Мореходка - 2 часть

Автор
Опубликовано: 3829 дней назад (30 октября 2013)
+1
Голосов: 1
По неуспеваемости у Баббита были отчислены В.Баранов, В.Щербина, А.Терехов, хорошие ребята, которые потом вернулись в училище и доучились курсом младше.
Всё равно уважения и любви Лотакову после этого не прибавилось.
Техническую термодинамику в училище преподавал Калинченко А.Г.
Предмет нужный, но он так занудно нам всё преподносил, к тому же имел плохую дикцию и мы не испытывали особого желания прилежно учить термодинамику.
Преподавателю дали кличку Моль и нам также было неизвестно её происхождение.
Паровые машины и турбины преподавал Щебанов В.А, человек влюблённый в эти предметы, но мы понимали, что в дальнейшей своей работе не будем уже работать на судах с такими силовыми установками. Поэтому этот предмет никто не учил, как следует, кроме нескольких наших зубрил, и иметь тройку в зачёте считалось высшим классом.
Преподаватель имел кличку Муля и тоже переданную нам по наследству.
Теорию устройства корабля преподавал Ярошенко В.М - знающий и хорошо дающий свой предмет преподаватель. Он так виртуозно вертелся у доски, что курсанты прозвали его Балериной.


НАЧАЛЬНИК УЧИЛИЩА СИНИЦИН ПРИНИМАЕТ ДОКЛАД
Элементы высшей математики нам преподавал начальник училища Синицын В.Г,
по прозвищу Сом, огромный, добродушный, с пышными усами, говорил всегда громким голосом.
Он был довольно глуховат, чем мы иногда, мерзавцы, пользовались и мололи всякую чепуху, когда отвечали по его предмету.
При Синицыне над зданием мореходки была воздвигнута астрономическая обсерватория, которую курировал фанат своего предмета Георго-Копулос.
Его обожали курсанты судоводители, и он им действительно дал крепкие знания по астрономии.
Остальные преподаватели тоже выполняли свою миссию и хотя предметы были важными, нужными, но вот сами люди, дающие нам эти знания, мне ничем особенным не запомнились.

ПЛАВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА.

Первая производственная практику мы проходили на учебном судне «Метеор», который принадлежал училищу, на Чёрном море.
Это был небольшой кораблик, типа «Логгер» с маломощным двигателем, а в трюмах были оборудованы кубрики для курсантов, с подвесными койками и столом с лавками для трапезы.
Первый раз мы покидали берег, Землю, мы становились моряками и нас звали черноморские порты и неизведанные края.


М Е Т Е О Р

Капитаном корабля был бывший моряк, который был списан из большого флота по состоянию здоровья (он хромал и довольно прилично на одну ногу), но как капитан учебного судна видимо отвечал остальным требованиям. Кличка у нег была: Гуляй - нога.
Были ещё члены экипажа: стармех, боцман, старпом, но они мне не запомнились.
Нас поселили в двух кубриках - носовом и кормовом. В носовом проживала небольшая часть нашей группы, а остальные жили в кормовом кубрике.
Условия быта были спартанские - 2-х ярусные койки, общий стол и общий гальюн в кормовой части судна. Мы посещали черноморские порты: Ялту, Сухуми, Батуми, Поти, Новороссийск, Одессу, Феодосию, Керчь и прочие порты.


«ШТОРМИМ» В ЧЁРНОМ МОРЕ

Море на наше счастье было за время практики относительно спокойным, а иногда море штормило до 4-5 баллов. Вот здесь и проявились морские качества многих из нас.
Ребята, не буду называть их фамилии, укачивались, от вида пищи их тошнило.
Остальная часть - Либик, Акулов, Давыдов, Сергеев, Верников и ещё несколько человек не испытывала приступов тошноты, а наоборот приходило чувство голода и мы пиршествовали с теми порциями, которые не съедали наши страдающие товарищи.
Курсанты по очереди несли вахты на камбузе. Так вот «страдальцы» менялись с нами вахтами, чтобы не видеть пищи, но зато в порту мы ходили в увольнение, а они дежурили по камбузу. Такая вот была дружеская «взаимовыручка».
Как-то мы пришли в Новороссийск и нас построили на палубе. Гуляй-нога произнёс напутственную речь: «Запомните, курсанты! Новороссийск - это город вечных норд-остов и потомственных б..дей! Будьте осторожны!». И действительно, не успели мы сойти на берег, как наш Гуляй-нога уже вёл под ручку даму определённого рода занятий.
С берегом мы обычно общались шлюпкой, так как в порт нас не ставили по причине сбора портовых налогов. А на рейде стойте столько, сколько вам надо.
И мы стояли. Как минимум по 2-3 дня, так что все желающие могли посетить любой из портов, которые мы посещали. Времени для этого было предостаточно.
Возвращение на судно было по графику и к 22.30 каждый из уволенных на берег должен был прийти на причал, где ожидала шлюпка.
Если бы кто-нибудь отслеживал эту ситуацию, то возможно услышал бы стук каблуков бегущих к шлюпке курсантов из разных концов города. Опоздать нельзя, шлюпка ждать не будет и тебе пойдёт в зачёт самоволка.
Этого никто не хотел и за всё время практики опоздавших не было!


