Лента блогов
Блог Ровбут Михаила ОлеговичаПамяти Анатолия Михайловича Максимова
Анатолий Михайлович Максимов (28 октября 1929 — 10 января 1991) — капитан I ранга Военно-морского флота СССР, капитан I ранга ВМФ России в отставке.

(на фото ниже - справа).

Мой родной дедушка по материнской линии, родился в селе Назарово, Абатском районе Тюменской области РСФСР. Отец умер, когда он был совсем маленьким, воспитывался матерью и отчимом. Отчим его не любил, всячески издевался над ним, не верил, что из него выйдет достойный человек, был против получения им какого-либо качественного серьёзного образования.

Когда ему было 16 лет, он уехал во Владивосток, куда пошёл учиться на подготовительные курсы, чтобы получить возможность поступить в мореходное училище в Ленинграде.

Затем после окончания курсов он сел на поезд до Ленинграда и ехал под вагонами четверо суток в ящиках голодный, без копейки денег в кармане. Некоторое время ушло на то, чтобы освоиться на новом месте. Вскоре он успешно сдал экзамены и поступил в Высшее военно-морское училище связи имени А. С. Попова (ВВМУС) в Петродворце (по другим сведениям в Гатчине).

Тогда же, около 1950 года, познакомился с моей бабушкой, Таисией Дмитриевной Яковлевой, которая после свадьбы родила трёх дочек, в том числе и мою маму в 1962 году).

После окончания училища получил должность командира БЧ-4. это боевая часть связи, предназначена для обеспечения корабля бесперебойной внешней связью с командованием, взаимодействующими кораблями и частями, для приёма оповещения и передачи донесений, служил на военных кораблях вблизи Лиепаи, Таллина, потом был переведён в город Ломоносов старшим офицером в морскую воинскую часть.

Затем последовала командировка в Египет, во время которой он служил военным иностранным советником и военным инструктором при Египетской армии во время Ближневосточного конфликта 1967-1973, когда Израиль захватил у Египта весь Синайский полуостров и Сектор Газы.

Там он пробыл три года и вернулся в Ленинград в штаб Военно-Морского флота, где стал заместителем начальника по военно-морской подготовке Ломоносовского военного-мореходного училища, считавшегося элитным военно-морским учебным заведением в Советском Союзе, готовящих специалистов для нужд советского флота.

Все курсанты его очень боялись, между собой называли его «Максом». Дали ему такое прозвище.

(текст выше записан со слов дочери Анатолия Михайловича Светланы Челпановой, моей матери)

Почему-то никакой информации о нём нет в Интернете, даже на сайте учебного заведения, в котором он преподавал столько лет.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Вечная память!
Блог Ровбут Михаила ОлеговичаБГК-636 - (глава из книги «Ходи по путям сердца твоего...» или невыдуманные истории нашей юности)
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Андрей Николаевич Рощин

По иронии судьбы недалеко от города Ленинграда, в городе Ломоносов (он же Ораниенбаум) находилось ещё одно ЛМУ, но не ММФ, а ВМФ. Расшифровывалось только, само собой, иначе – Ломоносовское Мореходное училище. И готовили там всё тех же радистов, но для Военно-Морского флота. Но случалось так, что это училище не справлялось с выпуском радистов и сильно хитрый начальник отдела кадров в/ч 42842, которая располагалась там же, в Ломоносове, запрашивал выпускников из нашего училища. Эта «запутка» с аббревиатурами коснётся лично меня и самым неожиданным образом. Но это будет позже. А в тот момент, в заданный командованием день и час, я и такой же мой «коллега» Николай Теньков ехали первый раз на место распределения.
Ну с Николаем всё просто – как только он увидел плавсредство, на которое его распределили, реакция была однозначной – «чтобы я… да на это… ни за что…» Короче послал он военно-морской флот страны, далеко и надолго. Впоследствии он нашёл себя в гражданской авиации, что косвенно послужило причиной его преждевременной смерти.
Ну а мне, кроме своих цепей, терять было нечего. Молодой отец, без копейки в кармане, нечего дергаться – бери, что дают. Распределён я был на БГК-636.
Тут надо пояснить, что это такое. Расшифровывается как Большой гидрографический катер с бортовым номером 636. Приписан он был к малому дивизиону воинской части 42842. Эта структура представляла собой военную гидрографию Балтийского флота с зоной ответственности от Финского залива до всей Атлантики в целом. Малый дивизион был расквартирован в Ломоносовском порту, а большой дивизион, состоящий из океанских лайнеров, т.н. ОИСов – Океанографических Исследовательских Судов находился в Кронштадте.
Конечно же, не так я представлял свою деятельность на флоте, но тем и отличается военный флот от гражданского – тут надо выстрадать своё место под солнцем, дослужиться, пробиться, кто как может, в общем, заслужить. Кто умом, кто блатом, кто по воле судьбы и счастливого случая.
На гражданском же флоте, как правило, давали начинающим первый рейс – чтобы молодой специалист мог немного заработать. В ВМФ ничего никому не давали, ты должен был прорасти как росток сквозь асфальт. При этом нести все тяготы и лишения службы и не получая как офицеры кроме зарплаты ещё и «за звание». Мы же оставались гражданскими людьми, но так называемыми вольнонаёмными. Другими словами - присягу ты давал, даже в трудовую книжку об этом делалась запись, но погоны не носишь. А командуют тобой военные офицеры. Оружия, само собой, нам тоже не давали. Только офицерам.
Команда катера подобралась очень колоритная. Мотористы и матросы - сплошная молодежь. «Дед» (стармех), само собой, был настоящий дед. Сидел в каюте, «квасил» и делал изумительные модели парусников, цельновыточенные из натуральных материалов.
Капитан тоже был настоящий, с красным лицом, ровесник «деда» квасил в одиночку или на пару с «дедом» и дико-демонстративно уважал меня (чтобы я не сбежал, а команда не осталась без радиста). Ну а старпом, с которым мы жили в одной каюте и даже немного подружились, но только до того момента пока я его чуть не убил – когда спрыгивал с верхней коечки, она слетела с цепей и угодила спящему старпому прямо в лоб. А весила она немало… Он был моим ровесником и даже сходил на больших пароходах в дальние океанские походы. «Дед» тогда меня успокоил, «непреднамеренное убийство – много не дадут». На что уже обижался старпом – почему это за его убийство много не дадут! Где справедливость? И невольно стал меня опасаться – предложил спать по очереди. Шишка у него выскочила пугающих размеров, но всё обошлось.
У меня же ещё была радиорубка – личное помещение, доступ в которую был разрешён только мне, хотя бы по той причине, что никто другой в ней уже бы не поместился. Размер её был соизмерим с самым маленьким помещением для «удобств» (гальюн на катере тоже был), но только заставленный ещё радиооборудованием. Плюсом было наличие иллюминатора. Так что всё солидно. При желании можно было проветриться, не выходя из рубки. Что оказалось очень кстати при штормовой погоде. Неизменная «Волна-К», конечно же УКВ радиостанция, передатчик, не помню уже какой, коммутация, волноводы, блоки питания, вот примерно и весь состав оборудования.
Обязанности вроде и нехитрые, но совершенно незнакомые мне – как выяснилось, у военных любая связь организована совсем не так, как у гражданских. То, чему учили в Ломоносовском ЛМУ это совсем не то, чему меня учили в Ленинградском ЛМУ. За основу у них была взята старорусская азбука (аз, буки, веди и т.д. и т.п.), свой, отличающийся от международного радио- жаргон в УКВ эфире и другие, иногда очень неожиданные особенности. Вот как-то так я и трудился, как мог, пока в один прекрасный момент, при работах в районе острова Сескар, дивизионный связист не запросил у меня по связи координаты. Я с готовностью ему их дал. Оказывается, это я сделал совершенно напрасно. На самом деле это был карающих орган (как ему это представлялось), который решил устроить мне подставу (чтоб служба раем не казалась) и тем самым «построить» подчиненного. Тут же он со злорадством сообщил, что я наказан лишением рабочего диплома и отстранен от работы. Я ничего не понял, но позже выяснилось, что координаты я должен был давать в зашифрованном виде, пользуясь шифровальными таблицами радиста ВМФ.
Я, конечно, знал, что они существуют, но никогда ими не пользовался. Меня, соответственно, никто этому и не учил.
При личной встрече я сильно заинтересовался у офицера связи - а какой такой рабочий диплом, которого меня лишили, у меня ничего такого нет… Тут, в свою очередь, сильно удивился дивизионный связист – откуда было ему знать, что ЛМУ можно расшифровать иначе. Конечно же, он думал, что я из Ломоносовской мореходки, где и давали эти загадочные «рабочие дипломы». На том и разошлись без обид – с меня взять было нечего, а я уже вынашивал план перехода в большой дивизион. К нему невольно меня подтолкнул этот случай с дипломами. Ведь у меня кроме диплома радиста ММФ СССР ещё был общегосударственный диплом радиотехника, а с этим документом можно было претендовать на должность электрорадионавигатора на корабле из большого дивизиона, уходящем в дальний океанский поход (то, что в гражданском флоте называют рейсом). Но в жизни всё получилось гораздо интереснее – я в итоге стал ЭВМщиком (тогда компьютеры назывались ЭВМ). Но перед этим мне пришлось покрасить корабль «Академик Крылов», искать на БГК-636 утонувший в Неве автомобиль с преступником и получить на День Рождения несколько ящиков корюшки от местных рыбаков.
Память обо мне на катере у личного состава БГК-636 после моего ухода, скорее всего, осталась по навыку делать блюдо «Бедный барин» когда на камбузе ничего нет.
А такое бывало довольно часто, потому что коком у нас была загульная и запойная повариха уголовной наружности, сходная лишь со «снегуркой», моим водителем в тот период, когда, давно закончив с плаваниями, работая на киностудии «Ленфильм» я исполнял обязанности «Деда Мороза», чтобы создать нашим детям хоть немного праздника под Новый год.
Поэтому опишу «снегурку» и станет понятно, какой была и повариха на катере.
Если представить себе женщину с отсутствием всего женского на лице, на теле, в неизменной беломориной во рту, подростковыми брюками на неженских бедрах и печатью тяжёлого жизненного пути на суровом лице, то это будет точный словесный портрет моей «снегурки», а соответственно и нашего кока (поварихи) на БГК-636.
Но если «снегурка» водила на студии «буханку», так в простонародье называют микроавтобус УАЗ с полным приводом (что не помешало «снегурке» застрять в снегу в городских условиях Ленинграда, а мне, в облачении Деда Мороза, толкать УАЗик под недоуменными взглядами прохожих), то повариха наша с таким же «талантом» готовила нам еду, которую лучше бы не готовила совсем. Это и происходило во время запоя – еды не было. В основном такое случалось с ней на берегу. В море же ей пить было нечего да и не с кем.
Типичная картина - все лежат пластом от качки, а ей всё равно. Повариха патологически НЕ УКАЧИВАЛАСЬ! Это было главным её свойством, отличающим её от обычных людей. Дело в том, что катер был как пробка от бутылки. Его качало на любой волне, а на своеобразной балтийской зыби это вообще голова – ноги, сливай воду… Но поварихе была безразлична любая качка. И всегда беломорина в зубах, от запаха которой других выворачивает моментально. А она такая – «мальчики, а чего это вы лежите, кушать не будете?» (недоумённо стоя в проходе и с желанием нас добить запахами, чтобы готовить ей точно не пришлось).
Но, кушать иногда всё же, хотелось. Запас хлеба на катере всегда был, только хлеба старого и невкусного, и поэтому я стал делать так, как делал всегда, когда в доме ничего нет – жарил «бедного барина», чтобы всех накормить. Это жареный хлеб, приправленный сахаром или всем тем, что есть в наличии. Команда была довольна, уже с голоду не помрём и до берега дотянем!
Но самым приятным воспоминанием был случай, когда нам рыбаки, ловившие корюшку, подарили несколько ящиков свежайшей, только что выловленной, вкусненькой рыбки. Они, конечно же, боялись за свои сети, которые мы можем повредить и подогнали «презент» с корыстной целью, но откуда им было знать, что это был день моего рождения. Конечно, тут же решили отметить рыбной кухней и с размахом. Использовали все методы приготовления. «Дед» корюшку тушил. Остальные жарили. Любой способ нашёл своих едоков. Все были очень довольны! А такого оригинального подарка мне больше никто и никогда, к сожалению, не преподносил.
Тем летом в Ленинграде случилось ЧП. Как так получилось, трудно сказать, может сильно торопились, может погоня была. Но «смайнали» (уронили другими словами) наши доблестные органы с разведённого Литейного моста автомобиль с наличием в нем особо опасного преступника. Для поиска авто привлекли наши гидрографические катера, ведь мы своими эхолотами могли прощупать рельеф дна, найти машину, а там уже дело за водолазами.
Очень им надо было узнать – преступник смог спастись или покоится на дне.
Но проблема заключалась в следующем – никто точно не знал где нужно искать.
Благодаря этому случаю мне довелось любоваться нашим городом с воды. Это были непередаваемые ощущения.
И так продолжалось довольно таки долго, не меньше недели. Мы прочёсывали Неву и вдоль и поперек. Но рельеф дна настолько сложен и там столько всего навалено, что вычислить автомобиль было очень сложно. Тем более что у Невы очень сильное течение с завихрениями и унести его могло куда угодно.
Но главным было то, что такая работа это блаженство на эмоциональном уровне – красота восприятия действительности с воды совсем иная, нежели с берега. А ощущения такие, как если бы мы на личной яхте рассекали по Неве в течение нескольких дней, при этом и себя показывали, и на людей любовались. Лепота!
А машину нашли всё же не мы, а второй катер из нашей группы. Нас отозвали на работы в заливе, а им ещё долго пришлось прочёсывать реку. Наличие или отсутствие тел сразу же засекретили. Так что даже не знаю точно, спасся там кто-нибудь, или нет, но мы получили массу приятных воспоминаний об этом приключении (хотя мне потом шепнули по секрету, что никого в машине не было).
Блог Ровбут Михаила ОлеговичаАлександр Михайлович Резников - ЧЕЛОВЕК-ЛЕГЕНДА ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ФЛОТА
26 Января 2023 08:35

