Трофейные корабли в составе Балтийского флота

Автор
Опубликовано: 1595 дней назад (7 января 2014)
0
Голосов: 0
Журнал "Судостроение" № 6 (ноябрь-декабрь) 2006 г. опубликовал статью М. В. Котова Трофейные корабли в составе Балтийского флота после Великой Отечественной войны. Привожу краткое изложение этой статьи.

Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне была достигнута дорогой ценой. В ходе боевых действий Военно-Морской Флот СССР потерял 34% надводных кораблей, 39% подводных лодок (ПЛ), 27% боевых катеров. При этом около половины потерь пришлось на долю Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). Тяжелые повреждения получил линкор "Марат", погибли 17 эсминцев, 8 сторожевых кораблей, 47 подводных лодок, 59 тральщиков, 145 боевых катеров. Балтийский флот вышел из войны ослабленным, особенно по ПЛ и крупным надводным кораблям, строительство которых требовало значительных затрат времени и материальных ресурсов. Между тем, состояние промышленности не позволяло рассчитывать на вступление в строй новых кораблей раньше конца 40-х - начала 50-х годов.


В этих условиях определенные перспективы быстрого восполнения боевых потерь открывало использование трофейных кораблей. В результате раздела бывшего германского флота, состоявшегося в октябре 1945 года, Советскому Союзу досталось 155 боевых кораблей, в том числе легкий крейсер, 4 эсминца, 6 миноносцев, 10 ПЛ, 44 тральщика, 4 прорывателя минных заграждений, сторожевой корабль, многочисленные малые корабли и катера. Большинство кораблей, подлежащих передаче СССР, находилось в западной зоне оккупации. Их приемкой и переводом в Советский Союз руководил командующий Кронштадтским морским оборонительным районом контр-адмирал Ю. Ф. Ралль. Передача крупных кораблей состоялась в Вильгельмсхафене. Их перевод в Либаву завершился 6 февраля 1946 г. После прибытия в Советский Союз большая часть кораблей, в том числе крейсер, все эсминцы, миноносцы, ПЛ и 30 тральщиков были включены в состав КБФ.

Самым крупным трофейным кораблем КБФ стал легкий крейсер "Нюрнберг" ("Nurnberg"), построенный в 1935 г. При полном водоизмещении почти 9000 т корабль был вооружен 150-мм орудиями главного калибра в трех 3-орудийных башнях, восемью универсальными 88-мм орудиями в спаренных установках и многочисленной малокалиберной зенитной артиллерией. Торпедное вооружение состояло из двух трехтрубных 533-мм торпедных аппаратов. По своим тактико-техническим элементам "Нюрнберг" несколько уступал отечественным крейсерам пр. 26 бис, однако являлся достаточно современным боевым кораблем.

"Нюрнберг" был зачислен в состав ВМФ СССР 5 ноября 1945 г. под наименованием "Адмирал Макаров". 2 января 1946 г. на крейсере был поднят советский Военно-морской флаг. Детальное обследование корабля, проведенное специальной комиссией вскоре после прибытия в СССР, показало, что по своему техническому состоянию он требует среднего ремонта, а по состоянию вооружения - капитального. Модернизация крейсера "Адмирал Макаров" выполнялась в ходе ежегодных ремонтов. В 1949 г. ЦКБ-17 разработало технический проект модернизации корабля, а предусмотренные им работы были выполнены в ходе текущих ремонтов 1951 и 1952 годов на заводе № 890 (г. Таллин).

Интенсивность эксплуатации крейсера после ремонтов несколько повысилась. Он проходил по 5-6 тыс. миль ежегодно, полностью отрабатывая курс боевой подготовки. К середине 50-х годов отечественный флот пополнился новыми крейсерами пр. 68К и 68 бис, и в 1957 году "Адмирал Макаров" был переклассифицирован в учебный крейсер. Обеспечивая практику курсантов, он совершил несколько дальних походов, побывал на Северном флоте и прошел почти 12 тыс. миль. Однако на этом ресурс главных механизмов корабля был полностью исчерпан, а тратить средства на его восстановление не имело смысла. В феврале 1959 г. корабль был исключен из списков флота.

