Комментарии на сайте (299)

ЛМУ ВМФ прокомментировалРусский музей 17 января 2015 в 19:49

Вы справа, а слева кто?
0

ЛМУ ВМФ прокомментировалОтцы-командиры 17 января 2015 в 19:49

А кто на фото, помните?
0

ЛМУ ВМФ прокомментировал2008 год! 17 января 2015 в 19:48

Маркиз, это вы в 2008 году?
0

ЛМУ ВМФ прокомментировалБлог Ровбут Михаила Олеговича - от юнги к судоводителю 3 декабря 2014 в 13:36

Брат деда Олега, Иван, жил на улице Поплавской д. № 20 в Вильнюсе. Само название связано с водой...
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.




Дом № 20 по улице Поплавская сегодня

Улица была Paplaujos до 1987 года, а исторически называлась еще и Ново Поплавская, Popławski, Nowopoplawska

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.




1858 год.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.



Это был Вильнюсский "Раббат" - старейший пригород. Там могли потихому поселиться в конце 19 века и "белорусы", которым было запрещено селиться в городах. Сегродня на Поплавской живут больше студенты и артисты, объявившие часть Вильнюса, где расположена Поплавская улица в шутку "Республикой Ужупис ".

Ужупис – это маленький и уютный изолированный квартал Вильнюса. В переводе с литовского «ужупис» означает «заречье». Часто его сравнивают с Монмартром, расположенным в Париже. Одна часть городского квартала расположена в Старом городе, другую часть города окружают крутые холмы и гора Трех крестов, а с третьей стороны располагается индустриальная зона, выстроенная еще в советские времена.

Небольшой квартал Ужупис всегда имел автономное положение в городе: муниципалитет собирал деньги с мельниц за проезд по каждому из семи мостов. Как известно, свой бюджет – своя власть. В большей части в Ужуписе проживали бедные люди, а ближе к средним векам это было слобода мукомолов и кожевников, ведь расположенная рядом река позволяла кожевникам замачивать изделия в своих быстрых водах, а мукомолы могли молоть зерно, которое доставляли крестьяне через идущий над рекой мост.

Немалый участок на углу Поплавской и Заречной улиц занимает огромный дворец в жанре строгих классицистских форм. Это здание было выстроено еще в конце 18 века по эскизам архитектора Августина Коссаковского, а в первой половине 19 века дворец полежал реставрации. Примерно с 1840 года здание входило в собственность различных учреждений и собственников, которые разместили в нем пекарню, гостиницу и корчму. С 1863 года дворец стал принадлежать семье Гонестов, которая владела им вплоть до 1940 года, и именно благодаря этому событию здание закрепило за собой название pałac Honestic. На данный момент первый этаж этого здания занимает продуктовый магазин.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Если следовать по Заречной улице, то за воротами по правой стороне можно увидеть костел Святого Варфоломея. За костелом, недалеко от маленького парка, улица разделяется на улицы Кривю и Полоцко. На улице Полоцко расположен Научно-исследовательский институт онкологии, в котором когда-то работал Казимир Пельчар – профессор института Стефана Батория.

Сразу после улицы Полоцко проходил старый тракт Батория на Полоцк, сейчас же она выходит на улицу Стефана Батория, ведущей к Новой Вильне, и к Бельмонту.

Ближе к концу 19 века это место стало поселением для мелкой буржуазии и недовольных мещан. Кроме того, сюда стали съезжаться мелкие служащие и военные, но все же наибольшее количество жителей представляло собой бедноту.

Но, несмотря на это, Ужупис приютил на своих пределах и немалое количество знаменитых людей. Например, на Поречной улице родился и вырос непризнанный ксендз Феликс Джержинский, а на Мельничной улице жил великий поэт Константы из Польши Ильдефонс Галчинский.

Но уже в 90-е годы жизни жителей улицы Ужупис кардинально поменялась. Можно сказать, что почти в считанные дни этот район стал самым престижным и молодым районом Вильнюса, а дома и квартиры этого района прибрели невероятную популярность, возвысив свои цены. Все непригодные для жизни дома были проданы. Нелегко пришлось художникам, но большее количество мастерских превратилось в модные галереи. С этого момента улица Ужупис приобрела невероятную популярность у людей всех творческих профессий, за что этот район провозгласили Республикой Ужупис. Жители района даже обзавелись своим собственным флагом, избрали президента, создали конституцию и вооружились армией из 12 человек.

Конституция была выбита на пластинах, которые являлись элементом интерьера одного из кафе и провозглашала приписные истины, которые освобождали людей от неведомых условностей того времени.

Символическим памятником Ужуписа является статуя трубящего в трубу ангела. Эта бронзовая скульптура была установлена на специальной колонне 8,5 метров в высоту. Сама колонная была подготовлена в 2011 году. Сначала на ней находилось огромное яйцо, которое подлежало продаже в 2002 году на аукционе, который устроил Клуб ангела. Уже через месяц после этого на колонне была воздвигнута скульптура из посеребренной и позолоченной бронзы общей высотой 12,5 метров. Автором этого монумента является архитектор Альгидрас Умбрасс и скульптор Ромас Вильчяускас. На сооружение этого монумента было потрачено более пятисот тысяч литов, а сами средства были собраны путем пожертвований частных лиц и компаний. Памятник ангелу символизирует освобождение и творческую свободу всего квартала.


