Освоение Средиземного моря на первом этапе, с окончания войны до начала 60-х. - 2 часть

Автор
Опубликовано: 1715 дней назад (7 января 2014)
0
Голосов: 0
«Суэцкий кризис».

В результате июльской революции 1952г. Египет получил независимость. В 1953-1954 годах западные страны пытались склонить руководство страны принять участие в подконтрольных себе военных блоках. Получив отказ они применили к стране экономические санкции, отказались покупать хлопок, так если Англия до этого закупала хлопка на 50 млн. фунтов в год, а Франция – на 40 мил., то после начала экономической войны закупки упали до 8 и 12 мил. фунтов в год. Кроме того США отказались поставлять зерно, а в 1955г. Англия отказалась продавать Египту оружие, в то время как Израиль закупил оружие во Франции.

Оказавшись в изоляции Египет обратился к СССР с просьбой оказать им поставки зерна и оружия. Н.С.Хрущев решил использовать эту ситуацию для прорыва на Ближний Восток и Средиземное море. В 1954-1955гг. между Г.Нассером и Н.С.Хрущевым была достигнута договоренность о военных поставках на коммерческой основе. Военное сотрудничество Египта с соцлагерем началось закупкой оружия у Чехословакии на сумму 450 млн.$. Боевой техникой советского производства планировалось перевооружить сухопутные войска, насчитывавшие около 100 тыс. человек. Первый контракт был заключен на сумму около 320 млн. $ в октябре 1955г. В ночь с 20 на 21 октября 1955г. в Александрию прибыло первое советское транспортное судно «Краснодар» с грузом военного имущества для Египта. В конце октября на борту советского транспорта «Сталинград» прибыли первые истребители МиГ-15 чехословацкого производства. Всего с сентября 1955г. Египет закупил 230 танков, 100 самоходных орудий, 200 бронетранспортеров, около полутысячи орудий, 200 самолетов (в том числе 128 реактивных). Непосредственно перед началом Суэцкого кризиса, по английским агентурным данным, в Александрию прибыли 4 судна, доставившие танки «Т-34», самоходные орудия «Су-100», 122-мм гаубицы и 85-мм зенитные орудия.

Не оставили вниманием египтяне и советские корабли которые они хотели приобрести для своего ВМС. ВМС Египта был укомплектован преимущественно британскими кораблями и имел в своем составе 2 ЭМ типа «Z», 2 ЭМ типа «Hunt», 5 фрегатами (типов «River», «Flower» и «Black Swan»), 2 корветами, несколькими ТЩ американской постройки, 5 ТКА и СКА, двадцатью малыми десантными кораблями типа LCM. Осенью 1955г. группа высокопоставленных офицеров ВМС Египта знакомилась с советскими кораблями в Таллине и Балтийске, корабли им понравились, и они решили их приобрести. Стоимость поставки и механизм оплаты доподлинно неизвестен, однако тогда египтяне заявляли, что за корабли будут расплачиваться «бартером» - поставками хлопка. В целях подготовки и передачи кораблей Египту было сформировано специальное соединение ЭКОН-40. В его состав вошли 2 ЭМ пр.30-бис «Смелый» и «Скорый», 4 БТЩ пр.254, 10 ТКА, 2 средние ПЛ пр.613 и 1 малая ПЛ XV серии. Торпедные катера выделял ЧФ, их должен был доставить транспорт «Колхозник». В декабре 1955г. 2 ЭМ и 3 ПЛ перешли в Гдыню для обучения египетских экипажей. Тральщики были переданы и совершили переход в Александрию весной 1956г. В марте 1956г. египетские экипажи эсминцев закончили подготовку и вылетели в Египет, а эсминцы «Смелый» и «Скорый» неожиданно заменили и в Египет 20 мая вышли однотипные «Сметливый» и «Совершенный». После прихода в Александрию эсминцев, арабы опешили: «Вы пригнали не те корабли!», но после полученных разъяснений египтяне успокоились и уже 28 июня эсминцы были переданы ВМС Египта получив наименования «Al Nasser» и «Al Zaffer». Командир ЭКОН-40 контр-адмирал В.Н.Алексеев и несколько советников (в том числе командир БЧ-5 «Скорого» капитан-лейтенант Е.Минасов) остались в Египте, а советские экипажи на специально пришедшем в Александрию теплоходе «Крым» убыли в Одессу.

