Л О М О Н О С О В С К О Е Мореходное училище ВМФ 8 - Общетехнический цикл
Автор
|
Опубликовано: 3353 дня назад (6 июля 2015)
Редактировалось: 1 раз — 6 июля 2015
|
0 Голосов: 0 |
Общетехнический цикл
Общетехнический цикл в истории ЛМК (ЛМУ) ВМФ формировался как общеобразовательное подразделение, состоящее из отдельных кабинетов. В его состав на стадии формирования входили кабинеты математики, физики, черчения, истории, русского языка и литературы, иностранного языка и т.д. Наряду с этими предметами в училище изучалась техническая механика, сопротивление материалов, технология металлов, экономика, Первый Устав ЛМУ ВМФ, введенный в 1956 году приказом ГК ВМФ № 0306, предусматривал разделение общеобразовательных от общетехнических дисциплин, поэтому в организационной структуре управления училищем возникло два самостоятельных цикла, объединивших отдельные кабинеты в единую схему процесса обучения.
Общеобразовательный цикл длительное время возглавлял Г.М.Карпов – преподаватель Истории КПСС. Хороший организатор сумел сплотить коллектив и организовать учебу курсантов по программе средней школы. Карпов избирался депутатом Ломоносовского Городского совета и пользовался уважением у сослуживцев. На этапе создания училища физику преподавали: Новиков А.С. и Сопкин А.Ф., математику Карцева Р.Т., русский язык и литературу Бочарова О.Д. и Эрлих З.М., химию В.Т.Елацкова. В 1948 году на должность преподавателя физики, астрономии и математики был зачислен А.А.Муравьев-Апостол. Длительное время в училище работали преподавателями Е.Н.Градусов и В.С.Градусова, Т.В.Галковская. В 1963 году преподаватель А.А.Муравьев-Апостол написал стихи, которые стали своеобразным гимном ЛМУ ВМФ:
Бескозырки надпись золотую
Шелест лент, над ними белый кант
Сохранит, как память дорогую
Ломоносовский морской курсант.
Он для нас отцовским домом будет
Это город славы боевой
И нигде курсант не позабудет
Ломоносов близкий и родной.
Промелькнут учебы славной годы
Мы вернемся на свои моря,
Чтоб ходить в далекие походы,
Чтобы слиться с жизнью корабля.
Но везде – в тропических широтах
И во льдах полуночных морей, -
Вспоминать мы будем о заботах
Педагогов юности своей.
Ну, а если гром военный грянет –
Ведь немало есть еще врагов,
То часовым курсант вчерашний станет
Вдоль своих Советских берегов.
В связи с тем, что уровень общеобразовательной подготовки первых кандидатов в курсанты был недостаточно высоким, в 1947 году была образована подготовительная группа. Кандидаты изучали предметы: математику, физику, русский язык и литературу, химию и иностранный язык. После завершения учебы кандидаты сдавали экзамены и зачислялись курсантами.
Иностранный язык (английский) преподавали в разное время Э.Г.Гинцбург, Г.И.Чернышева, Л.А Татарская, И.С.Шупяцкая, И.Н.Ухова. Среди курсантов иногда выявлялись люди с подложными документами об образовании. Так на 3-м курсе Судомеханического отдела был обнаружен курсант Бродский, который предъявил при поступлении подложный документ об окончании семилетки. Он систематически нарушал воинскую дисциплину и плохо учился, за что и был отчислен.
Общетехнический цикл существовал как самостоятельное подразделение. До 1977 года цикл возглавлял В.М.Соя, затем В.К.Богодушенко и с 1992 по 1995 год – Т.А.Ильина. Техническую механику преподавали Пейсихис и Н.С.Азанов, технологию металлов В.С.Малофеев. Учебно-механические мастерские с цехами: кузнечным, сварочным, механическим и слесарным обеспечивали проведение практических занятий на своей материальной базе. Занятия с курсантами проводили опытные мастера. На цикле в разные годы работали преподаватели: О.Е.Соловьева, Ф.С.Ламан, Н.С.Лукин, М.П.Коноплева, Е.Н.Нумерова, В.М.Таболина, С.Н.Новаковская, Э.И.Верховский, В.И.Бахтин, Н.Н.Воробьева, С.В.Остапенко, Г.М.Бледных, Т.А.Ильина, Ю.К.Гарбузов, П.Л.Николаев, Е.П.Ростова.