1861-1866 годы

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


1858 год.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


1907 год.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Кое-что об истории этой части города Вильнюса....

Переселение любого учреждения во все времена было и остается делом хлопотным и не всегда благодарным. Тем более, если речь заходит о попытке переместить на новые квартиры ... дома терпимости.
Идея вынести все публичные дома с центральных улиц Вильны на городские окраины принадлежала Виленскому полицмейстеру Раевскому. Именно он раcпорядился в конце 1889 года убрать представительниц древнейшей профессии с центральных улиц города. Было приказано сгруппировать эти учреждения в районе улиц Поплавской (ныне ул.Паупю) и Сафьянной (ныне Майроню). Что вызвало появление этого распоряжение и чем оно было обосновано - сведений не имеется. Скорее всего это было сделано с целью очистить центр от притонов.


В 1890 году на Поплавской улице размещались 4 таких заведения, на Заречной (Ужупю) – 1 и на Сафьянной – 6.
Город в конце XIX начале XX веков интенсивно расширялся . На окраинах появились заводы и фабрики. И теперь, малонаселенная окраина превратилась в многолюдный, оживленный промышленный район. Такое соседство не очень устраивало фабрикантов и заводчиков. В конце XIX века они обратились в городскую Управу с просьбой о возможном перемещении "соседок" в другой район города. Промышленники люди денежные, а по сему ответа на эту просьбу долго ждать не пришлось. Городской Управой было предложено место, а виленскому полицмейстеру было предписано 23 марта 1900 г: "Принять меры к переводу домов терпимости в г. Вильне с Поплавской и Сафьянной на Заречье по Полоцкой улице в местность за переулок и кладбище".
Но ни кто не хотел такого соседства. Первыми восстали жители Полоцкой улицы. Они обратились с прошением к губернатору. Их аргументы звучал вполне весомо.Во-первых, с левой стороны улицы земля под построенными домами принадлежала Виленскому Свято-Духову православному монастырю. В контрактах с домовладельцами было оговорено не открывать публичных заведений без согласия на то монастыря. Вероятность того, что духовное ведомство согласилось бы иметь на этой земле дома разврата была полностью исключена. Во-вторых, правая сторона улицы примыкала к Бернардинскому кладбищу и "потому не может быть допущено такое близкое соседство разврата с таким священным местом упокоения". По мимо этих причин, была еще одна, не менее важная. Здесь помещались три детских приюта. В прошении говорилось: "Дети обыкновенно любознательны, будут наблюдать , как мимо их будут прогуливаться в город или обратно падшие женщины и пьяные мужчины, что в таком случае вещь весьма обыкновенная. Все эти доводы дают нам право ходатайствовать перед Вашим Сиятельством отменить свое распоряжение относительно помещения домов терпимости на Полоцкой улице и указать более соответствующее этой профессии место".
Управе пришлось искать другое решение вопроса. Новоселье было перенесено на некоторое время и в другое место. Требование домовладельцев и жителей Полоцкой улицы были удовлетворены. Но теперь опять остались недовольными заводчики и фабриканты. Настала их очередь писать прошение Виленскому губернатору святейшему князю Н. И. Грузинскому.
Скольких моральных и физических усилий стоило заводчикам и фабрикантам убедить Управу в принятии именно им нужного решения, остается только догадываться. В какую сумму обошлись подписи бюрократов из Управы, история не сохранила тем более. И вдруг, уже принятое решение отменяется. Что делать? В своем обращении они говорят, что мол было принято первоначально правильное решение по этому вопросу, но вот ходатайство домовладельцев Полоцкой улицы и письмо духовного ведомства изменили его. "По дошедшим до нас слухам, - написано в прошении,- Управа изменила свое первоначальное намерение и решила, будто, перенести часть этих домов не на Полоцкую улицу, а на Копаницу, составляющую продолжение той же Поплавской улицы.
Ввиду этих слухов осмеливаемся обратиться к Вашей Светлости с покорнейшею просьбою, обратить свое благосклонное внимание на невозможность допустить такое перемещение домов терпимости или хоть части их на Копаницу, т.е. еще ближе к многочисленным крупным заводам находящихся в том районе. При таком перенесении буде гораздо хуже чем теперь, так как постоянное присутствие в этой местности огромного числа рабочих, тут же живущих и работающих на наших заводах, приведет неминуемо к постоянным столкновениям и дракам".
А чтобы их прошение было более весомым они подключили к этой истории членов правления Еврейской молитвенной школы Таубера, которая находилась на Поплавской улице, не по далеко от Копаницы. Представители школы указали, что по их данным, содержательницы этих заведений намерены приобрести два дома "находящиеся на ростоянии каких-нибудь 15 саженей от нашей молитвенной школы: такое положение непременно послужит осквернением Божьего дома, тогда как на Копанице, т.е. глубже в улицу и без этих двух домов вполне довольно места для устройства заведений." Кстати, квартиры избираемые для домов терпимости, должны были распологаться от церквей, училищ, школ и т.п. заведений не ближе 150 саженей (1 сажень – 2 метра 14 сантиметров)

Губернатор опять в раздумье. Аргументы вполне существенны. Управа предлагает очередной вариант. Вилкомирская улица (Улица Укмергес). И вновь прошения, и вновь ходатайства, и вновь "нежелательно", и вновь "пагубные последствия" ....