Еще летом 1952 года Насер организовал ряд нападений на английские базы в районе Суэцкого канала и потребовал эвакуации английских войск из Египта. Командующий английскими войсками генерал Эскин предложил правительству вмешаться и за одно восстановить на престоле короля Фарука, но Лондон ограничился заморозкой в банках Сити 10 миллионов фунтов, принадлежащих Египту. А затем численность английских войск в районе канала сократили с 80 до 10 тысяч человек. Насер продолжал нажимать и 19 октября 1954 года в Каире было подписано соглашение о полном выводе британских войск из зоны Суэцкого канала в течении 20 месяцев. После того как египтяне приобрели крупную партию оружия у стран Восточного блока, США приостановив выдачу кредитов Египту, потребовали немедленно аннулировать договор о поставках советского оружия и пригрозили блокировать Египет с моря, чтобы не допустить прибытия судов с оружием. Последней каплей для египетского лидера стало заявление Даллеса от 19 июля 1956 года, что США отказывают Египту в обещанном кредите в 270 миллионов долларов. Примеру американцев последовали Великобритания и Международный банк реконструкции и развития. И уже 26 июля на митинге в Александрии президент Гамаль Насер заявил: «Американцы, задыхайтесь от бешенства! Годовой доход компании Суэцкого канала составляет 100 миллионов долларов. Почему бы нам самим не получать эти деньги?» Египетские войска без промедления заняли зону канала. Египетское правительство 26 июля 1956г. национализировало Суэцкий канал и объявило, что отныне Египет берет руководство каналом в свои руки. Англия и Франция не хотели сдавать своих позиций, они отозвали своих лоцманов работавших на канале, но это не отразилось на его работе, так как их заменили посланцы стран Восточной Европы. Уже 2 октября советские лоцманы впервые самостоятельно повели суда по каналу. Когда сорвалась затея с лоцманами они стали готовить военный план. Юридическим основанием готовящейся операции был пункт в соглашении 1956г. между Египтом и Англией, оговаривающий право Англии вернуть свои войска в зону канала, если там возникнет угроза судоходству. План назвали «Мушкетер». Предвидя негативную реакцию мировой общественности, первым военные действия должен был начать Израиль. После вторжения Израиля должны были вмешаться западные державы под предлогом «умиротворения» египтян и израильтян и обеспечения свободы судоходства на канале.

В августе в Лондоне начал функционировать Объединенный штаб по планированию операции, с начала сентября на Мальту и Кипр стали перебрасывать­ся английские и французские войска, а к зоне конфликта стяги­ваться боевые корабли этих держав. Сюда перебросили более 130 кораблей, в том числе 7 авианосцев (2 французских), 3 легких крейсера (1 французский), 19 эсминцев, 14 фрегатов, 6 подводных лодок, 11 десантных кораблей, 8 тральщиков и 60 транспортов. Корабельный состав был объединен в 345-е оперативное соединение, состоявшее из тактических групп целевого назначения: 345.4 — авианосной; 345.5 — десантной, 345.7 — морской пехоты; 345.2 — обслуживания. Для проделывания проходов в возможных минных заграждениях была создана корабельная тральная группа. Объединенные воздушные силы имели 461 самолет (70 бомбардировщиков, 228 истребителей, 82 транспортных), кроме того, на авианосцах находились 290 самолетов. Для десанта англичане выделили: пехотную и бронетанковую дивизии, три пехотных полка и парашютную бригаду, два отдельных танковых полка и так далее – всего 45 тысяч человек. Французские войска насчитывали более 20 тысяч человек и имели в своем составе механизированную и воздушно-десантную бригаду и отдельный танковый полк. Впервые в военной практике был подготовлен вертолетный десант - 45-й батальон “командос” численностью около 600 человек: на двух английских авианосцах «Тесеус» и «Оушен» разместили 22 вертолета. 22 октября на частной вилле в Севре под Парижем прошла последняя фаза переговоров с представителями Израиля, который скоординировал свои действия с англо-французским блоком. В конце октября Израиль призвал в армию резервистов и довел ее до 150 тыс. человек.

Первоначально днем начала войны было назначено 7 ноября, но вол­нения в Венгрии, начавшиеся 23 октября 1956 г., ускорили агрес­сию, так как израильтяне обоснованно решили, что русским бу­дет пока не до Египта. 29 октября израильская армия вторглась на территорию Египта и, преодолевая сопротивление египетских войск, начала быстро продвигаться к Суэцкому каналу.

По причине превосходства египетских ВМС израильский флот не проводил наступательных действий на море, ограничившись патрулированием в прибрежных водах в районах наиболее важных береговых объектов. Действия были скоординированы с французами.

Египтяне же первыми предприняли наступательные действия на море.