В 1970 году из штата Общеобразовательного цикла была исключена дисциплина – английский язык. С этого момента начинает отсчет времени самостоятельный цикл Иностранного языка, который долгое время возглавляла Галина Васильевна Бурсина.
Красивая и обаятельна женщина Галина Васильевна вывела цикл Иностранного языка на новый уровень. В училище были оборудованы два лингафонных кабинета, оформлены учебные классы.
В 1971 году необходимость в существовании Общеобразовательного цикла, как отдельного подразделения отпала. Новым штатом образован единый Общетехнический цикл, в который вошли и общеобразовательные дисциплины.
Общетехнический цикл (ОТЦ) развивался динамично в полном соответствии требованиям учебного процесса. Учебный отдел возглавлял капитан 1 ранга Мельник. Думающий офицер стремился создать в училище творческую атмосферу. Он сам занимался научно-исследовательской работой, защитил кандидатскую диссертацию и вывел училище на уровень высших учебных заведений. Преподаватели ОТЦ систематически повышали свою квалификацию на курсах в ЛЭТИ им. В.И.Ульянова (Ленина), Лесотехнической академии и других учебных заведений. Особую роль в повышении квалификации педагогического персонала сыграли семинары и конференции проводимые в ВМУЗах. Так в ВВМУРЭ им А.С.Попова начальник кафедры Начертательной геометрии профессор Сорокин А.А. ежегодно проводил семинар по внедрению новых методов обучения. Наиболее ценные рекомендации обсуждались на заседаниях цикла и внедрялись в учебный процесс. В результате использования таких новаций повышался уровень педагогического мастерства преподавателей и качество подготовки курсантов.
Особенность педагогической деятельности на ОТЦ состояла в том, что нам приходится иметь дело с первокурсниками, которые еще не адаптировались к учебе в среднем специальном учебном заведении. Занятия проводятся по два часа, текущий опрос курсантов осуществлялся по темам. Бывшие школьники медленно привыкают к такой системе обучения. В середине 80-х годов стало заметно снижение качества подготовки учеников в средней школе, поэтому преподавателям цикла приходилось повторять школьную программу. Преподаватели специальных циклов стали жаловаться на то, что курсанты не понимают и не знают отдельные темы курсов физики и математики, плохо отличают чертеж от эскиза, не разбираются в химических формулах. Нам было обидно выслушивать их претензии, хотя их предъявляли в вежливой форме. Явных конфликтов не возникало. Часто арбитром в межцикловых спорах выступала методист Т.Г.Савкина.
Тамара Георгиевна стремилась вникнуть в суть конфликтной ситуации и найти компромиссное решение. Такой подход позволял сохранить хорошие дружеские отношения между преподавателями различных циклов.
Большую помощь в организации учебного процесса на цикле оказывали лаборанты. Это грамотные специалисты, чаще всего с высшим образованием, занимались оформлением учебных кабинетов, размножением дидактических материалов, подготовкой наглядных пособий и другой рутинной работой. В разные годы на ОТЦ работали: В.Л.Соловьев, И.А.Чернов, А.И Герасимов, Н.И.Петровцева, И.В.Самороковский, С.Л.Попова, Н.П.Иванова, Н.В.Болдова, В.Е.Лось. В 1994 году в штат цикла была введена должность начальника лаборатории, на которую была назначена Е.Н.Тараева. Она возглавила коллектив лаборантов и заведующих кабинетами, поставила на должный учет материальные ценности. В кабинетах стало больше порядка. В настоящее время на поприще старших лаборантов продолжают работать О.В.Бойко, Т.С.Попова, О.Н.Пушкина.