Ветеран судов обеспечения БФ Александр Михайлович Резников 27 января отметит 90-летний юбилей.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Среди старожилов Балтийского флота трудно найти людей, которые бы не слышали об этом человеке. Знают его и многие ветераны Черноморского, Северного и даже Тихоокеанского флотов. Это относится, прежде всего, к тем, кто многие годы ходил в дальние походы и решал задачи боевой службы. Именно в различных районах Мирового океана при заправках кораблей происходило их знакомство с танкером «Олекма» и его капитаном Александром Резниковым.

Родился и вырос он в Керчи. Детство было трудным и порой голодным. Отец работал на железной дороге мастером колёсных пар. Мама и бабушка, жившая с ними, занимались домашним хозяйством и воспитанием пятерых детей. Александр был самым старшим, а поэтому часто присмотр за младшими возлагался на него, как и все наказания за детские шалости.

Когда началась Великая Оте-чественная война, парнишка только окончил первый класс. Керчь стала ареной жестоких сражений советских войск с немецко-фашистскими захватчиками. Линия фронта четырежды проходила через город, который в результате кровопролитных боёв был практически полностью разрушен.

В катакомбах, где мирные жители спасались от вражеских налётов, не хватало не только воды и продовольствия, но и свежего воздуха. Когда стало совсем невмоготу, было принято решение о выходе на поверхность женщин и детей. Тот день Александр Михайлович считает самым страшным в своей жизни. Полевая жандармерия гнала колонну, состоявшую в основном из детей, мимо огромных размеров рва, заполненного разлагающимися телами погибших советских солдат и расстрелянных местных жителей. Эта жуткая картина, особенно руки убитых, как бы взывающие о помощи, остались с ветераном навсегда. Первые двадцать лет он об этом даже говорить не мог: спазм сжимал горло, и невольно выступали слёзы. И сейчас, спустя столько времени, когда идёт разговор о тех днях, его голос чуть дрожит.

Сбежав из эшелона, который вёз их неизвестно куда, женщины и дети оказались в небольшой деревне Кут недалеко от Керчи. В ней не было еды, а вся вода имела запах сероводорода. Когда младшие начали пухнуть с голода, мама послала Александра в соседнюю деревню Марфовку добыть каких-нибудь продуктов. Увидев, что немец собирается выбросить заплесневевшую булку, парнишка попросил дать хлеб ему. Придя в сознание после удара кованым сапогом, Александр уже не увидел ни фашиста, ни испорченного хлеба. Далее семья оказалась в Джанкое, и только после освобождения Крыма от захватчиков они вернулись домой.

После войны парень продолжил учёбу в школе. Отец, учитывая возраст сына, записал Александра сразу в третий класс, минуя второй. Учиться было трудно, многого он просто не понимал, так как всё, что проходили до вой-ны в первом классе, забылось. Окончив семь классов школы, юноша оказался перед выбором специальности. Сказать, что тогда он мечтал об океанских далях и капитанском мостике, нельзя. Необходимо было просто не затеряться в бушующем водовороте жизни. На помощь семьи надеяться было нельзя: там росли ещё четверо детей. Отец чётко определил ориентир – неважно, где и на кого учиться, главное, чтобы быть на государственном обеспечении. В ДОСААФ, где Александр начинал постигать премудрости парусного спорта, пришла информация, что Ломоносовское мореходное училище ВМФ производит набор курсантов. Особо не вникая в детали, парень отправился в путь.