Вечером 30 октября из Александрии вышел египетский эскортный миноносец «Ибрагим эль-Ауал» («Ibrahim el Awal» типа «Hunt») и направился к израильскому побережью с целью обстрела береговых целей в районе Хайфы. На рассвете следующего дня, произведя всего 6 выстрелов из орудий главного калибра. миноносец повернул на курс, ведущий мимо о. Кипр к сирийским портам. На широте ливанского порта Тир «Ибрагим эль-Ауал» встретил корабль противника. Согласно французским публикациям, это был французский ЭМ «Kersaint», который почти в течение часа вел артиллерийскую дуэль на дистанции около 16,5 км. Ни один из кораблей не получил попаданий, но египетский миноносец полностью израсходовал 102-мм боезапас. По израильской версии, бой с египетским кораблем вели израильские ЭМ «Эйлат» («Elath») и «Яффа» («Yaffo») (в район боевых действий был выслан также ФР «Misgav», но принять участие в бою ему помешала авария котла). Вероятно, в судьбе египетского корабля приняли участие и израильские, и французский ЭМ — неясным остается, происходили ли оба эти эпизода одновременно, или же последовательно, и в какой последовательности.

Однако точку поставила израильская авиация. Сразу же по получении сообщения о морском бое в воздух поднялась пара самолетов "Ураган". вооруженных 16-ю НАР каждый. Направляемые наземными пунктами управления, они довольно быстро обнаружили морскую цель, которую идентифицировали как торговое судно. Пришлось направить в район самолет управления "Дакота", который позволил исправить ошибку — около 6 ч утра. зайдя со стороны солнца, самолеты атаковали египетский корабль с высоты 200 м, выпустив ракеты с дистанции 400 м и. набрав высоту, через несколько десятков секунд повторили заход. Огонь зенитной артиллерии корабля оказался безрезультатным, а вот он получил 4 попадания, уничтожившие зенитное орудие правого борта и сделавшие пробоины в бортовой обшивке выше ватерлинии. Четверо египетских моряков были убиты, 18 ранены. «Ибрагим эль-Ауал» поднял белый флаг. Призовая команда отбуксировала корабль в Хайфу, после ремонта он вступил в состав ВМС Израиля под наименованием «Haifa».

30 октября Великобритания и Франция предъявили ультиматум воюющим сторонам: прекратить боевые действия и отвести войска на 10 миль от берегов Суэцкого канала. Содержание ультиматума было явно неадекватно ситуации на фронте и для Египта означало необходимость уйти с Синая. Поэтому Египет его проигнорировал.

Вечером 31 октября авианосное соединение под командованием английского вице-адмирала Пауэра подошло на 50 миль к побережью Египта. В 21.30 с аэродромов Мальты и Кипра поднялась в воздух первая группа бомбардировщиков. Час спустя самолеты атаковали 11 баз египетских ВВС. Последняя ночная бомбардировка закончилась за 10 мин. до восхода солнца — в 4.30. Около 3.40 авианосцы повернули на курс против ветра и начали подготовку к взлету. Через 10 мин. палубные самолеты начали взлет. Собравшись в тактические группы, самолеты атаковали авиабазу в Каире и базу ВМС Египта. Атака на Александрию осложнялась тем. что там находились корабли 6-го флота США. прибывшие для эвакуации американских граждан. Египтяне практично разместили свои корабли поближе к американским, надеясь таким образом обезопасить их от атак с воздуха.

В период с 31 октября до 2 ноября 1956г. корабли 6-го флота ВМС США провели эвакуацию иностранных граждан. Маленький быстроходный транспорт «BURDO», и эсминцы «HARLAN R. DICKSON», и «HUGH PURVIS» вошли в Хайфу. Транспорт нападения «CAMBRIA» участвовал в эвакуации из Сектора Газа наблюдателей за соблюдением перемирия из ООН, которые находились в зоне боевых действий. И самую опасную миссию выполнили транспорты нападения «CHILTON», «THUBAN», эсминцы «CHARLES S. SPERRY» и «ALLEN M. SUMNER», и десантный корабль «FORT SNELLING» во время незваный визита в Александрии, чтобы провести эвакуацию там. Однажды на гавань произошло почти 40 воздушных налетов, встреченных зенитным огнем, бомбы падали в непосредственной близости от этих судов, особенно близко к «CHILTON». После еще одного воздушного налета на порт, 2 ноября американские корабли покинули порт с 4500 иностранцами на борту.

Судоходство по каналу остановилось 31 октября после потопления англо-французской авиацией египетского фрегата «Акка». Стремясь ограничить поступление помощи воюющему Египту, английское адмиралтей­ство 2 ноября объявило об установлении морской блокады египетского побережья. Торговым судам всех стран мира запрещалось заходить в район восточной части Средиземного моря, ограниченный параллелью 35° северной широты и египетским побережьем и меридианами 27° и 35° восточной долготы, а также в северную часть Красного моря. В районе главной военно-морской базы Египта — Александрии — была установлена ближняя морская блокада. Здесь корабли союзного флота до окончания военных действий несли блокадный дозор. В других районах блокадной зоны патрулировали тактические группы кораблей и палубные самолеты.