На протяжении многих лет ОТЦ был зачинателем использования технических средств обучения (ТСО). Появление «КИСИ-5», «Ритм-2м», средств отображения учебной информации «Лекторий» и «Полилюкс» позволили сократить время на контроль знаний и наглядное представление дидактических материалов. Со временем эти ТСО устарели. В настоящее время целый комплекс задач по совершенствованию учебного процесса можно было бы решать с помощью персональных ЭВМ, но, к сожалению, таких технических средств в колледже пока еще недостаточно.
В связи с преобразованием колледжа в Государственное образовательное учреждение преподаватели и лаборантский состав ОТЦ проделал огромную работу по приведению учебных программ в соответствие с требованиями государственного стандарта. Коллективом цикла переоборудованы и обновлены кабинеты химии, физики, математики, инженерной графики и технической механики. Создан новый кабинет стандартизации и спецификации. В решение этих задач много труда вложили преподаватели высшей категории: В.К.Богодушенко и Н.П.Кулик, преподаватель химии В.Ю.Елина, заведующая лабораторией Е.Н.Тараева и старшие лаборанты.
Матузко М.В. и Соколов А.С. - заслуженные учителя РФ
Маина Владимировна Матузко является начальником Общетехнического цикла с 1996 года. В юбилейном 2012 году исполняется 45 лет ее непрерывной педагогической деятельности в ЛМК ВМФ.
Глава IV. Совершенствование ЛМУ ВМФ
Приказом ГК ВМФ от 20.06.1973 года начальником ЛМУ ВМФ назначен капитан 1 ранга Пилипенко Иван Кузьмич, Ивану Кузьмичу шел 47-й год. Хотя до пенсии оставалось чуть более трех лет, он принимал под свою опеку организационно отлаженное учебное заведение с хорошими традициями. Люди его поколения привыкли служить от «звонка до звонка» и Иван Кузьмич совсем не собирался сдаваться: был еще порох в пороховницах. План перспективного развития училища был утвержден во всех инстанциях. Эскизный проект клуба совмещенного со спортивным залом прорабатывало в/ч 54034. В Москве Тыл ВМФ обещал финансирование постройку здания клуба. Казалось, что страна вступает в эпоху благоденствия. Несколько удручало состояние учебно-материальной базы. Техника быстро устаревала, и учебные образцы требовали замены на современное оборудование. Это, прежде всего, относилось к судоводительскому отделу и радиотехническому циклу. Войну Иван Кузьмич не застал по возрасту.
Иван Кузьмич Пилипенко 1927 года рождения, член КПСС, образование высшее. Уроженец Ташкентской области окончил Каспийское ВВМУ в 1949 году, командовал морским охотником «МО-292», был помощником сторожевого корабля «Зарница». После спокойной службы на Каспийском море его потянуло на Тихий океан, где офицеру доверили командование эскадренным миноносцем. Служба на эсминце проекта 30-бис сводилась больше к ремонту материальной части, чем к длительным плаваниям. В конце 50-х годов на Камчатке формируют 4-ю океанографическую экспедицию. Пилипенко назначают командиром экспедиционного судна «Чукотка». Судно переоборудовалось во Владивостоке на Дальзаводе. Если бы раньше знал Иван Кузьмич, куда его заманили, то наверняка отказался. Гражданское судно с полувоенным экипажем было напичкано современной электроникой. Телеметрические системы, бортовые вычислительные комплексы, средства космической связи и многое другое оборудование отличало белое судно с шарами скрытых антенн от обычного сухогруза. Судно уходило на полгода в теплые моря и возвращалось ближе к зиме.