Но не все жители этого района отрицательно относились к такому соседству. Например, домовладелец Лейба Абрамович Кикулькин в своем послании губернатору сообщает: "... имею честь заявить, что в доме моём, состоящим на Копанице, имею три помещения, которые я согласен отдать в аренду под сказанные заведения с 29 сентября 1900 года." Лишний раз убеждаемся в справедливости пословицы: "Кому война, а кому мать родная."
Военные дислоцированные в городе также были привлечены к вопросу " о перемещении домов терпимости". В письме, отправленном виленской Управой в штаб третьего армейского корпуса, было предложено разместить "очаги разврата" в Снипишкес, неподалеку от расположенных там военнских частей.

В всерьез или в шутку это предложение обсуждалось на самом высоком уровне виленского военного руководства. Обсуждали "верха", а отвечали "низы", при этом вполне серьезно и осмысленно. Например начальник штаба 27-ой пехотной дивизии в рапорте в штаб корпуса пишет: " По приказу начальника Дивизии доношу, что Его превосходительство признает не удобным перенесение домов терпимости на Хибинскую улицу, которая находится в центре казарм 105, 106 и 108 полков, но вместе с тем находит желательным, чтобы определенные дома терпимости служили бы только для лиц воинского звания и были бы подчинены большему надзору войсковой медицинской части. Ввиду этого перенесение их на Снипишкес вполне возможно." Вот она истинно воинская хитрость и смекалка, вроде бы перенос этот не удобен, но в тоже время - возможен и даже вполне желателен. И все это на благо защиты родины - армия будет здоровее, ибо " надзор военной медицинской части окажет благотворное действие на уменьшение заболевания венерическими заболеваниями".
Военные пошли еще дальше, они предложили принять ряд организационных мер во взаимоотношения "военный-проститутка", которые были высказаны командирами полков при обсуждения данного вопроса. Во-первых, господа офицеры потребовали, чтобы на билетах жриц любви были их фотографии. Второе требование родилось вероятно из личного опыта офицерского состава - чтобы был введен, "по примеру некоторых городов заграницей, медицинский осмотр входящих в дом терпимости мужчин" и категорически запретить доступ к девушкам нетрезвых посетителей. Ну а для низших чинов, отправляющихся на встречу с девицами легкого поведения, от армейского командования потребовали организовать выдачу билет о их здоровья.

Ну а как реагировали сами жрицы любви на предстоящий переезд? Прямо скажем, не очень-то им хотелось сниматься с насиженных, да и не только насиженных, мест и вить свои гнездышки в других районах Вильны. Получив от местного пристава распоряжение виленского полицмейстера с предписанием о перемещении их хозяйства на Снипишки, на новую еще не существующую улицу, хозяйки этих заведений очень обеспокоились. Как законопослушные гражданки Российской Империи они тоже обратились к губернатору.
Улицы еще нет, а переезжать надо, и в качестве промежуточного варианта им было предложено временно перебраться на Вилкомирскую улицу ( ныне это в районе проспекта Конституции) по соседству с создаваемой Лесной улицей, которая сегодня не существует. Но из-за краткосрочности прибывания ни кто из домовладельцев на Вилкoмирской не хотел арендовать свои помещения на один год. Были выставлены условия - договор сроком не менее 3-х лет с оплатой на год вперед. Дело в том, что специфика этих заведения требовала определенной перестройки зданий, связанных со значительными расходами. Существовали особые требования для помещений где распологались эти заведения. Оно должно было иметь общий зал, столовую, комнату для хозяйки или экономки и по комнате для каждой поститутки. Комнаты для последних различны.
И тогда все хозяйки борделей, а именно Хая-Ривка Фегельсон, Ривка Бернар, Сара Кох, Хана Виршуп и Койла Крупник, в один голос заявили, что этот временный переезд "может нас довести к разорению и понесению громадных убытков, а потому честь имеем всепокорнейше просить Вашу Светлость об неотказе в сей нашей всепокорнейшей просьбы и отсрочить нам перенесение наших заведений впредь до окончательного возведения на новой улице - Лесной улице новых домов, которые возможно будут сняты нами в аренду на более продолжительный срок."

Кому-то в Управе пришла мысль - не переносить все заведения в одно место и все сразу. Дома терпимости высшего разряда, что находились на Поплавской было предложено перенести за Зеленый мост на улицу Пиромонтскую, а классом пониже, все-таки пристроить поближе к военным, тем более, "что со стороны военного ведомства,- как видно из отношения штаба Виленского военного округа,- не встречается препятствия к учреждению домов терпимости в пределах Снипишки".
А вот уже жители Пиромантской улицы выступили с просьбой "о перемещении этих домов в другое, соответствующее своему назначению место, которое в стороне от оживленных улиц, не посещаемых городскими жителями за отсутствием на них каких-либо учреждений и торговых предприятий." Эта улица в основном была застроена домами-дачами, сдаваемыми в аренду интеллигентному классу городского населения, преимущественно офицерского состава. " В конце Пероманского переулка на котором, из-за отсутствия полицейских постов, будут происходить бесчинства и буйства, так, что проезд и проход сделается невозможным, не только для местных жителей, но и для военного начальства, посещающего артиллерийские казармы и лагерь."
И вновь задержка. На этот раз до особого распоряжения губернатора.
0