Нельзя сказать, что египтяне были полностью деморализованы — командование ВМС Египта предприняло попытку атаковать силы противника в море. 1 ноября из Александрии вышли ЭМ «Al Nasser», «Al Zaffer» и несколько ТКА. Однако самолеты с французских авианосцев обнаружили их прежде чем они подошли на дальность применения оружия. Ударные самолеты получив целеуказание от самолета-разведчика «корсар», потопили ТКА и повредили один из эсминцев, на котором возник пожар. Поврежденный корабль повернул в базу, за ним последовали и остальные. 4 ноября 3 египетских ТКА под командованием офицера Зуки атаковали французский крейсер и по египетским данным поразили его торпедой, при этом все три ТКА были потоплены французской авиацией.

Утром 5 ноября в 8 часов 20 минут 500 десантников из состава 3-го британского парашютного полка высадились на аэродрому Гемаль близ Порт-Саида и перерезали водопровод. На противоположной стороне канала, близ Порт-Фуяда высадилось 600 человек 1-го парашютного полка Иностранного легиона. Задаче десантников было не допустить подхода подкреплений к месту высадки. Утром 6 ноября началась высадка морского десанта: британской танковой дивизии и 10-й моторизованной дивизии Франции. Союзники быстро сломили сопротивление нескольких египетских батальонов и батареи самоходных орудий Су-100 (4 машины) и 7 ноября был захвачен Порт-Саид, агрессоры продвинулись вдоль канала на 35 километров. В дальнейшем шло наращивание их сил – их общая численность составила более 40000 человек, 76 танков, 100 бронемашин и более 50 орудий крупного калибра. (62.стр205.) Далее по плану союзники должны были занять центральную часть канала к 8 ноября и южную к 12 ноября. Но этим планам не суждено было сбиться. Военная кампания была остановлена совместными усилиями США и СССР. Редкий в те годы пример единодушия был порожден разными причинами. СССР не собирался смотреть, как его союзник уничтожается «потенциальным противником», а США намеревались раз и навсегда «отучить» союзников по НАТО действовать вопреки воли Вашингтона. Попытки поднять вопрос на Совете Безопасности ООН были заблокированы правом вето Великобритании и Франции, тогда была созвана чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи, на которой было постановлено вывести все иностранные войска из Египта и ввести миротворческий контингент в зону канала. После того, как это решение было подкреплено 10 ноября недвусмысленным заявлениями СССР о «решительных мерах» в отношении агрессоров, начался вывод войск. Англия и Франция вывели свои войска к 22 декабря 1956 года, а Израиль в марте 1957 года. С 15 ноября 1956 года в зоне канала стояло 3300 «голубых касок».

Сразу после начала боевых действий КП ЧФ получил из Москвы сигнал: «Флоту боевая тревога!». Основные надводные силы ЧФ состояли из двух дивизий крейсеров: 50-я – новейшие крейсера пр.68-бис «Дзержинский», «Адмирал Нахимов», «Михаил Кутузов», и бригаде эсминцев 7 кораблей; 44-я – 2 крейсера пр.68К «Фрунзе», «Куйбышев», 2 крейсера пр.26-бис «Ворошилов», «Молотов», в бригаде эсминцев 8 кораблей пр.30-бис. Подводные силы входили в 21-ю дивизию и имели несколько десятков ПЛ различных проектов, в том числе и новые пр.613. Около 40 единиц насчитывала 41-я дивизия торпедных катеров. Флоты Англии и Франции сосредоточенные в районе конфликта многократно превосходили состав Черноморского флота. Тем не менее, большая группа боевых кораблей Черноморского флота была готова выйти в Средиземное море к бе­регам Египта. Об этом настойчиво просили египтяне, 31 октября 1956г. начальник канцелярии президента Египта Али Сабри во время разговора с послом СССР в Египте Е.Д.Киселевым просил направить отряд военных судов СССР к побережью Египта. МИД СССР отклонил эту просьбу, в телеграмме министра иностранных дел Д.Т.Шепилова от 3 ноября на имя посла, говорилось: «Что касается соображений, которые были высказаны Сабри относительно посылки, например, военных судов СССР к побережью Египта, то наши военные люди говорят по этому поводу, что такой шаг с нашей стороны, не дав реальных положительных шагов, мог бы лишь осложнить положение Египта, поскольку он мог бы повести к дальнейшему усилению флотов Англии и Франции, сосредоточенных вблизи Египта, и к обострению их атак против египетской территории. Все эти агрессивные действия они стали бы прикрывать и оправдывать ссылками на угрозу со стороны военно-морских сил СССР. Это только облегчило бы им обман мировых общественных кругов и дальнейшее осуществление агрессивных планов.