В 1964 году Пилипенко поступает слушателем в ВМА на «Командно-штабной и оперативно-тактический» факультет, который успешно оканчивает. Должность командира учебного крейсера «Киров» считается заштатной. Назначение начальником штаба ВМБ в г. Поти позволяет использовать академические знания. Южный климат не идет на пользу здоровью Ивана Кузьмича. Он часто болеет и просит перевода в Ленинград. В 1973 Пилипенко назначают командиром бригады учебных кораблей Балтийского флота, а затем начальником ЛМУ ВМФ.
В 1973 году на должность заместителя начальника училища – начальника учебного отдела прибывает капитан 1 ранга Мельник Игорь Иванович.
Мельник И.И. окончил Каспийское ВВМУ им С.М.Кирова в 1948 году и начал службу лейтенантом на кораблях Каспийской флотилии. Командир боевых частей II – III, на «БО-109», командир «БО-106» продвигали лейтенанта по флотской служебной деятельности. Через 15 лет службы капитана 3 ранга Мельник назначают начальником штаба – заместителем старшего морского начальника военного порта Астрахань. С этой должности офицер начинается знакомство с Вспомогательным флотом, его задачами, судами и личным составом. В 1963 году Мельник заочно оканчивает Военно-морскую академию и получает высшее военное образование по специальности Оперативно-тактическая и штабная работа. Должность старшего морского начальника военного порта Астрахань ответственна и почетна, но Игоря Ивановича тянет на творческую работу, где можно было бы проявить свои знания и накопленный опыт. Он переходит на должность преподавателя кафедры Тактики ВМФ и военно-морской истории (1967г.), а затем возглавляет военно-морскую кафедру Астраханского института рыбной промышленности и хозяйства (1969-73).
Назначение в ЛМУ ВМФ сулило хорошие перспективы заниматься научной работой и внедрять в жизнь современные методы обучения. Параллельно с основной деятельностью Игорь Иванович пишет диссертацию и после успешной защиты становится кандидатом военно-морских наук.
В 1974 в должность начальника цикла Военно-морской подготовки вступил капитан 1 ранга Максимов А.М.. К этому времени цикл ВМП преобразился. В его состав вошли кабинет водолазной подготовки (1960) и кабинет тактики и кораблевождения (1970). Коммунисты цикла объединились в самостоятельную первичную партийную организацию. В период с 19 по 29 мая 1975 года цикл проверяла комиссия Тыла и аппарата начальника ВМУЗ под руководством контр-адмирала Герасимова В.И. - начальника инспекции безопасности мореплавания. Комиссия признала, что подготовка офицеров запаса соответствует требованиям МО СССР по трем военно-учетным специальностям: штурман, механик и связист. У председателя и членов комиссии сложилось хорошее впечатление о цикле ВМП. Однако была отмечена нестабильность в руководстве (за четыре года сменилось три начальника). По части учебно-методической работы была записана фраза: «… не делается качественного анализа подготовки офицеров запаса, не изучаются вопросы определения оптимального объема знаний по всем военно-учетным специальностям».
В 1976 году построено здание № 21 – клуб, совмещенный со спортивным комплексом. Здание клуба кирпичное двухэтажное с железобетонными перекрытиями. В этом же году возведена новая столовая, которая украсила внутренний интерьер училища.
Появление клуба и спортивного комплекса позволили поставить культурно-массовую и спортивную работу на высокий уровень. Политический отдел организовал смотр художественной самодеятельности Судоводительского и Судомеханического отделов. В программу были включены пляски, выступление хора, бытовые сцены. Девушек разрешалось приглашать со стороны. Нашлись способные ребята и на отделениях. Судомеханическое отделение представило на смотр квинтет под руководством курсанта Бабешина. Не отстало и Судоводительское отделение, где тоже нашлись свои таланты. Результаты смотра оценивала строгая комиссия.
Выпуски следовали один за другим. 28-й выпуск состоялся в декабре 1976 года. На флот отправлен 201 специалист, 29-й – выпущено 184 специалиста, 30-й выпуск – 170 и т.д.