Сегодня Александр Михайлович вспоминает впечатления, которые произвела на него та поездка, как он любовался природой. Вместо степной растительности Керченского полуострова парень впервые в жизни видел берёзы, наблюдал буйство зелени и радовался дождю. Гордость и восхищение от флотской формы, тельняшки, клёшей и бескозырки пришли несколько позже. Свой первый поход по маршруту Ломоносов – Калининград – Ломоносов Александр Резников совершил на бригантине «Чайка» во время морской практики. Годы учёбы пролетели быстро.

Окончив в 1955 году мореходное училище, 22-летний дипломированный судоводитель вместе с женой и сыном поехал по распределению в Балтийск, в отделение вспомогательных судов и гаваней тыла военно-морской базы. В этом соединении, без учёта смены его наименования, трудовой стаж Александра Михайловича составил двадцать семь лет. В эти годы он получил высшее образование, заочно окончив Калининградское высшее инженерное училище.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Трудовую деятельность начал третьим помощником капитана морского буксира «МБ-94». При буксировке шхуны из Таллина «МБ-94» попал в шторм. Ураганный ветер не только порвал трос, но и разломал гак буксировочного устройства. Пришлось вызывать спасательное судно. После такого перехода Александр решил отработать необходимые пять лет и уйти, прекратив своё «мореходство».

Однако всё сложилось иначе: Александр Михайлович остался, море прочно и навсегда вошло в его жизнь. Знания и ответственное отношение к делу были замечены руководством. Три года он работал старшим помощником капитана транспорта «Иркут», затем – капитаном транспорта «Индигирка» и танкера «Яхрома».

В июле 1964 года в соединение поступил новый средний морской танкер «Олекма», построенный в Финляндии. Александр Резников стал его первым капитаном и в этой должности проработал 17 лет.

Буквально с первых дней вступления в строй «Олекма» приступила к решению своей главной задачи – тыловому обес-печению боевых кораблей ВМФ страны, которые в тот период интенсивно осваивали просторы Мирового океана. Уже в октябре 1964 года в штормовых условиях Норвежского моря была выполнена первая заправка топливом эсминца «Справедливый». Этот поход стал очень поучительным для экипажа танкера и его капитана. Полученный опыт позволил выявить и проанализировать недостатки, внести предложения в руководящие документы по их недопущению.

За свою историю танкер «Олекма» под командованием Александра Резникова совершил около 30 походов. Северная и Южная Атлантика, Северный Ледовитый и Индийский океаны, Средиземное и Чёрное моря, Персидский и Гвинейский заливы, Карибский бассейн – танкер, на борту которого находилось три тысячи тонн топлива и пятьсот тонн воды, с радостью ждали все и везде. Он не только пополнял запасы, но и выступал связующей нитью с Родиной, домом, доставляя и забирая корреспонденцию.

Одним из важнейших человеческих качеств капитана А. Резникова было и остаётся умение слушать и слышать членов своего экипажа. Тысячи пройденных миль, сотни заправок, огромное количество доставленных грузов были бы невозможны без высочайшего профессионализма, самоотверженности и сплочённости экипажа, в чём, несомненно, была немалая заслуга Александра Михайловича. Заложенные в первые годы традиции позволили танкеру всегда находиться в числе лучших судов соединения.

По мнению ветерана, каждый поход, несмотря на идентичность решаемых задач, был по-своему особенным, неповторимым, чем-то запоминающимся. Поход 1969 года памятен первым и единственным пересечением экватора, а также первым в истории визитом отряда кораблей ВМФ в Гвинейскую Республику. Об этом напоминает рукописный лист за подписью посла СССР, который по сей день находится в рамочке дома у Александра Михайловича. Помнит капитан и купание экипажа в водах знаменитого Бермудского треугольника в 1976 году, когда на вопрос командира сторожевого корабля о людях в воде он ответил, что идут испытания индивидуальных спасательных средств.

Но самым запоминающимся стало участие в 1972-м в спасении аварийной советской подводной лодки в Атлантическом океане. Этот поход стал серьёзным экзаменом для всего экипажа танкера «Олекма» и его капитана. Находясь севернее Великобритании и двигаясь на запад к месту нахождения аварийной подводной лодки, судно подверглось такому удару стихии, с которым Александр Резников до этого, да и после никогда больше не встречался. Избежать тяжёлых последствий помог профессионализм и… своеобразное увлечение капитана. В море Александр Михайлович всегда, опираясь на всевозможные источники информации, занимался прогнозированием погоды. Вот и на этот раз, проанализировав все материалы, понял, что скоро на их пути станут штормовые встречные волны. Он изменил курс танкера на 30 градусов от намеченного и доложил в Главный штаб ВМФ. Там прогнозу капитана не поверили, но решение не отменили. Через несколько часов на «Олекму» обрушились 10-метровые волны. Трудно даже представить, что пришлось пережить экипажу. Александр Михайлович вспоминает, что только тогда он убедился в существовании девятого вала, который до этого случая считал просто выдумкой. Волны накрывали танкер полностью, были срезаны леерные ограждения и фальшборт бака, выбиты иллюминаторы, а на палубе полубака образовалась трещина длиной 1,5 метра и шириной до сантиметра. Под руководством старшего механика Николая Чурганова трещину засверлили, расклепали свинцом, где-то что-то заварили, подтянули… и продолжили выполнять задачу. Танкер заправил корабли возле аварийной лодки, которую потом сопровождал в Кольский залив. За этот поход командующий флотом наградил Александра Резникова командирскими часами в позолоченном корпусе.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

К своей работе Александр Михайлович всегда подходил творчески. Увлечённость прогнозированием погоды вылилась в написание методического пособия, которое, к сожалению, так и не удалось напечатать. А вот статья «Определение места судна в море по одновременному наблюдению трёх светил с взаимно противоположными и перпендикулярными направлениями азимутов» увидела свет в информационном бюллетене, издаваемом службой морского флота Минтранса России.

В рамках обеспечения постоянного присутствия ВМФ СССР в Карибском регионе отряды кораблей, в числе которых был и танкер «Олекма», заходили в порты Кубы. Александр Михайлович с теплотой вспоминает дни, проведённые на Острове свободы. Концерты и экскурсии по историческим местам, в крокодилий питомник и бамбуковую рощу, в горы и на пляж, огромное количество фруктов, доставляемых на танкер, произвели неизгладимое впечатление. На Кубе Александр Резников встречался с Раулем Кастро, который подарил экипажу ящик ликёра, а капитану – коробку знаменитых сигар. А популярная кубинская певица Фара Мария презентовала ему свою пластинку с автографом.

Но особо запомнилась Куба своими неповторимыми тремя цветами: голубыми морем и небом, жёлтым песком и зелёной растительностью, а также людьми, которые революционным порывом и трудовым энтузиазмом, открытостью и доброжелательностью напоминали советских граждан 30-х и 40-х годов.

В марте 1981-го Александр Резников перешёл на другое место работы, оставив самые хорошие воспоминания о коллективе, где трудился 17 лет.

– У нас на танкере был не просто прекрасный экипаж, – вспоминает Александр Михайлович. – Это была дружная и сплочённая семья. Все в этой семье работали с желанием, без подсказки и особых указаний, а поэтому и был хороший результат.

На новом месте, которое тоже было связано с морем, пригодился накопленный опыт. Сначала трудился заместителем начальника Северо-западного управления «Газпромразведка» по морским делам, потом – капитаном-наставником на судах нефтегазового комплекса в Калининградской области. В 2002 году в возрасте 69 лет Александр Михайлович ушёл на заслуженный отдых.

Его работа во вспомогательном флоте была отмечена орденом Трудового Красного Знамени. В трудовой книжке ветерана порядка тридцати поощрений, в том числе от главнокомандующего, командующего флотом, начальника ВС и АСС ВМФ. В 1977 году Александр Резников был удостоен звания лучшего капитана вспомогательного флота ВМФ СССР.

Гордостью Александра Михайловича являются его сыновья. Старший Виктор пошёл по стопам отца. Он окончил штурманский факультет Калининградского ВВМУ и был назначен командиром боевой части малого ракетного корабля Северного флота. После офицерских классов продолжил службу на Балтике в бригаде ракетных кораблей и катеров: дивизионным штурманом, командиром ракетного катера, старшим помощником начальника штаба бригады по оперативной и боевой подготовке. В запас Виктор уволился капитаном 2 ранга с должности оперативного дежурного управления поисковых и аварийно-спасательных работ, и сейчас его жизнь связана с флотом. Младший сын Александра Михайловича Михаил окончил политехнический институт, стал специалистом в области автоматических систем управления, и его работа связана в том числе с военно-промышленным комплексом.