Советское правительство готово помочь Египту в направлении военных материалов и оружия и сделает все возможное, чтобы доставить их в Египет, хотя, как известно, это представляет сейчас определенные трудности.

Скажите Сабри, что если у египетского правительства имеются какие-либо предложения и соображения на этот счет, Вы немедленно доложите о них Советскому правительству.

Находящиеся в Египте советские военные специалисты, разумеется, будут продолжать свою работу по сборке советской техники и обучению египетских военнослужащих». 6 ноября Сабри встретившись с Киселевым вновь говорил о посылке к берегам Египта советских кораблей, теперь, подводных лодок, при появлении которых, он уверен, англичане и французы немедленно покинули бы египетские воды. По его словам это дело можно было бы представить и так, что эти лодки куплены Египтом, и сопровождаются в Египет египетскими командами. Но и эту просьбу выполнить возможности не было.

В период агрессии в зоне боевых дей­ствий оказались десятки судов разных стран, в том числе Советского Союза. Положение наших судов вызывало большое беспокойство у руководства Минморфлота и страны. Министр морского флота В. Г. Бакаев ежеднев­но докладывал Н. С. Хрущеву, в Главный штаб ВМФ и штаб Чер­номорского флота обстановку в зоне конфликта по донесениям капитанов советских судов и пароходств. Так, по состоянию на утро 2 ноября 1956 г. в порту Александ­рия находился пароход «Тарас Шевченко», выгружавший взрыв­чатку для египетской армии, и турбоход «Иван Павлов» с грузом пшеницы. В порту Суэц стояли танкер «Махачкала» (в балласте), только что прибывший с Дальнего Востока, и танкер «Жданов», прибывший с мазутом для этого порта с Черного моря. В Порт-Саиде вошел в канал танкер «Поти», следовавший с грузом керо­сина для Владивостока. Экипаж последнего, также оказал помощь египтянам. Стоя в Суэцком канале вблизи зоны военных действий, с него в ноябре по ночам египтянам передавали керосин.

В ноябре английские газеты выступили с заявлением, будто бы в Египте находятся русские офицеры и они принимают участие в операциях на Синайском полуострове в составе египетских частей. Уже после окончания конфликта начальник канцелярии президента Египта Али Сабри опровергая эти утверждения, заявил: «Мы не допускаем присутствия иностранцев в наших вооруженных силах». Тем не менее, несмотря на это опровержение, небольшая группа советских граждан видимо приняла участие в боевых действиях. Это были летчики. То, что советские летчики-инструкторы приняли участие в боях, следует из состояния египетских ВВС к началу конфликта. В строю числилось 160 самолетов, из которых только 69 считались боеготовыми и могли реально противостоять основному противнику - ВВС Израиля. Истребителей МиГ-15бис насчитывалось всего 30 штук, сведенных в две эскадрильи. Фактически этот истребитель успели как следует освоить всего несколько арабских летчиков. Более современные МиГ-17Ф к октябрю 1956г. освоил только один египтянин - майор Шалаби эль-Хиннави. Примерно так же обстояли дела и с экипажами для Ил-28.
Однако с началом войны МиГи приняли активное участие в боях, разгоревшихся на Синае. Так, 30 октября МиГ-15 перехватили и повредили английский разведчик "Канберра". В тот же день арабские летчики провели серию эффективных ударов по наступающим частям 202-й парашютной бригады Израиля. Согласно воспоминаниям египтян, советские инструкторы сами не участвовали в этих налетах, но "приложили руку" к их планированию и техническому обеспечению.
Израильское наступление развивалось очень быстро, и уже на следующий день советские летчики (возможно, по собственной инициативе, не дожидаясь указаний из Москвы) вступили в бой. Поначалу это были только штурмовые удары. Ситуация изменилась 1 ноября, когда в Египет в экстренном порядке перебросили группу летчиков-асов, которые "оседлали" МиГ-17Ф. Как известно, в тот же день в войну вмешались французы и англичане, начав операцию "Мушкетер" по "обеспечению безопасности" (а точнее - оккупации) зоны Суэцкого канала. Уже 2 ноября советские пилоты провели несколько воздушных боев, правда, безрезультатных.
На следующий день нашим инструкторам удалось одержать, по крайней мере, одну воздушную победу. Согласно некоторым данным (правда, не подтвержденным никакими официальными бумагами), события развивались следующим образом. В полдень Сергей Анатольевич Синцов (воевавший до этого в Корее и записавший на свой счет три самолета противника) совместно с другим, к сожалению, пока неизвестным советским инструктором совершали патрульный облет акватории Средиземного моря севернее Суэцкого канала. Вскоре они обнаружили одиночный турбовинтовой самолет, идентифицированный как британский палубный штурмовик Уэстланд "Уайверн". В результате внезапной атаки Синцова англичанин был сбит пушечной очередью. Однако фотокинопулемет на истребителе не сработал, и победу советскому летчику не засчитали.
Пилот "Уайверна" лейтенант Дэннис МакКарти катапультировался над морем. Вскоре его целым и невредимым выловили из воды и на вертолете доставили на палубу авианосца. Англичане признали потерю машины, но, по их официальному заявлению, штурмовик был сбит зенитным огнем. Возможно, Синцов добил уже поврежденный египетскими зенитками самолет, который возвращался с задания отдельно от группы. Или же англичанин просто не заметил атакующий МиГ и решил, что в его самолет попал зенитный снаряд. Последние исследования не смогли пролить свет на этот случай, так как участников инцидента уже нет в живых.
Наши инструкторы "отметились" и на Ил-28. К началу войны в Египте было несколько хорошо подготовленных экипажей советских летчиков для этих машин. В их числе и заводской экипаж Иркутского авиастроительного завода во главе с Иннокентием Васильевичем Кузнецовым (27 побед в Великой Отечественной войне).
Как утверждал бригадный генерал Камал Заки, который осенью 1956-го командовал единственной на тот момент египетской эскадрильей реактивных бомбардировщиков, его подчиненные не летали на бомбежку, ограничившись только несколькими разведывательными полетами вдоль побережья в самом начале конфликта.
Между тем, согласно израильским данным, в ночь на 1 ноября египетские Илы сбросили свой смертоносный груз на территорию Израиля в районе киббуца Рамат Рачель. Причем, на их перехват даже поднимались (правда, безуспешно) ночные истребители "Метеор" NF.13. Можно предположить, что заводской экипаж из Иркутска, не входивший ни в одно строевое египетское подразделение и занимавшийся облетом самолетов после сборки, на свой страх и риск проявил такую "инициативу".
Несмотря на яростное сопротивление египтян, воздушные удары союзников все нарастали, и президент Насер принял дальновидное решение рассредоточить свои ВВС с целью сохранить максимальное количество современной авиатехники. В результате советские и арабские летчики начали перегонку самолетов на самые южные аэродромы страны и в соседние дружественные Египту государства - прежде в всего Сирию и Саудовскую Аравию.