ЛМУ ВМФ прокомментировалБлог Ровбут Михаила Олеговича - от юнги к судоводителю 3 декабря 2014 в 13:34

Вера, а Вы у зарегестрированы на сайте? Опубликуйте воспоминания мамы ...
0

Галина Ломоносова комментируетВыпуск 1967- 1971 годов от Ивана Попова 29 октября 2014 в 20:27

Мой муж Ломоносов Михаил тоже закончил это училище в 1971 году 0

Виталис комментируетпаровой буксир титан 28 октября 2014 в 16:13

Странно, буксир пр.854 ТИТАН с 1954 по 1977 годы работал на Белом море, ходил в Карское море и был приписан к Беломорскому морскому порту. С какого бока он в Ломоносове оказался ? 0

ЛМУ ВМФ прокомментировалДОСТОЯНИЕ ЛМУ ВМФ. Бурсина Галина Васильевна 17 июля 2014 в 14:19

http://www.odnoklassniki.ru/video/12565416671
0

ЛМУ ВМФ прокомментировалШмидов Сергей в ЛМ училище 1976 - 1979 гг 17 июля 2014 в 12:21

http://www.youtube.com/watch?v=xmRqBfv5Pls
0

Вадим Павлов комментируетпреподаватели и командиры лму вмф 1982-1985 гг 28 мая 2014 в 20:42

Судомеханический факультет,вып. 1985 год.Приятно вспомнить всех.Огромное спасибо за воспитание. 0

Александр комментирует1982-1985 гг.. Отделение ГидроГрафии -143 17 марта 2014 в 01:51

что-то не помню что-бы был такой факультет 0

Вера комментируетБлог Ровбут Михаила Олеговича - от юнги к судоводителю 17 февраля 2014 в 12:16

Гриф "секретно" видимо так и не снят. Я внучка подполковника Заболотского, того самого, руководившего школой юнг в 1951 году... Ищу сведения о школе, но самые содержательные - мамины рассказы... 0

ЛМУ ВМФ прокомментировалЛомоносов групповое фото судоводителей 31 января 2014 в 22:20

в центре с Олегом Леша Темирбулатов
0

ЛМУ ВМФ прокомментировалЛена Ровбут и Вера Стахельчик 31 января 2014 в 22:18

Лена родная сестра Олега, а Вера будущая жена двоюродного брата Олега - Юры Стахельчика из Ленинграда. Вера уже пережила блокаду в войну -была медсестрой. А Юра воевал всю блокаду, был разведчиком, получил ранения, орденоносец.
0

ЛМУ ВМФ прокомментировалПСКР Пурга 1980-е годы 7 января 2014 в 16:55

Егоров Михаил Гаврилович - служил на ПСКР "Пурга" с 1957 по 1961 год сначала в должности командира БЧ-1, затем помощника командира корабля.

М. Г.Егоров

Воспоминания о службе на ледокольном пограничном сторожевом корабле 1-го ранга «Пурга»