Крепкая стать Александра Михайловича Резникова, открытое мужественное лицо и глаза, излучающие доброту, сразу располагают к себе, а ясность мыслей, глубина суждений, активная жизненная позиция и оптимизм вызывают восхищение.

– Всё время я работал с людьми, и это является источником моих внутренних сил, – сказал юбиляр. – Конечно, в жизни, как и у тельняшки, были и белые, и чёрные полосы. Но если бы мне пришлось всё начинать снова, то я пошёл бы тем же путём.

Редакция газеты сердечно поздравляет Александра Михайловича с юбилеем и желает ему доброго здоровья, оптимизма и большого запаса жизненной прочности!

Виктор МАКСИМЕНКО

фото из архива «СБ»
НачалоОшибченко Ананий Васильевич
Ошибченко Ананий Васильевич, 1906 г. р., уроженец г. Таганрог, беспартийный, нач. санслужбы Отдельного саперного батальона 1-го стрелкового корпуса, военврач 3-го ранга, проживал: г. Ленинград. Арестован 20 августа 1937 г. Военным трибуналом 1-го стрелкового корпуса 10 декабря 1937 г. приговорен по ст. ст. 19-58-8, 58-10 ч. 1, 58-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 28 марта 1938 г.
АНАНИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ОШИБЧЕНКО

Родился я 29 августа 1931 г. в городе Хасав-Юрте, где мои родители – отец и мать – работали врачами после окончания институтов.

Отец – Ошибченко Ананий Васильевич, 1906 г. рождения, уроженец Таганрога, окончил Ростовский медицинский институт.

Мать – Дружинина (Козлова) Клавдия Ивановна, 1903 г. рождения, родилась в Костроме. Окончила 2-й медицинский институт в Москве и была направлена на работу в Хасав-Юрт, где встретилась с моим отцом.

Отец первым браком был женат на племяннице генерала Краснова и имел дочь Ольгу. (Они уехали из России вместе с отступающими немцами в период Великой Отечественной войны и в конце концов оказались в Канаде. Эти сведения от дальних родственников из Таганрога.)

В период работы в Хасав-Юрте отец был вызван на военные сборы в Ленинград, где перешёл на кадровую службу в РККА. Он служил перед арестом в 1-м стрелковом корпусе начальником санчасти отдельного сапёрного батальона и имел звание военврач 3-го ранга.

В Ленинграде отец завёл третью семью, но с моей матерью не порывал отношений. И с моей матерью и с третьей женой он жил без регистрации брака. Тогда это не возбранялось.

Третья жена – Анастасия Александровна Зотова, дочь ещё царского контр-адмирала Александра Зотова, перешедшего на службу в Красный флот. Он был репрессирован. Его жена, Ксения Фёдоровна, окончила свои дни в приюте для престарелых. Сводный брат по отцу – Андрей Зотов, 1935 г. рождения – после ареста отца был усыновлён родственниками, носит фамилию Зотов, проживает в С.-Петербурге.

Я в Хасав-Юрте прожил два месяца и был увезён к бабушке отца в Таганрог. Вскоре туда приехала моя мать. В 1935 г. родители переехали в Ленинград. Меня забрали от бабушки в 1937 г.

20 августа 1937 г. был арестован отец, 21 августа – мать. Меня определили в детдом.

В период Финской войны матери было разрешено пойти на фронт медсестрой, а после войны вернуться в Ленинград. В нашей комнате жил майор милиции Степан Маркович Петров. Так у меня появился отчим (хотя они жили без регистрации брака).

Вскоре Петрова уволили из милиции, и он работал зам. начальника отдела кадров на Варшавском вокзале. В период Великой отечественной войны он служил комендантом военно-восстановительного поезда. На фронт его не пустили.

Мать была призвана в ряды РККА и закончила войну в чине капитана медслужбы, демобилизовалась в 1946 г. Я находился в 43-м детдоме Ленинграда. После войны мать работала в роддоме акушером-гинекологом. 26 июня 1951 г. умерла от кровоизлияния в мозг на 48-м году жизни.

Я в это время учился в Ломоносовском мореходном училище, которое окончил в марте 1953 г. и был направлен на работу в Таллин механиком на буксирный пароход в Управление вспомогательных судов и гаваней (УВСГ). Хотел стать моряком загранплавания. В 1954–55 гг. ходил за границу, визу для загранплавания получил благодаря знакомству мужа моей родной тётки с моим начальником отдела кадров, они были однополчане.

В 1955 г. женился в Ленинграде на Лапиной Галине Михайловне, тоже сироте. В марте 1956 г. уволился из УВСГ и переехал в Ленинград. У меня была договорённость о месте 3-го механика на ледокол «Сибиряков», но визу не подтвердили, объяснив что не подтверждает Министерство обороны.

Может быть, причиной отказа послужило то, что в это время последняя жена моего отца подала заявление на его реабилитацию. С Анастасией Александровной я был уже давно знаком, и как только была получена справка о реабилитации – она мне её вручила.

В апреле 1956 г. я поступил в Ленинградское пассажирское агентство, 4 года работал старшим механиком на морском буксире «Михаил Ломоносов». Несколько раз контора подавала документы на визирование меня, но получали вежливый отказ.

В 1962 г. уволился и поступил старшим инженером в отдел главного конструктора на Ново-Адмиралтейский завод. В это время учился заочно в Институте водного транспорта.

В августе 1963 г. я завербовался и уехал с семьёй на Западный Шпицберген (Норвегия), работал на буксире «Донбасс» треста «Арктикуголь». По окончании договора в 1965 г., решил, что с визой всё в порядке, подал документы в «Севрыбу», но мне разъяснили, что «курица не птица, Шпицберген – не заграница», и я вернулся на завод.

В январе 1967 г. окончил институт. Летом военкомат в категоричной форме предложил мне провести три месяца на военных сборах. Я пошел к военкому с просьбой заменить сборы в лагерях на учёбу без отрыва от производства (и семьи тоже). Военком выслушал, полистал моё досье и заинтересовался пребыванием на Шпицбергене. Узнал, что оформлялось выездное дело, есть опыт преподавания и предложил службу вольнонаёмным начальником энергорайона в наших войсках в Польше или Монголии. Я согласился и начал оформлять документы. Дошли до райкомовской тройки – отказ, не утвердили. Мне было искренне жаль военкома.

Ну что ж, пана из меня не получилось! В июне 1967 г. уехал в Тикси на работу старшим механиком в Северо-Восточное управление морского флота. В декабре 1969 г. был назначен механиком-наставником. Подали на визу – опять отказ. В ноябре 1971 г. перевёлся в Северо-Восточную инспекцию Регистра СССР и уехал старшим инженером-инспектором на Камчатку. Семья со мной. В Инспекции проработал до назначении пенсии в августе 1986 г.

Вернулся в Ленинград. В мае 1987 г. поступил в гостиницу «При­балтий­ская» слесарем 5-го разряда по контрольно-измерительным приборам и автоматике. Отработал до августа 1994 г.

Вот и всё. Это основные вехи, как «сын врага народа» и «лучший механик Министерства морского флота» не стал моряком загранплавания.
Копию приговора отцу и место его захоронения я не знаю до сих пор.

Игорь Ананьевич Ошибченко,
С.-Петербург, 1997 г.

Ананий Васильевич Ошибченко и его сослуживец лейтенант Всеволод Иванович Голиков были приговорены к расстрелу как члены «контрреволюционно-террористической группы», созданной по заданию заместителя командующего Ленинградским военным округом Примакова. Примаков будто бы вызвал Голикова в марте 1936 г., завербовал его в «военно-фашистскую контрреволюционную организацию» и велел дейстововать. Согласно приговору, Ошибченко и Голиков «открыто среди начсостава батальона систематически выступали против стахановского движения, социалистического строительства и против мероприятий, проводимых коммунистической партией и соввластью в области улучшения материального положения трудящихся».