Хрущев все время был в поиске вариантов возможной помо­щи Египту. И тогда он решил применить прием, которым потом неоднократно пользовался при возникновении военно-полити­ческих кризисов и вооруженных конфликтов. Он решил пригро­зить ракетно-ядерными ударами по Лондону и Парижу, чтобы заставить правительства Англии и Франции прекратить войну в Египте. 5 ноября председатель Совета Министров СССР Н.А.Булганин направил послания премьер-министру Великобритании А.Идену, председателю Совета министров Франции Ги Моле, премьер-министру Израиля Д.Бен-Гуриону, где было заявлено: «Советское правительство полно решимости пойти на применение силы, чтобы сокрушить агрессоров и восстановить мир». В тот же день Булганин с подачи Хрущева направил послание президенту США Д.Эйзенхауэру: «Советское правительство обращается к правительству Соеди­ненных Штатов с предложением пресечь агрессию и прекратить дальнейшее кровопролитие. США располагают в Средиземном море сильным военно-морским флотом и могучей авиацией. Со­ветский Союз также обладает сильным военно-морским флотом и могучей авиацией. Совместное и безотлагательное использо­вание этих средств со стороны Соединенных Штатов и Совет­ского Союза явилось бы надежной гарантией прекращения аг­рессии... Если эта война не будет прекращена, то существует опасность, что она может перерасти в третью мировую войну».

В этом советском предложении нарочито, не без умысла пре­увеличивались возможности советского флота и авиации. Мысль о том, чтобы направить на Ближний Восток советские войска и, прежде всего воздушно-десантные части, у Хрущева была, но министр обороны СССР Г. К. Жуков доложил правительству, что в Генеральном штабе проработали вариант воздушного десанта и пришли к неутешительным выводам. Даже если Турция и Иран не воспрепятствуют пролету самолетов, перебросить достаточ­ное количество войск и вооружений, наладить их снабжение за недостатком самолетов не удастся. В столкновении с экспеди­ционными силами союзников, которые обеспечены всем необходимым, и при господстве в Средиземном море английского и французского флотов и авиации советские воздушно-десантные части были бы обречены на поражение.