22 февраля 1977 года ЛМУ ВМФ отмечало свой 30-летний юбилей. В статье, опубликованной в газете «Советский моряк», Иван Кузьмич Пилипенко писал: «Тридцать лет. За это время Ломоносовское мореходное училище изменилось до неузнаваемости. Благодаря отеческой заботе партии и правительства, возведены новые учебный и жилой корпуса, мастерские, недавно вступил в строй прекрасный клуб. На уровень современных требований поднято оснащение лабораторий и кабинетов. Они оборудованы средствами автоматизированного контроля знаний, разрезами всевозможных блоков и деталей машин и механизмов, имеется много электрифицированных схем и действующих макетов. В ближайшее время мы получим два новейших учебных судна, на которых курсанты будут знакомиться со своей флотской специальностью, получать навыки в судовождении, в эксплуатации машин и механизмов». По случаю юбилея состоялся большой праздничный концерт. Из уст ведущих программу звучали фамилии ветеранов училища: Д. Муленко, Л.Иванов, Н.Смирнов, О.Соловьевой, А Сорокин, А.Герасимов, А.Федоров, А.Харитонов и др. Особое внимание было уделено выпускникам училища, которые прибыли на юбилейный вечер. За успехи в работе орденом Трудового Красного Знамени награждены капитан танкера «Иван Бубнов» К.Панов, капитан танкера «Терек» А.Богданов, капитан танкера «Ахтуба» Л.Пономаренко. Питомцы с благодарностью вспоминали преподавателей и воспитателей: капитанов 2 ранга А.Якубовского, В.Коршунова, Г.Баранова, тт. Р.Педченко, Е.Нумерова, А.Соколова, Ф.Херувимова, М.Матузко, Г.Бурсину и др.
14 ноября 1977 года училище посетил Главнокомандующий ВМФ, адмирал флота СССР Сергей Георгиевич Горшков. Главнокомандующий ВМФ остался доволен состоянием учебно-материальной базы и распорядился выделить средства на строительство здания судомеханического отделения. Пребывание в училище главнокомандующего ВМФ СССР относилось к разряду редких событий. После С.Г.Горшкова ни один Главком не изволил заглянуть в Ломоносов и осмотреть кузницу кадров Вспомогательного флота ВМФ.
В 1977 году управление начальника ВМУЗ ВМФ предложило командованию ЛМУ принять участие в учебном походе на учебном корабле «Бородино». Поход состоялся по маршруту Кронштадт – Севастополь с заходом в порт Аннаба (Алжир). За время плавания было пройдено 4862 мили.
Общетехнический цикл в истории ЛМК (ЛМУ) ВМФ формировался как общеобразовательное подразделение, состоящее из отдельных кабинетов. В его состав на стадии формирования входили кабинеты математики, физики, черчения, истории, русского языка и литературы, иностранного языка и т.д. Наряду с этими предметами в училище изучалась техническая механика, сопротивление материалов, технология металлов, экономика, Первый Устав ЛМУ ВМФ, введенный в 1956 году приказом ГК ВМФ № 0306, предусматривал разделение общеобразовательных от общетехнических дисциплин, поэтому в организационной структуре управления училищем возникло два самостоятельных цикла, объединивших отдельные кабинеты в единую схему процесса обучения.
Общеобразовательный цикл длительное время возглавлял Г.М.Карпов – преподаватель Истории КПСС. Хороший организатор сумел сплотить коллектив и организовать учебу курсантов по программе средней школы. Карпов избирался депутатом Ломоносовского Городского совета и пользовался уважением у сослуживцев. На этапе создания училища физику преподавали: Новиков А.С. и Сопкин А.Ф., математику Карцева Р.Т., русский язык и литературу Бочарова О.Д. и Эрлих З.М., химию В.Т.Елацкова. В 1948 году на должность преподавателя физики, астрономии и математики был зачислен А.А.Муравьев-Апостол. Длительное время в училище работали преподавателями Е.Н.Градусов и В.С.Градусова, Т.В.Галковская. В 1963 году преподаватель А.А.Муравьев-Апостол написал стихи, которые стали своеобразным гимном ЛМУ ВМФ:
Бескозырки надпись золотую
Шелест лент, над ними белый кант
Сохранит, как память дорогую
Ломоносовский морской курсант.