После ареста Ошибченко и Голиков содержались в Псковской тюрьме. Военный трибунал 1-го стрелкового корпуса (в/ч 4327 в Новгороде) приговорил их к расстрелу 10 декабря 1937 г. После того, как приговор утвердила Военная коллегия Верховного суда СССР в Москве, Военный трибунал 13 марта 1938 г. отправил в Псковский окротдел НКВД копию приговора с просьбой «обратить к исполнению». Начальник Псковского окротдела НКВД Южный 20 марта 1938 г. отправил начальнику 8-го (учётно-распределительного) отдела УГБ УНКВД ЛО и секретарю Особой тройки Егорову донесение:

«Ввиду имеющихся неудобств для приведения приговора в исполнение у нас, препровождаем отношение председателя Военного трибунала военчасти № 4327 от 13/III-38 года за № 0020, с приложением к нему копий приговора в отношении осуждённых Ошибченко Анания Васильевича и Голикова Всеволода Ивановича, для приведения в исполнение, причём сообщаем, что осуждённые нами будут этапированы очередным этапом 22-го сего марта в Ленинградскую тюрьму УНКВД, г. Ленинград, Нижегородская ул., дом № 39».

23 марта Егоров отдал распоряжение начальнику отделения тюрьмы УГБ УНКВД ЛО на Нижегородской: «По прибытии из Пскова осуждённых ВТ части 4327 к ВМН 1. Ошибченко Анания Васильевича и 2. Голикова Всеволода Ивановича выдайте их коменданту УНКВД ЛО – ст. лейтенанту гос. безопасности тов. Поликарпову. Исполнение подтвердите».

28 марта Поликарпов оформил акт о приведении приговора в исполнение.

3 апреля 1938 г. Военный трибунал потребовал срочно исполнить отношение от 13 марта, и 5 апреля Егоров ответил, что осуждённые расстреляны 28 марта.

К сожалению, Игорь Ананьевич Ошибченко эти подробности не узнал. Он умер 7 сентября 2004 г. Просил похоронить себя в Пскове, думал, что и его отец погребён там.

Ананий Васильевич Ошибченко и Всеволод Иванович Голиков помянуты в 9-м томе «Ленинградского мартиролога». А при подготовке 12-го тома стало понятно, что их расстреляли в тюрьме на Нижегородской. Погребены, скорее всего, на Левашовском мемориальном кладбище.

Виталий Маркович Примаков, а также бывшие командующие войсками ЛВО Михаил Николаевич Тухачевский и Август Иванович Корк расстреляны в Москве 12 июня 1937 г. Помянуты в 5-м томе «Ленинградского мартиролога» и в Книге памяти «Расстрельные списки: Москва, 1935–1953: Донское кладбище [Донской крематорий]. (М., 2005). – Ред.
Блог Ровбут Михаила ОлеговичаВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ФЛОТ – ПОЛНЫЙ ВПЕРЕД!
18 Марта 2021 06:00
Сергей Георгиевич Епифанов

начальник службы вспомогательного флота

Департамента транспортного обеспечения МО РФ,

капитан 1-го ранга





15 марта для службы вспомогательного флота является знаменательной датой. Именно в этот день 81 год назад в соответствии с Циркуляром начальника Главного морского штаба ВМФ № 2791с в составе Главного управления портов Народного комиссариата ВМФ впервые был создан орган управления деятельностью вспомогательных судов – отдел плавучих средств и гаваней Военно-Морского Флота. За прошедшие годы организационно-штатная структура органа военного управления неоднократно менялась, и в настоящее время правопреемником отдела плавучих средств Военно-Морского Флота является служба вспомогательного флота Департамента транспортного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

Людей, служивших в разные годы в органах управления вспомогательным флотом, всегда объединяли глубокое чувство патриотизма, беззаветное служение Родине и флоту, высокий профессионализм, крепкие флотские традиции и ответственность за порученное дело, которые обеспечивают решение задач материально-технического обеспечения Военно-Морского Флота в любых условиях обстановки в мирное и военное время.

Отмечая годовщину службы, нельзя не отметить деятельность судов вспомогательного флота, которые являются неотъемлемой частью корабельного состава Военно-Морского Флота и без которых невозможно выполнение стоящих перед ним задач.

На сегодняшний день судовой состав вспомогательного флота насчитывает более 400 ед. различных классов и подклассов, что позволяет выполнить задачи по обеспечению сил флотов в полном объеме.

Мероприятия по снабжению боевой подготовки, материально-техническое обеспечение корабельных сил в море – это то немногое, чем сегодня занимается вспомогательный флот. Судами флота в 2020 году пройдено 500 тыс. морских миль, выполнено 211 обеспечений кораблей и судов в дальней морской зоне, в ходе которых перевезено и подано на корабли и суда более 337 тыс. т грузов; проведено более 13 тыс. морских и рейдовых буксировок и 183 ледовых обеспечения; обработано 100 тыс. т грузов и обеспечено более 200 мероприятий боевой подготовки флотов.

В 2020 году отечественными судостроителями было построено восемь новых современных судов, которые вошли в состав вспомогательного флота и Каспийской флотилии.

Морской буксир проекта 23470 «Андрей Степанов» – второй после головного буксира «Сергей Балк» и первый в серии из пяти морских буксиров проекта 23470. Построен на Ярославском судостроительном заводе и после успешного завершения государственных испытаний вошел в состав Тихоокеанского флота. Предназначен для выполнения морских буксировок судов, тушения пожаров на плавучих и береговых объектах, снятия с мели кораблей и судов.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Новейшие самоходные плавучие краны проекта 02690 – СПК-57150 и СПК-59150 – пополнили отряды судов обеспечения Тихоокеанского флота и Каспийской флотилии соответственно. Спроектированные ЗАО «Спецсудопроект» и построенные на судостроительной фирме «Алмаз» (оба предприятия расположены в г. Санкт-Петербурге) плавкраны предназначены для выполнения всех видов грузоподъемных работ, производства погрузки обычных и разрядных грузов на надводные корабли, подводные лодки и суда (в том числе ядерных боеприпасов и баллистических ракет). Также краны могут использоваться для выполнения работ по обтяжке цепей крепления плавучих причалов, установки и съемки рейдового оборудования, перевозки грузов на верхней палубе.

На Ярославском судостроительном заводе построено три рейдовых разъездных катера проекта 02221, предназначенных для перевозки личного состава и мелких грузов в пределах внутреннего и внешнего рейдов и в пунктах базирования. Одно судно вошло в состав Балтийского флота, остальные два будут использоваться для обеспечения учебного процесса в Вольском филиале Военной академии материально-технического обеспечения.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Рейдовые буксиры РБ-370 и РБ-371 продолжили серию строящихся в интересах вспомогательного флота буксиров проекта 705бм. Спроектированы ОАО «Конструкторское бюро «Вымпел» (г. Нижний Новгород), построены на Астраханском судоремонтном заводе и представляют собой однопалубное судно с двухвальной дизельной установкой. Предназначены для буксировки кораблей, судов и подводных лодок водоизмещением до 1 тыс. т, а также для выполнения кантовочных работ в узкостях и на мелководье.

В рамках 18 заключенных с судостроительными предприятиями государственных контрактов продолжается строительство еще 44 судов обеспечения.

Так, в 2020 году заключен контракт на строительство серии из трех средних морских танкеров проекта 23130. Головное судно данного проекта – танкер «Академик Пашин» (завод-строитель – ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод», г. Шлиссельбург). Построен в 2019 году с применением современных технологий, обладает неограниченным районом плавания, усиленным ледовым классом, способно перевозить 7,5 тыс. т грузов различной номенклатуры и обеспечивать их выдачу на ходу одновременно трем кораблям. «Академик Пашин», ставший первым за последние 37 лет средним морским танкером, принятым в состав Военно-Морского Флота, подтвердил свои тактико-технические характеристики и успешно выполняет задачи в составе Северного флота (фото 3). Танкер назван в честь известного российского инженера-кораблестроителя Валентина Михайловича Пашина, Героя Российской Федерации, академика РАН. Более 20 лет он возглавлял Центральный научно-исследовательский институт им. академика А.Н. Крылова. В.М. Пашин – автор более 150 научных публикаций по проектированию кораблей, а также огромного количества изобретений. После смерти конструктора в 2013 году его именем также была названа площадь в Санкт-Петербурге.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Первое серийное судно данного проекта получит название «Василий Никитин» в честь генерал-полковника Василия Васильевича Никитина (1914–1994), с 1954 по 1984 год являвшегося начальником Управления снабжения горючим (с 1967 года – Центрального управления снабжения ракетным топливом и горючим, с 1979 года – Центрального управления ракетного топлива и горючего) Министерства обороны СССР.

Также в 2020 году заключено пять контрактов на выполнение опытно-конструкторских работ по разработке головных судов новых проектов – малого морского танкера, универсального судна контроля физических полей и размагничивания, морского буксира, пассажирского катера и нефтемусоросборщика.

В ходе строительства малого морского танкера, морского буксира и универсального судна контроля физических полей и размагничивания будут унифицированы применяемое основное оборудование, системы и механизмы, что позволит оптимизировать затраты на проектирование, строительство и эксплуатацию судов в течение всего их жизненного цикла.