Жизнь корабля, как и жизнь человека, описать не просто. В ней среди повседневных и будничных событий бывают победы и поражения. Пограничный сторожевой корабль ледокольного класса «Пурга» был заложен 17 декабря 1938 г. на Ленинградском судостроительном заводе № 196 (до 1937 года именовался завод «Судомех», в настоящее время Открытое акционерное общество "Адмиралтейские верфи") и спущен на воду в апреле 1941 г. Начальный проект «Пурги» был разработан в ЦКБ-32, затем в 1946-1947 годах его переработали в ЦКБ-15. Достройка корабля началась лишь в 1951 г. на Адмиралтейском заводе (главный строитель А.С. Мадера).
В период 900 блокадных дней корпус ПСКР «Пурга» был ошвартован у борта крейсера «Киров» для его защиты от попадания вражеских снарядов. Крейсер защищал своими мощными орудиями город, стоя у причала Горного института.
Командир электромеханической боевой части ПСКР «Пурга» капитан 2 ранга В.П.Маричев, участвующий в достройке корабля, сообщил, что в ледовом поясе корпуса (25 мм) было заделано 14 артиллерийских пробоин с частичной заменой клепаных стальных листов.
После войны появились радиолокационные станции: навигационные, артиллерийские и воздушного обнаружения. Стало другое, более совершенное вооружение и средства его автоматизации. Все это учитывалось при достройке корабля и привело к значительному изменению старого проекта. Так палуба полубака была продлена почти до юта, что позволило разместить экипаж корабля, который тоже увеличился и составлял 207 человек, из них было 19 офицеров.
Достройка ПСКР «Пурга» была предусмотрена программой строительства пограничных кораблей. Она намечалась на 1953 г., но была сорвана и произведена в 1957 году.
В феврале 1957 г. шли ходовые испытания. Корабль прибыл в порт Таллин, где я после окончания в 1956 году штурманского факультета 6–х Высших специальных офицерских классов ВМФ проходил службу на ПСКР проекта БО-122бис командиром БЧ-1,4,сл.«Р». На ПСКР «Пурга» штурманом был выпускник нашего Ленинградского высшего пограничного военно-морского училища капитан-лейтенант Г.Л.Мимченко. Я хорошо знал этого офицера, так как в 1951 году курсантом-мичманом проходил стажировку в г. Лиепае на ПСКР «Коршун» на должности штурмана, где он был командиром штурманской боевой части. Григорий Лазаревич пригласил меня на «Пургу», провел в штурманскую рубку. Впечатляли ее размеры и высота, на которой она находилась от воды. Г.Л.Мимченко сообщил о том, что он назначен помощником командира корабля и предложил мне быть штурманом «Пурги». Я согласился. Штурманское вооружение корабля было мне знакомо. Все назначения на офицерские должности корабля 1-го ранга утверждались в Главном управлении пограничных войск, туда и было направлено представление на меня. В начале марта из Москвы пришел приказ о моем назначении командиром БЧ-1 на «Пургу».
В это время корабль стоял у сдаточной стенки Адмиралтейского завода. Рядом огромной махиной нависал форштевень атомного ледокола «Ленин», который стоял на стапеле. Шли государственные испытания «Пурги», устранялись вскрытые недостатки, поэтому на корабле, кроме его экипажа, находилось много рабочих завода, гарантийных специалистов и представителей военной приемки, которая была введена в 1952 году. Специалисты жили на боевых постах, в артиллерийских погребах и других помещениях. Камбуз работал в две смены.
Корабль имел уникальное оборудование, новые виды вооружения, по которым в морских частях пограничных войск еще не было подготовленных специалистов. Необходимо было создать боевую организацию корабля, разработать боевые и повседневные расписания и в соответствии с ними присвоить старшинам и матросам боевые номера, выдать им книжки «Боевой номер», в которых указываются места и обязанности по всем корабельным расписаниям, закрепленное за ними оружие и материальная часть. Мы взяли две типовых организации кораблей ВМФ (бланки) – крейсера и эсминца. Но не подошло ничего. Нам пришлось постоянно корректировать эти расписания. При этом учитывалось, что на корабле было 329 помещений и отсеков, в которых необходимо поддерживать порядок и чистоту.
Каждый командир корабля только тогда будет уверен в надежности экипажа, когда на корабле отработана четкая организация действий личного состава по всем боевым расписаниям. Вот почему каждый вечер и периодически ночью раздавался сигнал учебно-боевой тревоги - шли постоянные тренировки и боевые учения. Приобретались навыки обслуживания боевой техники и заведований. Сплачивался экипаж корабля.
Вспоминаются и интересные поручения, которые приходилось выполнять в этот период. Завод-строитель должен был оборудовать кают-компанию офицеров, в том числе разместить в ней какое-нибудь живописное произведение. Ответственный сдатчик А.С.Мадера попросил экипаж корабля самим приобрести картину. Поручили мне и командиру группы управления артиллерийской боевой части старшему лейтенанту Сергею Сажину. Мы опросили пожелания офицеров и приобрели картину в мастерской художников на Невском проспекте, остановив свой выбор на полотне «Дубки в Сестрорецке», изображающем аллею парка в летний день. Приятно было потом, находясь в заснеженном Заполярье, смотреть на картину и вспоминать лето в Ленинграде, с которым у каждого так много было связано в жизни.
Государственные испытания прошли успешно. Остались только испытания в штормовую погоду, которые было принято решение провести на Севере. После ледового плавания корабль поставили в док им. М.А.Сургина Морского завода в Кронштадте.
16 апреля 1957 г. на корабле были подняты военно-морской пограничный флаг и гюйс: ПСКР «Пурга» вступил в строй действующих кораблей морских частей пограничных войск.

