Кавказские Длинноголовые

Автор
Опубликовано: 10 дней назад (3 июня 2025)
0
Голосов: 0
С 1871 по 1876 год хранитель Кавказского музея в Тифлисе и археолог-самоучка Фридрих Самойлович Байерн (1817-1886) обнаружил, подобные крымским, деформированные черепа на Кавказе в Грузии близь Мцхеты. Некоторые из этих черепов были описаны доктором Степаном Францевичем Сцепура (1826-1881) в 1875 году. Эти черепа были отнесены исследователями к представителям кочевого ираноязычного племени аланов (предков осетин) скифо-сарматского происхождения. Племенной союз аланов появился в предгорьях Кавказа в I-III веках н.э. и после поражения от гуннов в 372 году частично переселилась в Европу, через Пиренейский полуостров достигнув Северной Африки. Во второй половине XIX века деформированные черепа были найдены во многих древних могильниках Осетии, около Эльбруса в захоронениях, содержавших византийские монеты, в курганах близь устья Дона, в Воронежской и Самарской губерниях.

А.Ю. Худавердян в своей работе «Ритуализированное использование частей человеческого тела на территории Армении (Ширакская равнина) по данным палеоантропологии» пишет:

« На Кавказе первые искусственно деформированные черепа были найдены в погребениях эпохи энеолита - бронзы. В дальнейшем этот обычай исчезает и появляется здесь вновь лишь в начале нашей эры. Если обратиться к палеоантропологическим материалам с территории Азербайджана, то здесь в начале I тыс. н.э. начинается широкое распространение обычая искусственной деформации головы путем наложения повязки в раннем детском возрасте. Искусственно деформированные черепа были обнаружены М.Г. Абдушелишвили при раскопках близ г. Мцхеты, и датировались они I -II вв. н.э. По одному из таких черепов М.М. Герасимов произвел реконструкцию облика древнего жителя г. Мцхеты. В этот же период впервые на черепах из могильников Ширакской равнины (Армения) зафиксирован обычай искусственной деформации головы. Упоминание о народах, практиковавших традицию деформировать голову на территории Кавказа, можно обнаружить у античных авторов.

Носителями идей преднамеренно деформировать голову у населения Ширакского плато, видимо, были пришельцы. Некоторые субъекты из Бениаминского некрополя с искусственной деформацией головы морфологически заметно отличаются от остальных.

Горизонтальная профилировка лица у них несколько ослаблена. Как известно, в этот период на Кавказе присутствовали племена саков, скифов, сарматов, для которых лобно-затылочная деформация головы была установившейся традицией, практиковавшейся в массовом порядке. О наличии лобно-затылочной деформации в Хорезме и Фергане есть упоминания у Абу Райхана Беруни. Сюда можно включить деформированные черепа из Северной Бактрии (Поздний Тулхар, Дальверзинтепе, Старый Терем /Чингизтепе/, Айртам, Ялантуштепе и Тепаи Шах), юго -восточного Туркменистана (Ба-башов) и Северного Афганистана (Тиллятепа).

Истоки данного обычая определить не просто. Мнение о среднеазиатском происхождении этого обычая не имеет подтверждений. Как известно, на территории Средней Азии кольцевая, лобно-затылочная деформация массовую практику приобретают в первые века н.э., а племена, использовавшие эти типы деформации, связывают с пришлыми длинноголовыми группами. У сарматов Нижнего Поволжья кольцевая деформация появляется в I в. н.э. и также связана с группами мигрантов. А практика искусственной деформации головы у скифов с территории Крыма связана с расселением на полуострове сармат (рубеж н.э.) и алан (с III в.). А.В. Шевченко, рассуждая о появлении обряда искусственной деформации головы у племен катакомбной культуры, считал, что эта традиция была занесена в степи Восточной Европы из Средиземноморья скорее кавказским путем, причем через ее конкретных носителей.

На территории Ширакской равнины кольцевая лобно -затылочная деформация в основном принадлежат детям (у 27 индивидов), женщинам (у 6 индивидов) и реже -мужчинам (у 4 индивидов). На некоторых деформированных детских черепах из Бениамина хорошо заметны следы повязок. На лобную кость повязка накладывалась выше лобных бугров. Согласно распространенному в научной литературе представлению, выраженность последстствий изменения формы головы наиболее заметна на детских краниумах.