Он для нас отцовским домом будет
Это город славы боевой
И нигде курсант не позабудет
Ломоносов близкий и родной.
Промелькнут учебы славной годы
Мы вернемся на свои моря,
Чтоб ходить в далекие походы,
Чтобы слиться с жизнью корабля.
Но везде – в тропических широтах
И во льдах полуночных морей, -
Вспоминать мы будем о заботах
Педагогов юности своей.
Ну, а если гром военный грянет –
Ведь немало есть еще врагов,
То часовым курсант вчерашний станет
Вдоль своих Советских берегов.
В связи с тем, что уровень общеобразовательной подготовки первых кандидатов в курсанты был недостаточно высоким, в 1947 году была образована подготовительная группа. Кандидаты изучали предметы: математику, физику, русский язык и литературу, химию и иностранный язык. После завершения учебы кандидаты сдавали экзамены и зачислялись курсантами.
Иностранный язык (английский) преподавали в разное время Э.Г.Гинцбург, Г.И.Чернышева, Л.А Татарская, И.С.Шупяцкая, И.Н.Ухова. Среди курсантов иногда выявлялись люди с подложными документами об образовании. Так на 3-м курсе Судомеханического отдела был обнаружен курсант Бродский, который предъявил при поступлении подложный документ об окончании семилетки. Он систематически нарушал воинскую дисциплину и плохо учился, за что и был отчислен.
Общетехнический цикл существовал как самостоятельное подразделение. До 1977 года цикл возглавлял В.М.Соя, затем В.К.Богодушенко и с 1992 по 1995 год – Т.А.Ильина. Техническую механику преподавали Пейсихис и Н.С.Азанов, технологию металлов В.С.Малофеев. Учебно-механические мастерские с цехами: кузнечным, сварочным, механическим и слесарным обеспечивали проведение практических занятий на своей материальной базе. Занятия с курсантами проводили опытные мастера. На цикле в разные годы работали преподаватели: О.Е.Соловьева, Ф.С.Ламан, Н.С.Лукин, М.П.Коноплева, Е.Н.Нумерова, В.М.Таболина, С.Н.Новаковская, Э.И.Верховский, В.И.Бахтин, Н.Н.Воробьева, С.В.Остапенко, Г.М.Бледных, Т.А.Ильина, Ю.К.Гарбузов, П.Л.Николаев, Е.П.Ростова.
В 1970 году из штата Общеобразовательного цикла была исключена дисциплина – английский язык. С этого момента начинает отсчет времени самостоятельный цикл Иностранного языка, который долгое время возглавляла Галина Васильевна Бурсина.
Красивая и обаятельна женщина Галина Васильевна вывела цикл Иностранного языка на новый уровень. В училище были оборудованы два лингафонных кабинета, оформлены учебные классы.
В 1971 году необходимость в существовании Общеобразовательного цикла, как отдельного подразделения отпала. Новым штатом образован единый Общетехнический цикл, в который вошли и общеобразовательные дисциплины.
Общетехнический цикл (ОТЦ) развивался динамично в полном соответствии требованиям учебного процесса. Учебный отдел возглавлял капитан 1 ранга Мельник. Думающий офицер стремился создать в училище творческую атмосферу. Он сам занимался научно-исследовательской работой, защитил кандидатскую диссертацию и вывел училище на уровень высших учебных заведений. Преподаватели ОТЦ систематически повышали свою квалификацию на курсах в ЛЭТИ им. В.И.Ульянова (Ленина), Лесотехнической академии и других учебных заведений. Особую роль в повышении квалификации педагогического персонала сыграли семинары и конференции проводимые в ВМУЗах. Так в ВВМУРЭ им А.С.Попова начальник кафедры Начертательной геометрии профессор Сорокин А.А. ежегодно проводил семинар по внедрению новых методов обучения. Наиболее ценные рекомендации обсуждались на заседаниях цикла и внедрялись в учебный процесс. В результате использования таких новаций повышался уровень педагогического мастерства преподавателей и качество подготовки курсантов.
