализма. Судоводители «вяли», слушая рассказы радистов. Началась борьба за количество DX-ов (дальних связей). Курсанты Е.Щеколин, И.Алексеев, П.Зубарев, Д.Урусов и др. включились в соревнование по установлению дальних связей. Подтверждением служили QSL карты. Их присылали до 200 штук в год. Рейтинг связистов вырос на порядок по сравнению с другими специальностями ЛМК.
В 1999 году продолжалась работа радиостанции в режиме SKED (по расписанию) с позывными RK4HYG. Отчеты составлялись два раза в год. Самые дальние связи были зафиксированы с Австралией, США, Канадой и Африкой. Работа курсантов открытом эфире стимулировала самостоятельную работу курсантов. Старшекурсники посмеивались над младшими, слушая их передачи корявым детским почерком. Молодежь было не выгнать из кабинета манипулирования. Они оттачивали операторское мастерство.
Курсант Алексей Захарченко удивлял всех своей целеустремленностью. Радиолюбительского опыта у него не было. Однако, еще обучаясь на первом курсе, он стал самостоятельно нести радиовахту на радиостанции. За четыре года обучения парень набрал наибольшее количество связей. Их было около 800. В архиве радиостанции карточка, присланная обществом слепых из Японии. Захарченко завоевал непререкаемый авторитет среди товарищей. Его назначили заместителем начальника радиостанции, которую он добросовестно исполнял до выпуска из колледжа. После завершения учебы Алексей пошел служить в ВДВ, и дальнейшая его судьба неизвестна.
Комментарии (3)
Юрий, RA1FIT (гор. Ломоносов) # 15 февраля 2016 в 13:50 0
RZ1AWC сейчас единственная коллективная живая радиостанция в гор. Ломоносове и давно пора открыть ей 1-ю категорию.Теперь 2-я категория до 100 вт, а 1-я до 1кВт.
В Санкт-Петербурге из серии " RZ " работает коллективная радиостанция ДОСААФ - RZ1AWA , коллективная радиостанция академии связи им. Будённого - RZ1AWF и бывшего военного училища связи - RZ1AWD. Активно работает коллективная радиостанция гор. Сосновый Бор - RZ1CXO Ленинградской области. Крейсер "Аврора" - RF1A. Мемориальная радиостанция им. А.С. Попова (гор. Кронштадт) - R1ASP. Город Ломоносов - это "Город воинской славы" и Вашу активную работу ждут в радиолюбительском эфире.!!!
Юрий, RA1FIT (гор. Ломоносов) # 15 февраля 2016 в 14:39 0
Каждую неделю на 3630 кГц по субботам в 9.30 (запись с 9.00) проводится круглый стол Радиолюбителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области с ледокола "Красин" - R1LK и на канале R7 (145.775 МГц) по понедельникам в 22.00. Ждём - RZ1AWC.
Юрий, RA1FIT (гор. Ломоносов) # 15 февраля 2016 в 19:57 0
RZ1AWC. Вам предложено вступить в СРВС - " Союз Радиолюбителей Вооружённых Сил" и принять активное участие в Днях активности радиолюбителей на 23 февраля 2016 года - День защитника Отечества !
Вся информация по СРВС на сайте СРВС.