Успешные и эффективные действия сил флота невозможны без всестороннего, в том числе и материально-технического, обеспечения, включая его транспортную составляющую.

Именно транспортное обеспечение на современном этапе развития боевых возможностей вооружения и техники, увеличения пространственного размаха деятельности ВМФ в условиях роста интенсивности расхода материальных средств приобретает решающую роль. Вспомогательный флот является основным и единственным средством комплексного обеспечения корабельных сил, в том числе и в удаленных районах морей и океанов.

Поздравляю личный состав службы вспомогательного флота Департамента транспортного обеспечения МО РФ, офицеров, гражданский персонал и ветеранов служб вспомогательного флота округов и флотов, отделений вспомогательного флота флотилий и военно-морских баз, а также весь командный и рядовой состав отрядов и групп судов с 81-й годовщиной со дня создания службы вспомогательного флота!

Желаю всем крепкого флотского здоровья, успехов во всех делах и начинаниях, продолжения и приумножения славных традиций вспомогательного флота!
ЛМУ ВМФ 0 1 комментарий
Блог Ровбут Михаила ОлеговичаГеннадий Шапошников - Из истории войск НКВД СССР - "ПОДВИГ КУРСАНТОВ".
В 1941-м юные курсанты ВПУ НКВД героически защищали Ленинград.
------------------------------------------------------------------------------------------------

О С Е Н Ь Ю С О Р О К П Е Р В О Г О .


В августе 1941-го года, группировка немецко-фашистских войск прорвала фронт наших частей и вышла к Кингисеппскому шоссе. Захватчикам казалось - путь на Ленинград открыт.
Для прикрытия дальних подступов к городу на Неве навстречу врагу вышли курсанты Ново-Петергофского военно-политического училища войск НКВД СССР имени К.Е.Ворошилова. Это был один из срочно сформированных батальонов - 1-й курсантский под командованием майора Николая Шорина. Он состоял из воинов-пограничников, многим из которых не было и двадцати лет.
17-го августа курсанты заняли рубеж: Каськово - Русские Анташи - Шундорово - Черемыкино. Протяжённость участка обороны составила десять километров. К пограничникам примкнули отходившие под натиском противника отдельные бойцы да небольшие подразделения армейских и флотских частей. Временному воинскому формированию Военный совет Ленинградского фронта присвоил наименование - Полк ВПУ НКВД.
Ранним утром 19-го августа, вместе с кадровыми артиллеристами и народными ополченцами, курсанты-чекисты вступили в неравный бой с превосходящими силами врага. Сначала на наши позиции обрушился страшной силы миномётно-артиллерийский огонь, который длился больше часу, а затем, в атаку пошли немецкие танки и автоматчики. Их было много - сотни бронемашин и тысячи солдат, наступавших по всей линии обороны полка.
Мужественно сражались пограничники, ополченцы, красноармейцы и краснофлотцы, имевшие на вооружении только стрелковое оружие, гранаты да бутылки с горючей смесью. У артиллеристов не было орудий для борьбы с танками и пехотой врага - они громили немецкую бронетехнику из осадных гаубиц, стрелявших прямой наводкой.
"За Родину!", "За Сталина!", "За Ленинград!" - звучало над окопами полка НКВД. И поднимались в рост курсанты, увлекая в контратаку ополченцев, солдат и матросов. Шли в открытую, с винтовками наперевес, с примкнутыми штыками, заставляя атакующие цепи фашистов откатываться вспять...
Насмерть стояли защитники Кингисеппского шоссе - одного из главных направлений вражеского наступления. День за днём десятки атак противника отбивали воины полка. Это был удивительный коллективный подвиг людей, за спинами которых был город Ленина - Ленинград. Не отступили пограничники, и гитлеровские войска перешли к обороне...
В последние дни августа угрожающая обстановка сложилась на Копорском направлении. Сюда вместе с другими частями был отправлен и 1-й курсантский батальон. 30-го августа полк ВПУ НКВД был расформирован, а оставленные курсантами позиции заняла одна из дивизий Народного ополчения.
Пограничники приняли новый шестикилометровый рубеж обороны в полу-километре от посёлка Копорье. Вступив в бой с не ожидавшим нападения врагом, батальон освободил от противника территорию в тридцать квадратных километров между рекой Ламошкой и Копорьем. Курсанты выбили немцев из деревни Ирагоща и с северного берега Ламошки. Они остановили наступление вражеских войск, которым пришлось отходить под их ударами от Копорья, Ивановского, Заринской по шоссе на Ломаху.
В осенние дни 1941-го года батальон бросали с места на место. Большое и Малое Жабино, Ласуны, Петровицы, Лопухинка, Порожки, Коровино, Петровское, шоссе Копорье - Петергоф, деревня Новая под Гостилицами... Там, где создавалась опасная ситуация, линию обороны занимали курсанты-пограничники.
Самые нелёгкие, кровопролитные бои пришлось вести батальону, прикрывая дорогу на пригород Ленинграда - Ораниенбаум. Несколько суток поредевшие курсантские роты героически сражались на этом рубеже. В некоторых взводах оставалось по три человека...
Пятьдесят дней и ночей непрерывных боёв батальона стали примером массового самопожертвования, мужества и героизма советских людей во имя спасения социалистической Родины от фашизма. Жертвуя собой, пограничники дали возможность отходящим частям Красной Армии перегруппироваться и занять оборонительные позиции у стен Ленинграда...
Героически сражались и другие батальоны курсантов Ново-Петергофского училища войск НКВД. Всем немногим оставшимся в живых присвоили командно-политические звания. Они с честью выполняли воинский долг на Ленинградском и других фронтах Великой Отечественной войны. Некоторые с боями дошли до Берлина.
Пресс-служба "ИнтерПолисВести", город-герой Ленинград, город воинской славы Ломоносов.


- — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Геннадий Георгиевич Шапошников, отличник погранвойск КГБ СССР, старший офицер ВМФ России, 11.10.2021 г.
ЛМУ ВМФ 0 1 комментарий
Блог Ровбут Михаила ОлеговичаИз музыкально-поэтического наследия бывшего выпускника СВО ЛМУ ВМФ 1968 года, руководившего творческими коллективами Лен.вмб Балт.флота.
Нам было кем и чем гордиться, нам есть кем и чем гордиться, нам будет кем и чем гордиться.

Ранее, в Северо-Западном регионе страны размещалось немало авиационных частей и подразделений ВВС, ПВО и ВДВ СССР.
В небе над Ладожским озером тренировались, отрабатывая боевое мастерство и навыки пилотирования, лётчики Ленинградского ордена Ленина военного округа. И, по законам войскового товарищества, в случаях аварийного катапультирования, мёртвыми или живыми, их c воды поднимали на борта своих кораблей и катеров моряки гарнизона Лен.вмб Балт.флота «Бухта Владимировская», что дислоцировался на побережье Ладоги-моря в непосредственной близости от острова Коневец...
Ныне, над ладожской акваторией совершенствуют мастерство высшего пилотажа воины-авиаторы Западного военного округа МО России.

Из поэтической тетради Геннадия Георгиевича Шапошникова.

«РОМАНТИКИ ЗВЁЗДНЫХ ДОРОГ»

Мы помним тебя, наш Юра Гагарин,
И помним, кого ты повёл за собой.
Героем ты был, но не был тщеславен -
Мы любим тебя и гордимся тобой...

О тайнах Вселенной мечтали извечно,
Ты первым «поехал», ты был молодым.
И в памяти нашей остался навечно -
Весёлым, задорным и очень простым...

Геннадий Георгиевич Шапошников,
бывший офицер Выборгского учебного
отряда Авиации ВМФ СССР — в/ч 95109,
(1984-1987).

«РОМАНТИКИ ЗВЁЗДНЫХ ДОРОГ»

Мы готовим в полёт самолёты
В мировом океане летать,
Покорять сверхбольшие высоты
И на страже Отчизны стоять.

У пилотов — нелёгкая служба,
Но не будем судьбу мы ругать.
Не сравнится ни с чем наша дружба,
Не изменит, не сможет предать.

Днём и ночью — полёты, полёты.
Не боимся мы частых тревог.
Стали домом для нас самолёты,
Мы — романтики звёздных дорог.

По тревогам готовы пилоты
За секунды уйти в вышину.
И на стартах стоят самолёты —
Берегут от беды тишину…

Из полётов вернёмся живыми,
Да по «взлётке» пройдём в сотый раз.
И девчата нас любят такими,
Наши жёны гордятся за нас.