Особенность педагогической деятельности на ОТЦ состояла в том, что нам приходится иметь дело с первокурсниками, которые еще не адаптировались к учебе в среднем специальном учебном заведении. Занятия проводятся по два часа, текущий опрос курсантов осуществлялся по темам. Бывшие школьники медленно привыкают к такой системе обучения. В середине 80-х годов стало заметно снижение качества подготовки учеников в средней школе, поэтому преподавателям цикла приходилось повторять школьную программу. Преподаватели специальных циклов стали жаловаться на то, что курсанты не понимают и не знают отдельные темы курсов физики и математики, плохо отличают чертеж от эскиза, не разбираются в химических формулах. Нам было обидно выслушивать их претензии, хотя их предъявляли в вежливой форме. Явных конфликтов не возникало. Часто арбитром в межцикловых спорах выступала методист Т.Г.Савкина.
Тамара Георгиевна стремилась вникнуть в суть конфликтной ситуации и найти компромиссное решение. Такой подход позволял сохранить хорошие дружеские отношения между преподавателями различных циклов.
Большую помощь в организации учебного процесса на цикле оказывали лаборанты. Это грамотные специалисты, чаще всего с высшим образованием, занимались оформлением учебных кабинетов, размножением дидактических материалов, подготовкой наглядных пособий и другой рутинной работой. В разные годы на ОТЦ работали: В.Л.Соловьев, И.А.Чернов, А.И Герасимов, Н.И.Петровцева, И.В.Самороковский, С.Л.Попова, Н.П.Иванова, Н.В.Болдова, В.Е.Лось. В 1994 году в штат цикла была введена должность начальника лаборатории, на которую была назначена Е.Н.Тараева. Она возглавила коллектив лаборантов и заведующих кабинетами, поставила на должный учет материальные ценности. В кабинетах стало больше порядка. В настоящее время на поприще старших лаборантов продолжают работать О.В.Бойко, Т.С.Попова, О.Н.Пушкина.
На протяжении многих лет ОТЦ был зачинателем использования технических средств обучения (ТСО). Появление «КИСИ-5», «Ритм-2м», средств отображения учебной информации «Лекторий» и «Полилюкс» позволили сократить время на контроль знаний и наглядное представление дидактических материалов. Со временем эти ТСО устарели. В настоящее время целый комплекс задач по совершенствованию учебного процесса можно было бы решать с помощью персональных ЭВМ, но, к сожалению, таких технических средств в колледже пока еще недостаточно.
В связи с преобразованием колледжа в Государственное образовательное учреждение преподаватели и лаборантский состав ОТЦ проделал огромную работу по приведению учебных программ в соответствие с требованиями государственного стандарта. Коллективом цикла переоборудованы и обновлены кабинеты химии, физики, математики, инженерной графики и технической механики. Создан новый кабинет стандартизации и спецификации. В решение этих задач много труда вложили преподаватели высшей категории: В.К.Богодушенко и Н.П.Кулик, преподаватель химии В.Ю.Елина, заведующая лабораторией Е.Н.Тараева и старшие лаборанты.
Матузко М.В. и Соколов А.С. - заслуженные учителя РФ
Маина Владимировна Матузко является начальником Общетехнического цикла с 1996 года. В юбилейном 2012 году исполняется 45 лет ее непрерывной педагогической деятельности в ЛМК ВМФ.