Прием на борт шкиперского и вещевого имущества по нормам снабжения кораблей пограничных войск проходил в порту Ломоносов. Под четким руководством начальника интендантской службы корабля капитана Анатолия Носкова (в последующем полковник, многие годы служил в Хозяйственном управлении КГБ) около 60 автомашин было разгружено всего за 40 часов, всё имущество без каких-либо утерь или повреждений было размещено на штатных местах в помещениях корабля. Вспоминается, что на фоне заходящего солнца вереницы матросов, поднимающихся по трапам с мешками, тюками, ящиками и бочками, вызывали образы когда-то увиденных в кинофильмах далеких южных портов с морскими судами, загружающимися перед выходом в долгое плавание. Началась подготовка к переходу в пункт базирования Кувшинская Салма (бухта и поселок в Кольском заливе Баренцева моря.). Старший помощник командира Антонов Николай Михайлович уделял большое значение изучению устройства корабля. Трое суток все офицеры, надев комбинезоны, обходили корабельные помещения, закрепляли знания об их предназначении и оборудовании техническими средствами.
Старший помощник командира корабля Н.М.Антонов на ходовом мостике Продолжались занятия по изучению новой материальной части. «Шеф-мастера», отладив и настроив оборудование, технику и аппаратуру, покинули корабль. Личный состав полностью вступил в обслуживание закрепленной материальной части по произведенному допуску. В дневное время стало возможным проводить общекорабельные учения. Была составлена предварительная прокладка предстоящего пути перехода. Особенно беспокоил проход проливной зоны ввиду наличия минной обстановки и большого количества буев и знаков по маршруту перехода. В связи с этим я обратился к штурману крейсера «Свердлов», которого знал по совместной учебе на 6-х офицерских классах ВМФ. Этот корабль в 1953 году ходил в Англию для участия в морском параде по случаю коронации Елизаветы II. Мне понравились имевшиеся на крейсере схема проливной зоны и карточки вахтенных офицеров при проходе ее. Я решил скопировать их и за помощью обратился в Ленинградское высшее военно-морское пограничное училище. Начальник училища контр-адмирал Е.С.Колчин дал соответствующее указание в чертежное бюро училища и попросил изучить возможность стажировки курсантов на переходе. Эта идея была успешно реализована и впервые 40 курсантов командного факультета ЛВВМПУ участвовали в дальнем заграничном походе. В порту Таллин корабль принял боезапас и в первых числах июня 1957 г. прибыл в порт Балтийск для окончательной подготовки к походу. ПСКР «Пурга» в Балтийске во время подготовки к переходу вокруг Скандинавского полуострова в Кувшинскую Салму Переход был назначен в составе отряда кораблей, в который входили: ПСКР «Пурга», ледокольный корабль «Пересвет» Управления вспомогательных судов и гаваней ВМФ, и плавбаза подводных лодок «Вытегра». Последняя задерживала выход, ввиду своей не полной готовности к походу (была построена в Польше как рудовоз и требовала значительной модернизации). Активно шла боевая подготовка. Необходимо было отработать боевую организацию корабля в целом. Офицерским составом изучался маршрут перехода и особенности международного морского права. Все навигационные карты и пособия по маршруту перехода были откорректированы в гидрографическом отделе Балтийского флота и на корабле на день выхода. Особое внимание уделили и внешнему виду корабля. У нас был опытный и толковый главный боцман мичман Н.М.Похваленко По его инициативе в шаровую краску была добавлена эмаль. Корабль выглядел хорошо!
Главный боцман ПСКР «Пурга» Николай Моисеевич Похваленко Готовность к походу проверялась комиссиями морского управления Главного управления пограничных войск и Дважды Краснознаменного Балтийского флота. Знания командования, вахтенных офицеров и штурмана комиссией оценены на «отлично». Корабль был к походу готов. Переход осуществлялся под флагом гидрографической службы ВМФ с зачехленными орудиями. Выход назначался с расчетом подхода к приемному бую проливной зоны рано
Практически от приемного буя Датских проливов мы были под пристальным вниманием катеров и самолетов стран – участниц НАТО. Один катер лег на параллельный курс и длительное время производил киносъемку нашего корабля. Самолеты делали очень низкие облеты.
Корабль проходил проливы по повышенной боевой готовности, хотя орудия были под чехлами. В ходовой рубке размещалась схема проливов, где отмечалось наше местонахождение. Вахтенные офицеры следили за обстановкой, руководили вахтой и использовали карточки с указанием навигационного ограждения, минной обстановки и использования технических средств. У грот-мачты на запасном командном пункте, оборудованном всеми указателями и репитерами курса и скорости, вели навигационную прокладку посменно 20 курсантов ЛВВМПУ.
В проливной зоне на плавбазе «Вытегра» вышел из строя паровой котел и она лишилась хода. Мы встали на якорь у порта Гетеборг. Было принято решение: ледоколу «Пересвет» взять на буксир плавбазу, ПСКР «Пурга» следовать самостоятельно. На борту «Пересвета» проходило практику 20 из 40 курсантов ЛВВМПУ.
Мы вышли в Северное море, была незначительная зыбь. Теперь корабль шел с более высокой, по сравнению с проливной зоной, скоростью хода. Постепенно чувствовалось приближение Севера – низкие, тяжелые тучи, понижение температуры, особенно у мыса Нордкап.
9 июля мы подошли к Кувшинской Салме. Как и положено после похода, была сделана большая приборка до захода в базу.
Утром 10 июля 1957 г. ПСКР «Пурга» ошвартовался у пирса базы с отдачей левого якоря.
По распоряжению Главного управления пограничных войск мы подчинялись непосредственно командованию Северного пограничного округа (г. Петрозаводск). Нас на пирсе встречали: начальник войск округа полковник Семененко И.И. (в последующем генерал-майор), его заместитель по морской части капитан I ранга П.Д.Маслий и командование 1-го Краснознаменного отряда пограничных кораблей (КОПК) – командир отряда капитан 1-го ранга С.С.Козлов и начальник политотдела капитан 2-го ранга П.И.Мясников.
Встал вопрос – где жить семьям офицеров и сверхсрочнослужащих, которых на корабле было соответственно 19 и 10 человек. Накануне в поселок были доставлены конструкции сборного 8-квартирного деревянного дома на 16 комнат. Дом поставили своими силами за 40 суток. Это позволило разместить 16 семей. Дом и поныне стоит, но использовался в последнее время как школа.
В то же время решались и бытовые вопросы. На корабле была своя хлебопекарня. И если с выпечкой белого хлеба особых проблем не было, и аромат выпечки расходился по ночному кораблю, согревая душу чем-то домашним и теплым, то выпечка черного хлеба у нас не ладилась. Он выпекался полусырой и невкусный.
Однажды в каюту командира корабля М.А.Гончарова пришел начальник интендантской службы капитан А.Н.Просвирин и пожаловался, что ему в каюту на стол матросы поставили фигурку козла, вылепленного из похожей на замазку мякоти хлеба. Матвей Алексеевич сказал, что следующую выпечку он будет делать сам. И сделал. Строго руководствовался инструкцией и температурой в помещении. Хлеб черный получился отменный. Проблема была решена.
Приятно, что в штабе 3-го КОПК были товарищи, с которыми я учился на штурманском факультете Высших специальных офицерских классов: начальник штаба Н.Н.Далматов и флагманский штурман Г.Г.Гирин, а флагманским связистом был мой однокурсник Г.Я.Вайнер. Это помогало осваивать обстановку и задачи службы на новом месте.
Корабль сдал первую курсовую задачу, получив допуск на охрану государственной границы. Необходимо было испытать корабль в штормовых условиях. Из Москвы прибыла комиссия во главе с заместителем начальника морского управления ГУПВ капитаном 1-го ранга П.А.Козленковым