Однако все эти и другие шаги советского политического руко­водства возымели свое действие. Англия, Франция и Израиль отступили. Англичане не решились топить или заставить изменить курс наши суда, шедшие в Египет. Это в тех условиях, когда в Средиземном море еще не было нашего Военно-морского флота. Советский Союз в открытую объявил, что он пошлет в Египет летчиков и современные самолеты.

8 ноября военные действия на территории Египта были остановлены. Египетский флот потерял 6 боевых кораблей, в том числе 1 эсминец и 4 торпедных катера, союзники — 3 боевых корабля и 1 войсковой транспорт.

Тем не менее англо-французские войска продолжали оккупировать территорию канала, и 10 ноября было сделано Заявление ТАСС: «В руководящих кругах СССР заявили, что если Англия, Франция и Израиль вопреки решения ООН не выведут всех своих войск с территории Египта и под различными предлогами будут затягивать осуществление этих решений и накапливать силы, создавая угрозу возобновления военных действий против Египта, то соответствующие органы Советского Союза не будут препятствовать выезду советских граждан – добровольцев, пожелавших принять участие в борьбе египетского народа за его независимость». Выступая с этим заявлением, в Москве исходили при существующих условиях, прежде всего, из стремления оказать Египту морально-политическую поддержку. И как показал последующий ход событий, такое выступление полностью себя оправдало. В декабре с территории Египта были выведены английские и французские войска. 9 декабря 1956г. было опубликовано сообщение ТАСС по вопросу о выезде в Египет советских добровольцев, где говорилось: «ТАСС уполномочен заявить, что полный вывод английских, французских и израильских войск из Египта, естественно снимает вопрос о выезде в Египет советских добровольцев».

30 марта 1957г. по каналу прошел караван судов – Суэцкий кризис завершился. Весь этот период командование, отдельные направления штаба Черноморского флота находились в повышенной боевой готовности.



1957 год.

1957 год был очень насыщен походами в Средиземное море. По свидетельству связистов флота, в 1957 году служба связи ЧФ обеспечивала успешное проведение шести дальних походов за пределы Черного моря.

В июне 1957г. ЭМ «Бесследный», «Бурливый» и танкер «Алатырь» вышли из Севастополя для перебазирования на ТОФ. Корабли вышли в Средиземное море, 23 июня прошли через Суэцкий канал в Индийский океан и в июле пришли во Владивосток.

В конце июня – начале июля 1957г. отряд кораблей Черноморской эскадры в составе крейсера "Михаил Кутузов" (к-2р. Голот) и ЭМ «Безукоризненный» под флагом командующего эскадрой кораблей ЧФ контр-адмирала В.Ф. Чалого вышел из Севастополя и направился в Ленинград для участия в параде кораблей посвященному Дню ВМФ 14 июля. После завершения мероприятий 19 августа 1957г. отправились обратно. 30 августа они совершили деловой заход в порт Дуррес (Албания). 1 сентября командир отряда контр-адмирал В.Ф.Чалый с группой офицеров и командующим албанской береговой обороной генерал-майором Неджипом Винчани посетили порт Влера. 3 сентября корабли оставили берега Албании и отправились в Севастополь.

В июне 1957г. в Александрию из Одессы прибыл теплоход «Крым», он открыл пассажирское сообщение между СССР и Египтом.

В июле 1957г. в Египет из СССР были поставлены первые три ПЛ пр.613.



Сирийский кризис 1957г.

В начале 1957г. в английской печати появились сообщения о том, что в Сирии существует тайная советская военно-воздушная база, построенная русскими инженерами и техниками. ТАСС опубликовал заявление, в котором заявил, что это выдумки. Весной 1957 года американцы попытались, изолировав Сирию организовать в ней заговор с целью свержения президента Шукри Куатли, в начале лета появились сообщения о проекте создания федерации Египта с Сирией. Стараясь помешать этому, американцы попытались натравить на Дамаск сперва Израиль, а когда он отказался «… Израиль не видит необходимости в войне против Сирии и всеми силами будет стремиться остаться вне военного конфликта», попытались привлечь на свою сторону арабские страны – Иорданию, Ирак, Ливан, но и это не удалось осуществить. Тогда американцы сделали ставку на Турцию.

В 1947г. правительство США, провозгласив «доктрину Трумэна», по сути взяло под контроль решение многих внутренних и внешних вопросов в Турции. В 1948г. с США было заключено соглашение о предоставлении Турции помощи, о создании там американских военных баз. С 1947 по 1951г. США поставили Турции военных материалов на сумму свыше 500 млн. долларов, а общая сумма предоставленной ей за этот период американской военной помощи составила 1 млрд. долларов. В 1952г. Турция вступила в Североатлантический блок. Наряду с сухопутными силами и ВВС кардинально были обновлены и военно-морские силы, американцы передали к 1957 году 38 кораблей в том числе - 4 ЭМ, 7 ПЛ, 8 ЭТЩ, 9 БТЩ, 6 минных заградителей, англичане передали 16 кораблей в том числе – 4 ЭМ, 3 ПЛ. 5 ЭТЩ. К осени 1957г. ВМС Турции насчитывали 76 кораблей – 10 ЭМ, 12 ПЛ. 20 кораблей ПЛО, 13 ЭТЩ, 9 БТЩ, 12 минных и сетевых заградителей.