Геннадий Георгиевич Шапошников,
бывший офицер Выборгского учебного
отряда Авиации ВМФ СССР — в/ч 95109,
(1984-1987).
- — — — — — — — — — — — — — — — — —


Капитан 3-го ранга Шапошников Г.Г. служил на Ладоге дивизионным штурманом военно-морского гарнизона «Бухта Владимировская» (1968-1978). И, как лучший дивизионный штурман советского флота, был поощрён министром обороны СССР досрочным присвоением очередного офицерского звания.
— — — — — — — — — — — — — — — — — -

Капитан 3-го ранга Шапошников Г.Г., в прошлом, отличник погранвойск КГБ СССР и военкор ИТАР-ТАСС, лауреат Всесоюзного фестиваля народного творчества, поэт, композитор и журналист, руководивший матросскими ансамблями «Ладожане» (1968-1978) и «Волна» (1982-1984), ныне, старший офицер ВМФ России Геннадий Георгиевич Шапошников, ветеран Лен.вмб Балт.флота (в/ч 45618).
- — — — — — — — — — — — — — — — — —

Ранее, Лен.ВО — Ленинградский ордена Ленина военный округ, ныне, ЗВО — Западный военный округ.
Лен.вмб Балт.флота — Краснознамённая Ленинградская военно-морская база Дважды Краснознамённого Балтийского флота (в/ч 45618, ранее — в Ленинграде, ныне — в Кронштадте).
ЛМУ ВМФ 0 Нет комментариев
Блог Ровбут Михаила Олеговича8-го сентября 2021 года — 80-я годовщина со дня начала ленинградской блокады!
Светлой памяти павших на войне в боях за нашу советскую Родину в 1941-1945 г.г.!

Из поэтической тетради Геннадия Георгиевича Шапошникова.

. . . . . 22 июня 1941 года . . . . .

Этот день мы запомним навечно,
Нам его не забыть никогда.
Наша жизнь, словно миг, быстротечна.
Будем помнить героев всегда.

Будем помнить за Родину павших,
Всех погибших в неравном бою,
Нас с тобой от врагов защищавших,
Отстоявших Отчизну свою.

За танкистов поднимем стаканы,
Что сгорели на Курской Дуге,
За пилотов, что шли на тараны,
За матросов, лежащих на дне.

Не забудем разведчиков наших,
Кто сражался во вражьем тылу,
Партизан и мальчишек отважных,
Заслонивших собою страну.

Пограничников всех поимённо
Мы запомнить должны навсегда.
Отбивались они исступлённо —
Был приказ им: «Ни шагу назад!».

Не забудем атаки штрафбатов,
Что с винтовками шли на врага,
Без погон, наград, автоматов,
Но с отчаянным криком: «Ура!».

Артиллеристам поклонимся низко,
Что из пушек громили врага,
Санитарам, сапёрам, чекистам,…
Благодарна им ныне страна!

Будем помнить за Родину павших —
Командиров, матросов, стрелков,
Жизнь свою за Победу отдавших,
Флотских юнг и сынов всех полков.

Будем помнить героев мы вечно,
Будем чтить их во все времена.
Взять в полон Русь пытались извечно,
Но врагам не сдавалась она!…

. . . . . . . НАШЕ ЗНАМЯ . . . . . . . . . . . . . . . (Клятва курсантов)

Замер строй — все вниманье на Знамя,
Лишь шаги знаменосцев слышны.
Гордо стяг проплывает над нами —
Славный символ великой страны.

Мы стоим, в этот миг вспоминая,
За Победу погибших в бою,
И сейчас стягу честь отдавая,
Чтим Отчизну родную свою.

Мы гордимся Российской Державой,
И гордимся народом своим,
Дорожим мы отцовскою славой —
Красным Знаменем нашим святым.

Будем помнить за Родину павших,
Командиров, матросов, стрелков, (Командиров, матросов, бойцов,)
На фронтах и в морях воевавших,
Флотских юнг и сынов всех полков. (Партизан и мальчишек-юнцов.) (Партизанских мальчишек-юнцов.)

Будем честно служить мы народу,
Будем воинской клятве верны, (Будем клятве курсантов верны.)
Честь и слава Армии, Флоту,
Вооружённым Силам страны!…

Мы идём — впереди наше Знамя,
Символ ратных и мирных побед.
Мы уверены — Правда за нами,
Защищаем Отчизну от бед!… (Защищать нам Отчизну от бед!...)

Геннадий Георгиевич Шапошников — сын ветеранов войны и труда: ленинградки-блокадницы Татьяны Николаевны Шапошниковой и отца-фронтовика Георгия Васильевича Шапошникова, в прошлом, лучший дивизионный штурман советского флота, отличник погранвойск КГБ СССР и военкор ИТАР-ТАСС, лауреат Всесоюзного фестиваля народного творчества, поэт, композитор и журналист, руководивший матросскими ансамблями «Волна» и «Ладожане», ныне, старший офицер ВМФ России, ветеран Лен.вмб Балт.флота (в/ч 45618).
ЛМУ ВМФ 0 Нет комментариев
Блог Ровбут Михаила ОлеговичаИз творческого наследия выпускника СВО ЛМУ ВМФ 1968 года, ленинградского композитора и поэта-песенника Геннадия Георгиевича Шапошникова, ныне, старшего офицера ВМФ России, ветерана Лен.вмб Балт.флота (в/ч 45618).
В прошлом, капитан 3-го ранга Шапошников Г.Г. — лучший дивизионный штурман советского флота, отличник погранвойск КГБ СССР и военкор ИТАР-ТАСС, лауреат Всесоюзного фестиваля народного творчества, поэт, композитор и журналист, руководивший матросскими ансамблями «Волна» и «Ладожане».

П е с н я - б а л л а д а " П Л О Щ А Д Ь П А М Я Т И " .

Музыка Геннадия Георгиевича Шапошникова (Ленинград),
слова Валентины Григорьевны Сааковой (город Сочи),
муз.обработка Вадима Владимировича Серёжникова (Москва).
Дата и место рождения песни — 9 мая 1968 года, город-герой Керчь.
С полным нотным клавиром, опубликована всесоюзным журналом ЦК ВЛКСМ «СМЕНА» (№ 12, от 12.06.1973 г., стр.8.), в Интернете — есть!
Сдержанно.

1. Площадь памяти, площадь памяти,
Здесь нам память стучит в виски.
К серым камням приходят матери,
Поседевшие от тоски.

П р и п е в :

А над ними стоят безмолвные,
Отпечатаны в синеве,
Как застывшие похоронные,
Обелиски в честь сыновей.
2. Площадь памяти, площадь памяти,
На ресницах слёзы дрожат.
Как три вскрика, на сером камне
Три гвоздики красных лежат.

П р и п е в :

А над ними стоят безмолвные,
Отпечатаны в синеве,
Как застывшие похоронные,
Обелиски в честь сыновей.
3. Площадь памяти, площадь памяти,
Как по городу ни кружу,
В рань весеннюю, зимней замятью,
На поклон к тебе прихожу.

П р и п е в :

И стоят надо мной колоннами,
Отпечатаны в синеве,
Как застывшие похоронные,
Обелиски в честь сыновей.
4. Площадь памяти, площадь памяти,
Тёмной ночью и ясным днём
Будоражь ты людскую память
Негасимым своим огнём.

П р и п е в :

И над нами стоят колонными,
Отпечатаны в синеве,
Как застывшие похоронные,
Обелиски в честь сыновей.
- — — — — — — — — — — — — — —
3. В рань весеннюю, зимней замятью,
Как по городу ни кружу,
Обязательно, площадь памяти,
На поклон к тебе прихожу.

П р и п е в :

И стоят надо мной колоннами,
Отпечатаны в синеве,
Как застывшие похоронные,
Обелиски в честь сыновей.
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =


"КРАСНОФЛОТЦЫ МОРСКОЙ ПЕХОТЫ".

Музыка и слова Геннадия Георгиевича Шапошникова,
муз.обработка Владислава Васильевича Кравченко.
В темпе марша.

1. В трудный час Отчизна отзывала
С кораблей военных моряков,
На фронты, в окопы посылала
Отбивать нашествия врагов.

П р и п е в :

Краснофлотцы морской пехоты,
Вас недаром боялись враги,
Вы в открытую шли на дзоты,
Погибали, но всё же шли.
2. В Сталинграде яростно сражались,
Бились насмерть под родной Москвой,
И под танками себя взрывали,
Защищая Севастополь свой.

П р и п е в .

3. Расстегнув бушлаты нараспашку,
Бескозырки сдвинув набекрень,
В рукопашную бросались схватку,
Но живыми не сдавались в плен.

П р и п е в .