Необходимо сказать, что ПСКР «Пурга» прекрасно вел себя во льдах (об этом позже), но при нахождении корабля в море на большой волне создавались тяжелые условия для личного состава. Дело в том, что важным показателем остойчивости корабля, влияющего на амплитуду и период бортовой качки, является поперечная метацентрическая высота. Её величина для различных классов кораблей различна. Так, например, для крейсеров это 0,9 - 1,5 м, для эскадренных миноносцев 0,7 - 1 м, для подводных лодок 0,30 - 0,45 м. На «Пурге» поперечная метацентрическая высота составляла 1,69 м. Это приводило к короткому периоду колебаний корабля и связанной с этим центростремительностью качки. Всего за 12 секунд корабль успевал, при крене на 30º на один борт встать на ровный киль, накрениться на 30º другого борта, снова встать на ровный киль и накрениться на 30º. На ходовом мостике (16 м от воды) – сплошные «качели». В кают-компании тарелки слетали со столов, имевших специальные бортики. В каютах матрасы с коек сбрасывало на палубу (в первом же ремонте на койки установили ограждения). Прием пищи в кают-компании в период шторма шел с применением дюралевых мисок и еды с рук.
Настоящие мореходные испытания у нас произошли позже – осенью 1957 г. Мы находились на дозорной линии мыс Цып-Наволок – мыс Сеть-Наволок. Получили штормовое предупреждение об усилении северного ветра до 12 баллов. Укрылись от шторма в надежном месте – на рейде Кильдин Восточный. Прогноз оправдывался, погода начала портиться. Вечером получили приказание: «Сообразуясь с погодой выйти в море на оказание помощи панамскому транспорту, который терпит бедствие в 20 милях от острова Кильдин. Море 10 баллов».
Мы были готовы к плаванию в штормовых условиях: все, что положено было задраено, закреплено на палубе, выставлены штормовые леера и пр. На рейде в месте укрытия было довольно спокойно. Остров Кильдин высокий и укрывал «Пургу» от ветра, но стоило выйти за пределы рейда, как корабль попал в настоящий шторм. Волны били в борт корабля. В отдельные моменты крен достигал 43є. А после поворота, когда мы пошли к транспорту, началась продольная качка. Водяная пыль и брызги летели по ветру на ходовой мостик. Мы прошли около часа и получили команду: «Отбой». К терпящему бедствие судну подошел спасатель.
На спокойной воде мы осмотрелись. На полубаке часть дельных вещей и спасательные круги были смыты за борт. Часть матрасов в каютах офицеров и мичманов сбросило на палубу. На ходу не представлялась возможность попасть в носовой отсек, так как не было штормового леера. На продольной волне и бортовой качке якоря бились в клюзах, требовались какие-то приспособления для их стопорения. При очередном ремонте все недостатки были устранены. Этот выход подтвердил хорошие мореходные качества корабля и стал испытанием для молодых матросов, прибывших из учебных отрядов. Это был единственный в Заполярье жестокий шторм, в который попал корабль.
Поселок Кувшинская Салма с 1938 года был базой пограничных кораблей, где имелось всё необходимое для нормального автономного базирования. Кстати, в этой части служили на разных должностях и стали впоследствии адмиралами её командиры А.В.Садников, А.И.Дианов, П.А.Козленков, Б.П.Рябов, Н.Н.Кудинов, а также офицеры управления и кораблей: В.И.Карпенко, Н.Н.Далматов, Г.М.Маркарьянц, О.И.Свистунов, А.А.Алексеенко, В.П.Куликов, И.В.Алферьев (Украина), В.Ф.Сычев (Украина). Тринадцать адмиралов! Другой такой морской пограничной части в России нет.
Основной пирс, у которого швартовались корабли, был деревянным с металлическим основанием (в последующем его заменил расширенный и удлиненный железобетонный причал). База была расположена у выхода из Кольского залива, что позволяло пограничным кораблям оперативно влиять на сложившуюся обстановку.
Единственным недостатком базирования было отсутствие автомобильной дороги до мест постоянной дислокации взаимодействующих соединений и частей Северного флота и до города Мурманска. Вся связь с внешним миром осуществлялась только кораблями и катерами 3-го КОПК.
Территория части была ограничена и еще около трети ее заполнялось водой в период полных вод. Для тех из нас, кто служил на Балтике и Черном море, приливно-отливные течения были в диковинку, но были характерной особенностью базирования.
Флагманский механик отряда капитан 3 ранга Г.Н.Мурачев раздобыл земснаряд колхозного типа и организовал работу по ликвидации лагуны. Для этого земснаряд забирал песок от места базирования кораблей и перекачивал его в лагуну. С нашего корабля ежедневно выделялись матросы для переноса шлангов. За три года лагуна была заполнена песком. На новой территории была построена электростанция, которая полностью обеспечивала нужды поселка.
3-й КОПК не имел в своем составе кораблей ледового класса и состоял в основном из тральщиков проекта 254К. Они не могли плавать в условиях ледовой обстановки и в зимний период контролировать замерзающее горло Белого моря им было весьма сложно. Основная надежда была на наш корабль.
В зимний период норвежские шхуны были полными хозяевами положения и от острова Новая Земля до горла Белого моря в больших количествах били белух и тюленей в наших территориальных водах. Использование корабля на дозорной линии от полуострова Рыбачий до мыса Териберка осенью 1957 г. не принесло оперативного эффекта. Главное назначение корабля проявилось при появлении льда на охраняемом участке.
Наступила полярная ночь. Это явление нужно пережить. Солнца нет, понижается температура. В поселках зажигаются яркие лампы большой мощности (так называемые «Солнца»). Доминирующий из-за снега белый цвет действует на психику. Жилые дома перекрашиваются в цвета радуги. На небе происходит захватывающее зрелище. Это и волноподобные колебания сине-зеленого цвета и ассиметричные раскручивающиеся спирали красного цвета.
Это тяжело переживается людьми, особенно, если не все благополучно в семье.
В январе 1958 г. в 10 милях от м. Святой Нос была обнаружена цель, находящаяся во льдах. Она находилась в наших территориальных водах. Это было первое задержание норвежской зверобойной шхуны. Командиром осмотровой группы был помощник командира корабля Г.Л.Мимченко (в последующем преподаватель ЛВВМПУ, капитан 1-го ранга). Шхуна была отконвоирована в пос. Порт-Владимир в заливе Ура-Губа и передана на фильтропункт 82-го пограничного отряда.
В феврале 1958 г. в связи с болезнью Г.Л. Мимченко его обязанности помощника командира с совместительством должности командира БЧ-1 были поручены мне.
При очередном выходе в море корабль в районе Семиостровского рейда обнаружил в ледовой полынье одиннадцать норвежских зверобойных шхун в наших территориальных водах
У нас был опытный радист, который до призыва на военную службу работал радистом на гражданских судах. Еще до подхода к району он доложил на главный командный пункт, что рядом находятся норвежские шхуны, которые ведут переговоры на выделенной нам запасной частоте. Было принято решение при подходе к шхунам создать радиопомехи и лишить их радиосвязи.
На корабле были две штатные осмотровых группы. Пришлось срочно создавать одиннадцать осмотровых групп во главе с офицерами, начать их высадку и задержание шхун. Шхуна «Брэна» была уже задержана, а ее сквозь помехи пытались вызвать другие шхуны. Наиболее быстро оформление задержания и составление акта о нарушении государственной границы произвел командир электротехнического дивизиона БЧ-5 капитан-лейтенант Б.А.Григорьев, который свободно владел немецким языком и при его помощи общался с норвежским капитаном. Зверобойные суда с белухами и шкурами тюленей на борту были задержаны и отконвоированы на фильтропункт в Порт-Владимир. Личный состав за умелые действия по охране границы был награжден медалями и знаками отличия.
В этот период правительственная делегация Норвегии прибыла в Москву. По решению руководства страны через неделю задержанные суда были выдворены из наших вод. Это был хороший урок норвежцам.