Почти сразу, после того как отряд контр-адмирала В.Ф. Чалого покинул Средиземное море, туда прибыл отряд кораблей Балтийского флота. 31 августа 1957г. в Средиземное море вышел отряд боевых кораблей БФ под командованием вице-адмирала В.Ф.Котова в составе КР «Жданов» (к-1р. Гаврилов) и ЭМ пр.30-бис «Свободный». Корабли направлялись в СФРЮ с дружественным визитом. Сразу после выхода корабли попали под пристальное наблюдение со стороны кораблей и самолетов НАТО, в проливе Большой Бельт вокруг отряда опасно маневрировал датский военный корабль № 373. 9 сентября корабль прошли Гибралтар и вошли в Средиземное море, в районе острова Альборан крейсер передал на эсминец запас мазута. 12 сентября корабли прибыли в порт Сплит (СФРЮ) и 18 сентября покинули Югославию, за время визита корабли посетили 15 тысяч человек. Первоначальные планы похода были изменены из-за осложнившейся международной обстановки. В начале сентября американские и турецкие вооруженные силы стали концентрироваться у границы, с Сирией угрожая агрессией. Уже 8 сентября пять кораблей 6-го флота ВМС США приблизились к сирийским берегам, 24 сентября под прикрытием маневров в Средиземном море туда было переброшено дополнительно 38 боевых кораблей с авианосцем «Лейк Чэмплен». К 25 сентября оперативная группа американских кораблей действовавшая у берегов Северо-Западной Турции насчитывала 75 кораблей, на борту размещались 8 тысяч морских пехотинцев. Так как Сирия являлась для нас дружественной страной, было решено направить наш отряд для визита в сирийский порт. 21 сентября КР «Жданов» и ЭМ «Свободный» прибыли в Латакию. Это был первый визит советских кораблей в страну. 29 сентября офицеры отряда советских кораблей во главе с вице-адмиралом В.Ф.Котовым посетили президентский дворец и имели встречу с президентом Сирии Шукри Куатли. 1 октября балтийские корабли, выполнив свою миссию, покинули Латакию. 7 октября они уже вышли в Атлантику, а 11 октября вошли в Балтику.

Ситуация вокруг Сирии оставалась сложной Н.С.Хрущев 7 октября отвечая на вопросы корреспондента американской газеты «Нью-Йорк таймс» Дж. Рестона заявил, что СССР настроен серьезно и не позволит совершить нападение на сирийцев: «Правящие круги США буквально толкают Турцию против Сирии. Турция стягивает свои силы к сирийской границе. Она даже оголяет некоторые участки границы с Советским Союзом. Но она напрасно это делает… Это факт, что Тур­ция готовит войну против Сирии. На этот опасный путь толкают Турцию некоторые руководящие деятели США. Об­щественность должна знать об этом. Я надеюсь, Вы нас поймете. Ведь США находятся далеко от этого района, а мы по соседству. Если там начнут стрелять пушки, то остано­виться будет уже трудно. От автоматов и пушек дело может дойти до ракет, что приведет к тяжелым последствиям».

С уходом балтийских кораблей их сменил черноморский отряд. 4 октября 1957г. из Севастополя с визитом в СФРЮ отправился на борту крейсера «Куйбышев» (к-1р. В.В.Михайлин) Министр Обороны СССР Маршал Советского Союза Г.К.Жуков, крейсер сопровождали эсминцы «Бывалый» (к-3р. В.Х.Саакян) и «Блестящий» (к-3р. Терещенко). Отрядом командовал контр-адмирал П.Н.Тюняев. 5 октября отряд вышел в Эгейское море, вечером 7 октября в Адриатическое море и утром 8 октября пришли в порт Задар где министр обороны покинув крейсер и отправился в Белград. Он не знал что Н.С.Хрущев отправил его в эту поездку чтобы снять с должности Министра обороны пока он был вдалеке страны. После визита в Югославии Жуков побывал в Албании и вернулся в Москву самолетом из Тираны в конце октября, чтобы выслушать в ЦК КПСС обвинения в непонимании роли партийного руководства и политических работников в ВС и чуть ли не в элементах некого бонапартизма. Новым министром был назначен Маршал Советского Союза Р.Я.Малиновский. Но это было несколько позднее.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!