В статье автор уделяет внимание обобщению находок искусственно деформированных черепов с территории Южного Кавказа и Ближнего Востока, а также характеристике типов оформления головы, распространенных среди населения изучаемого региона и Евразии. Находки модифицированных черепов эпохи ранней - средней бронзы не столь многочисленны. Среди археологических памятников выявлены следующие, имеющие следы черепов с головообразными формами: Узун-Рама, Кудурлу (Азербайджан); Юпсынская пещера, Абхазия (Грузия); Великент, Манас-Дагестан (Российская Федерация); Караташ, Ресулоглу, Хайаз-Хююк (Турция); Вунус (Кипр); Шахри-Сохта (Иран).

На территории Южного Кавказа преобладал лобно-затылочный тип искусственной деформации в сочетании с умеренно низким вариантом круглого типа оформления головы. Черепа из Узун-Рамы, Великента, Караташа (некоторые экземпляры), Ресулоглу, Хайаз-Хуюка и Вунуса демонстрируют некоторое сходство по типам искусственной модификации. Вероятно, в случае Узун-Рамы и Великента мы имеем дело с влиянием традиций с Ближнего Востока, тогда как в случае пещеры Юпсы, Манаса, Кудурлу — источником инноваций были степные племена катакомбной культуры. Население Караташа, Ресулоглу и Хайаз-Хуюка унаследовало традицию изменения формы головы со времен энеолита. То же самое можно наблюдать и на Кипре, где искусственно деформированные черепа существовали в неолитический период. В случае Шахри-Сохта в настоящее время трудно определить, как этот обычай и его последователи перешли в Юго-Восточный Иран в эпоху ранней бронзы.

Сегодня на территории Волгограда, Саратова или Северного Кавказа живут на вид обычные люди. Но так было не всегда. Если бы мы смогли заглянуть в прошлое, посмотрев на эти же самые места, какими они были 1500-2000 лет назад, то мы поразились бы, увидев их тогдашних обитателей. Люди, жившие здесь в те времена очень сильно отличались от нас внешне. И главным отличием их от нас была голова, а именно – её очень необычная форма.


""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Деформированный аланский череп из экспозиции Пятигорского краеведческого музея

Этот череп обнаружен на Северном Кавказе и выставляется в экспозиции Краеведческого музея в Пятигорске. Точно такие же люди в те времена встречались на Волге и на Дону, и не просто встречались, но представляли собой основной тип жившего здесь человека.



""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.



Искусственная деформация, достигаемая с помощью бинтования (по Р.Д. Синельникову)

В начале нашей эры встретить на Волге, Дону или на Северном Кавказе человека с обычной, «стандартной» головой было намного труднее, чем вот с такой, необычной.



""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.



Карта расселения сарматов

На современном же Юге России подобными вещами занимались сарматы и аланы. Черепа, выставленные в Пятигорском и Кисловодском музеях, принадлежат представителями именно этих народов.



""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.



Реконструкция внешности сарматской женщины по искусственно деформированному черепу из Аркаима, воссозданную антропологами из Уфы

Поражает распространённость людей с подобными черепами на территории Поволжья и Сверенного Кавказа. Археологическая статистика говорит о том, что если в начале I в. н.э. подобная деформация черепа встречалась (судя по захоронениям) в 35% случаев, то во II –IV вв. обладателями вытянутой головы становятся 88% сарматов! То есть 1800 лет назад встретить на Нижней Волге человека с «обычной» головой было довольно сложной задачей: таковым был лишь один человек из десяти!


""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.




Деформированный череп позднего сарматского периода из экспозиции Кисловодского музея «Крепость»

Разумеется, возникает вопрос – зачем это было нужно? Ведь искусственная деформация черепа – процедура не безопасная и не безболезненная! В литературе иногда можно встретить мнение, что искусственная деформация черепа у древних сарматов и алан производилась в ритуальных или религиозных целях. Например, аристократия или жреческая каста могли выделять себя таким образом из массы своих соплеменников (подобно деформации ног у девочек среди привилегированных слоёв в Китае). Однако, против такой точки зрения говорит статистика: цифра в 88% никак не может говорить о том, что подобные вещи делались с целью выделения из общей массы людей представителей знати, но говорит о том, что практика эта была, наоборот, повсеместной. Скорее всего, подобным способом народы (родственные друг другу сарматы, аланы и другие) выделяли себя именно как народы среди других племён, не допуская смешения крови с инородцами и позволяя всегда отличать «своих» от «чужих».

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!