4. За Полярным Кругом воевали, (На Дону и Волге воевали,)
В Вене, на дунайских берегах.
"Чёрной смертью" вас фашисты звали,
У друзей остались вы в сердцах.

П р и п е в :

Краснофлотцы морской пехоты,
Вас недаром боялись враги,
Вы с боями прошли пол-Европы
И с Победой в Берлин вошли.
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =

"МЫ ВЕРНУЛИСЬ ДОМОЙ".

Музыка Раиля Сафарова,
слова Геннадия Шапошникова.
Сдержанно.

1. Туман стоит над тёмною водой,
Звучат судов тревожные сигналы.
Вернулись из похода мы домой,
А злой туман закрыл от нас причалы.
2. Немало миль осталось за кормой,
Разлукой океаны нас пытали.
И было трудно в стороне чужой -
О встрече с милой Родиной мечтали.
3. Радист с надеждой слушает эфир,
Всё время ловит базы позывные.
Закрыл туман от нас желанный мир,
Любимы мир, где ждут давно родные.
4. Локатор ищет вход в знакомый порт,
Причалов близких видит очертанье,
Но нам "добро" брандвахта не даёт -
Стоять на рейде надо в ожиданье...
5. Туман стоит над тёмною водой,
Звучат судов тревожные сигналы.
Вернулись из похода мы домой,
И ждут нас с нетерпением причалы.
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =

. . . . " З Л О Й Т У М А Н " . . . .

Музыка Вадима Владимировича Серёжникова,
слова Геннадия Георгиевича Шапошникова.
Плавно, неторопливо.

1. Туман стоит над тёмною водой,
Звучат судов тревожные сигналы.
Вернулись мы из плаванья домой,
А злой туман закрыл от нас причалы.
2. Немало миль осталось за кормой,
Разлукой океаны нас пытали.
И было трудно в стороне чужой -
О встрече с милой Родиной мечтали.
3. Радист с надеждой слушает эфир,
Всё время ловит порта позывные.
Закрыл туман от нас желанный мир,
Любимый мир, где ждут давно родные.
4. Локатор ищет вход в знакомый порт.
Причалов близких видит очертанье,
Но нам "добро" диспетчер не даёт -
Стоять на рейде надо в ожиданье...
5. Туман стоит над тёмною водой,
Звучат судов тревожные сигналы.
Вернулись мы из дальних стран домой,
И ждут нас с нетерпением причалы.

= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
" Ж Д И У П Р И Ч А Л А "

Музыка Владислава Кравченко,
Слова Геннадия Шапошникова.
Подвижно.

Помню, как мы прощались,
Пели "Славянку" трубы,
Крепко с тобой обнялись,
Пряча от ветра губы.

П р и п е в :

Нет, не забуду в море,
Слова, что ты сказала.
К тебе вернусь я вскоре,
Жди только у причала.
Любишь - ты мне сказала,
Скромно потупив очи.
Ждать меня обещала
Долгие дни и ночи.

П р и п е в .

В море - ветра крепчают,
Чайки кричат в просторе.
Волны корабль качают -
Службу несём в дозоре.

П р и п е в .

Будет штормить неделю,
Может быть, целый месяц,
Но я вернусь на землю -
Снова мы будем вместе.

П р и п е в .
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =

" Б У Д Е М П О М Н И Т Ь Ф Л О Т "

Музыка и слова Геннадия Шапошникова.
В темпе марша.

1. Настанет день, наступит час,
Отслужим срок - уйдём в запас.
Сойдём на берег с кораблей,
Оставив верных там друзей.

П р и п е в :

Мы будем помнить годы службы,
Краснознамённый Балтийский флот, (Краснознамённый военный флот,)
И узы той матросской дружбы,
Что крепла с нами из года в год.
2. Немало миль - прошли в морях,
Не раз бывали - в злых штормах.
Чтоб люди мирно жить могли,
Мы службу ратную несли.

П р и п е в .

3. А если враг придёт с войной,
Нарушит мирный наш покой,
Мы как один, вновь встанем в строй,
Пойдём за Родину на бой.

П р и п е в .

= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =

Автор-создатель музыкально-поэтических произведений, капитан 3-го ранга Шапошников Г.Г., в прошлом, лучший дивизионный штурман советского флота, отличник погранвойск КГБ СССР и военкор ИТАР-ТАСС, лауреат Всесоюзного фестиваля народного творчества, поэт, композитор и журналист, руководивший матросскими ансамблями «Волна» и «Ладожане», ныне, старший офицер ВМФ России, ветеран Лен.вмб Балт.флота (город-герой Ленинград, город воинской славы Кронштадт, в/ч 45618).
ЛМУ ВМФ 0 12 комментариев
Блог Ровбут Михаила ОлеговичаИз архива матросского ансамбля «Ладожане» гарнизона Лен.вмб Балт.флота «Бухта Владимировская» (1968-1978).
. " П Л О Щ А Д Ь П А М Я Т И " . . . . . . . . . . . . . . . «ПЛОЩАДЬ ПАМЯТИ» (Музыка Г. Шапошникова, слова В. Сааковой)

Стихи Валентины Григорьевны Сааковой (г. Сочи):
Площадь памяти, площадь памяти,
На ресницах слёзы дрожат.
Как три вскрика, на сером камне
Три гвоздики красных лежат.
Площадь памяти, площадь памяти,
Это память стучит в виски.
К серым камням приходят матери,
Поседевшие от тоски.
А над ними стоят колоннами,
Отпечатаны в синеве,
Как застывшие похоронные,
Обелиски в честь сыновей.
Площадь памяти, площадь памяти,
Тёмной ночью и ясным днём
Будоражь ты людскую память
Негасимым своим огнём.
В рань весеннюю, зимней замятью,
Как по городу ни кружу,
Обязательно, площадь памяти,
На поклон к тебе прихожу.

* В День Победы, 9 мая 1968 года, в городе-герое Керчь, на открытии памятника павшим воинам-авиаторам 230-й штурмовой авиационной дивизии, жена фронтового лётчика и мать военного лётчика, поэтесса Валентина Григорьевна Саакова (13.07.1922 - 09.10.2006), посвятила погибшим однополчанам свои стихи "Площадь памяти", на которые в ансамбле Лен.вмб Балт.флота "Ладожане" создали одноименную песню-балладу "ПЛОЩАДЬ ПАМЯТИ" (Музыка Г. Шапошникова, слова В. Сааковой).
Стихи были опубликованы издательством ПРАВДА во всесоюзном журнале "ОГОНЁК" (№ 10, от 07.03.1970 г., стр.12.), а песня - с полным нотным клавиром, во всесоюзном журнале ЦК ВЛКСМ "СМЕНА" (№ 12, от 12.06.1973 г., стр.8.), также, стихи и песня публиковались многими другими периодическими изданиями СССР, в Интернете - есть!…

* 230-я штурмовая авиа.дивизия принимала участие в освобождении советской Белоруссии, но самые большие потери личного состава и боевой техники 230-я ШАД понесла в ходе кровопролитных боёв за Крым.


. " Р А Н Ы С Е Р Д Ц А " . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . «ПОМНИ ВОЙНУ» (Музыка Г. Шапошникова, слова М. Петрова)

Стихи Михаила Ивановича Петрова (г. Новая Ладога):
Есть раны сердца, что не заживают.
Они тревожат и лишают сна.
Я вижу землю, залитую кровью.
Год сорок первый, Город Брест. Война.
Овеяны свинцовою пургою,
Храня мечты заветные свои, (Забыв мечты заветные свои,)
Шли на врага и гибли, как герои,
Ровесники, товарищи мои.
Их помыслы и души были чисты,
К добру и счастью устремлялся взгляд.
И вот их нет. И только обелиски,
Как о живых, о них нам говорят.
Их голос время заглушить не может,
Его я слышу, он звучит во мне,
Бессмертный голос гневный и тревожный:
"Живущий ныне, помни о войне!"
И в этот день, склонясь под алым стягом, (И в этот день, в строю под алым стягом,)
В торжественной, но грозной тишине,
Как воинскую клятву, как присягу,
Мы повторяем: "Помни о войне!"
И эту клятву, мы тому порукой,
Чтоб ранам сердца больше не болеть,
Передадим и сыновьям, и внукам,
И всем живущим ныне на Земле.


* Поэт-фронтовик, офицер-артиллерист Петров М.И., 22 июня 1941 года был в Бресте, жил — г. Новая Ладога.
* Дивизионный штурман, капитан 3-го ранга Шапошников Г.Г., руководил ВИА «Ладожане» (1968-1978).
* Стихи и песни «ладожан» есть в библиотеке Ансамбля КЧФ, где зав.библ. Зотов В.А., его e-mail: ztviktor@mail.ru
ЛМУ ВМФ 0 Нет комментариев