Гончаров Матвей Алексеевич -
первый командир ПСКР «Пурга»
0

ЛМУ ВМФ прокомментировалПСКР Пурга 7 января 2014 в 16:51

проект 52 "Добрыня Никитич" с установленным вооружением
0

ЛМУ ВМФ прокомментировалЗнак "Штурман-девиатор", который могли бы выдать Ровбут М О 27 ноября 2013 в 15:33

имели право выдавать штурманам дальнего плавания до 1955 года
0

ЛМУ ВМФ прокомментировалкурсанты ГГ лму вмф 27 ноября 2013 в 12:35

Саня и Женя
0

ЛМУ ВМФ прокомментировалкомандный состав училища 1965 26 ноября 2013 в 20:51

На плацу стоит рота радистов, осень, в небе летят стаи ворон! Выходит из корпуса старший мичман В..., глядит на небо и придерживая фуражку молвит "ни хрена себе, вороны полетели".... В строю тихий хохот
0

ЛМУ ВМФ прокомментировалкомандный состав училища 1965 26 ноября 2013 в 20:51

Ранняя весна.Петр Семенович организует сброс снега с крыши нашей роты.Звонок в 9 роту капитана 2 ранга Шерстнева: -Дневальный,где старшина? - На крыше товарищ капитан 2 ранга. -Да, глупо спросил,где же Вороне быть .
0