Появление в составе КБФ бывших германских эсминцев и миноносцев позволило увеличить численность кораблей этого класса почти вдвое. В 1946-1948 гг. трофейные корабли составляли более 40% всех советских эсминцев на Балтике. Несмотря на то, что все трофейные эсминцы прибыли в СССР своим ходом, их техническое состояние было плохим. Объем необходимого ремонта "Прыткого" (Z-14), "Пылкого" (Z-15) и "Проворного" (Z-33) по электромеханической части приближался к капитальному. "Порывистый" (Т-17) и "Подвижный" (Т-12) требовали среднего ремонта и полной замены артиллерийского вооружения. Построенные еще до первой мировой войны "Прозорливый" (Т-158), "Поражающий" (Т-107) и "Пронзительный" (Т-196) были устаревшими и предельно изношенными. Ремонт трофейных эсминцев, как правило, совмещался с их модернизацией.

Вступление в строй в 1948- 1950 гг. первых эсминцев послевоенной постройки позволило вывести из боевого состава наиболее изношенные трофейные корабли: "Пылкий", "Прозорливый", "Поражающий", "Пронзительный", "Порывистый". В 1952 г. был списан "Прыткий". Остальные оставались в строю до конца 1954 года, после чего несколько лет использовались в качестве вспомогательных судов и плавучих средств. Среди трофейных эсминцев заметно выделялся новейший корабль Z-33, построенный в 1943 году с учетом последних достижений германской промышленности. Он имел небывало мощное для своего класса вооружение - пять 150-мм орудий и два четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата. В отечественном флоте Z-33 получил наименование "Проворный", был зачислен в класс лидеров и вошел в состав 4-го (Юго-Балтийского) ВМФ.

К сожалению, этот корабль достался СССР в аварийном состоянии. В конце войны в результате посадки на мель он потерял левый винт с концом гребного вала, нарушилась центровка валопровода. Капитальный ремонт главной энергетической установки проводился на судоверфи "Нептун" в Ростоке. В ноябре 1954 г. "Проворный" был переклассифицирован в учебный эсминец, а в 1958 года - в плавказарму. Летом 1961 года он был потоплен у мыса Песчаный в Финском заливе в ходе ракетных стрельб.

Опасаясь значительного усиления советского ВМФ и угрозы с его стороны своим океанским коммуникациям, Англия и США настояли на разделе только 30 ПЛ и затоплении остальных в открытом море. Советский Союз получил 10 ПЛ: пять больших, четыре средних и одну малую. До 1949 г. они носили литерное обозначение "Н", а потом в соответствии с подклассом - "Б", "С", "М". В число трофейных ПЛ входили новейшие лодки XXI и XXIII серий, с помощью которых германское командование надеялось в конце войны переломить ход битвы за Атлантику в свою пользу.

Техническое состояние трофейных ПЛ было весьма запущенным. В первые годы после включения в состав советского ВМФ трофейные ПЛ прошли средний ремонт на заводах Финляндии в счет репарационных платежей. До начала 50-х годов трофейные ПЛ составляли более четверти советских подводных сил на Балтике. Особенно большое значение имели четыре лодки XXI серии. До вступления в строй ПЛ пр. 613 они являлись наиболее совершенными советскими ПЛ, составляя при этом две трети больших ПЛ 4-го ВМФ. Трофейные лодки были выведены из боевого состава в 1955 году, однако некоторые из них сохранились значительно дольше.

Бывшие немецкие тральщики типа М-40 после включения в состав КБФ приняли активное участие в послевоенном боевом тралении и использовались по назначению до начала 60-х годов. В первые послевоенные годы трофейные тральщики составляли на Балтике около 20% кораблей этого класса. В состав минно-тральных сил входили также бывшие немецкие прорыватели минных заграждений "Вологда", "Кемь", "Кулой" и "Кушка". Последний после капитального ремонта в ГДР эксплуатировался до 1974 года, потом использовался в качестве плавказармы и был разобран на металл только в 1985 году.

В целом, эксплуатация трофейных кораблей была связана со значительными трудностями. Однако сложная международная обстановка, связанная с началом "холодной войны", заставляла поддерживать в строю максимально возможное количество кораблей, порой не считаясь с затратами. Необходимо признать, что свою роль в усилении Балтийского флота трофейные корабли выполнили, представляя собой заметную его часть в первое послевоенное десятилетие.

Обратите внимание: во всех материалах сайта даты, названия географических пунктов и организаций приводятся так, как это было принято во время описываемых событий.

Ваши критические замечания, отзывы и предложения с благодарностью принимаются по электронной почте. Содержательное письмо с предложениями или конструктивной критикой будет вознаграждено прекрасным рассказом из истории флота.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!