В СУХУМСКОМ БОТАНИЧЕСКОМ САДУ

Запомнился нам Сухумский Ботанический сад, где мы увидели так много неизвестных нам деревьев, кустов, цветов и не чувствовалось, что стоит зимний месяц январь!
Но всё когда-нибудь кончается и так же закончилась наша первая плавательская практика, а «Метеор» вернулся в Херсон и потекли нудные курсантские будни.
После предстояла очередная плавательская практика в порту Мурманск, куда мы поехали самостоятельно, отдельными группами.
Устраивались на работавшие там суда в разном качестве.
Кто практикантами, а кто на должности кочегаров и мотористов.
Мне пришлось отработать на паровом траулере угольщиком, а потом котельным машинистом на ПБ «Северодвинск». Другие ребята работали также на РТ, БМРТ.
Когда вернулись в училище после последней плавательской практики, то мы были уже немножко другими.
Мы вкусили прелести морской жизни, получили свои первые трудовые рубли, которые придавали нам определённую независимость, и понимание того, что в будущем мы сможем устроить свою жизнь и чего-то в ней добьёмся.


НА ПБ « СЕВЕРОДВИНСК»

Ещё до окончания училища все были обеспокоены важным вопросом: куда направят нас работать, в какой порт, в какой район Союза?
У меня в Прибалтике жила подруга мамы и мы несколько раз были в Таллинне.
Мне почему-то запомнился этот уютный зелёный городок, и я стал рекламировать его своими курсантским друзьям - Сергееву, Давыдову и Удовиченко.
Моя агитация оказала воздействие, и друзья согласились ехать в Эстонию.
Мы написали предварительное письмо в Эстонию, что хотели бы приехать туда работать после окончания училища.
Ответ был положительным, и мы теперь ждали госэкзаменов и последующего распределения. Экзамены были сданы успешно, вручены грамоты, дипломы. Все теперь ожидали самого интересного события, которое могло определить судьбу каждого из нас.


НАЧАЛЬНИК УЧИЛИЩА ГОРБАЧ ВРУЧАЕТ ДИПЛОМЫ
Мне, Сергееву, Удовиченко дали направление в Таллинн, а направление для Давыдова забрал наш старшина Рыбалко. Мы не понимали, как такое могло получиться, откуда он узнал про Таллинн, но так случилось.
Старшинам давали право выбора направления, и вот такой нечестный поступок совершил наш старшина группы.
Конечно, мы все были шокированы, а Алик Давыдов был очень расстроен, но мы ничего не могли сделать. Такая вот судьба!
Остальные ребята нашей группы получили направления в Мурманск, на Чёрное море, на Сахалин.
Мы так ждали окончания училища, и вот когда пришёл момент расставания, все загрустили, понимали, что неизвестно, как сложится судьба каждого из нас!
Кого примет море, и он добьётся успехов, кто не выдержит этого испытания и уйдёт на берег, кто покинет нас и уйдёт в мир иной…


ПОСЛЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЭКЗАМЕНОВ

И вот прошло 50 лет, как мы расстались.
Эти года прошли так быстро, но мы потеряли многих своих товарищей.
Нет больше с нами Мальченко, Боровского, Каравашкина, Пустовита, Рыбалко, Кузя, Крыги, Верникова, Синипольского, Кобылянского.
Мир их праху...
Исчез Удовиченко, не оставив никаких сведений о себе.
Многие наши однокашники не подают о себе никаких сведений.
Если живы, то здоровья им и всяческого благополучия.
Мы всех Вас помним!


Анатолий Акулов.
Комментарии (1)
ЛМУ ВМФ # 10 ноября 2013 в 22:23 0
Таких бы воспоминаний поболее и таких любящих свою профессию и людей человечищ, как вы. Дефицит сегодня жуткий! Вышлите почтой (днем morovboyt@tnk-bp.com и вечером rabbat@newmail.ru - не более 14-15 Мб размером) файл с картинками и я вставлю все, помогу.