Глава IV. Совершенствование ЛМУ ВМФ
Приказом ГК ВМФ от 20.06.1973 года начальником ЛМУ ВМФ назначен капитан 1 ранга Пилипенко Иван Кузьмич, Ивану Кузьмичу шел 47-й год. Хотя до пенсии оставалось чуть более трех лет, он принимал под свою опеку организационно отлаженное учебное заведение с хорошими традициями. Люди его поколения привыкли служить от «звонка до звонка» и Иван Кузьмич совсем не собирался сдаваться: был еще порох в пороховницах. План перспективного развития училища был утвержден во всех инстанциях. Эскизный проект клуба совмещенного со спортивным залом прорабатывало в/ч 54034. В Москве Тыл ВМФ обещал финансирование постройку здания клуба. Казалось, что страна вступает в эпоху благоденствия. Несколько удручало состояние учебно-материальной базы. Техника быстро устаревала, и учебные образцы требовали замены на современное оборудование. Это, прежде всего, относилось к судоводительскому отделу и радиотехническому циклу. Войну Иван Кузьмич не застал по возрасту.
Иван Кузьмич Пилипенко 1927 года рождения, член КПСС, образование высшее. Уроженец Ташкентской области окончил Каспийское ВВМУ в 1949 году, командовал морским охотником «МО-292», был помощником сторожевого корабля «Зарница». После спокойной службы на Каспийском море его потянуло на Тихий океан, где офицеру доверили командование эскадренным миноносцем. Служба на эсминце проекта 30-бис сводилась больше к ремонту материальной части, чем к длительным плаваниям. В конце 50-х годов на Камчатке формируют 4-ю океанографическую экспедицию. Пилипенко назначают командиром экспедиционного судна «Чукотка». Судно переоборудовалось во Владивостоке на Дальзаводе. Если бы раньше знал Иван Кузьмич, куда его заманили, то наверняка отказался. Гражданское судно с полувоенным экипажем было напичкано современной электроникой. Телеметрические системы, бортовые вычислительные комплексы, средства космической связи и многое другое оборудование отличало белое судно с шарами скрытых антенн от обычного сухогруза. Судно уходило на полгода в теплые моря и возвращалось ближе к зиме.
В 1964 году Пилипенко поступает слушателем в ВМА на «Командно-штабной и оперативно-тактический» факультет, который успешно оканчивает. Должность командира учебного крейсера «Киров» считается заштатной. Назначение начальником штаба ВМБ в г. Поти позволяет использовать академические знания. Южный климат не идет на пользу здоровью Ивана Кузьмича. Он часто болеет и просит перевода в Ленинград. В 1973 Пилипенко назначают командиром бригады учебных кораблей Балтийского флота, а затем начальником ЛМУ ВМФ.
В 1973 году на должность заместителя начальника училища – начальника учебного отдела прибывает капитан 1 ранга Мельник Игорь Иванович.
Мельник И.И. окончил Каспийское ВВМУ им С.М.Кирова в 1948 году и начал службу лейтенантом на кораблях Каспийской флотилии. Командир боевых частей II – III, на «БО-109», командир «БО-106» продвигали лейтенанта по флотской служебной деятельности. Через 15 лет службы капитана 3 ранга Мельник назначают начальником штаба – заместителем старшего морского начальника военного порта Астрахань. С этой должности офицер начинается знакомство с Вспомогательным флотом, его задачами, судами и личным составом. В 1963 году Мельник заочно оканчивает Военно-морскую академию и получает высшее военное образование по специальности Оперативно-тактическая и штабная работа. Должность старшего морского начальника военного порта Астрахань ответственна и почетна, но Игоря Ивановича тянет на творческую работу, где можно было бы проявить свои знания и накопленный опыт. Он переходит на должность преподавателя кафедры Тактики ВМФ и военно-морской истории (1967г.), а затем возглавляет военно-морскую кафедру Астраханского института рыбной промышленности и хозяйства (1969-73).
Назначение в ЛМУ ВМФ сулило хорошие перспективы заниматься научной работой и внедрять в жизнь современные методы обучения. Параллельно с основной деятельностью Игорь Иванович пишет диссертацию и после успешной защиты становится кандидатом военно-морских наук.
В 1974 в должность начальника цикла Военно-морской подготовки вступил капитан 1 ранга Максимов А.М.. К этому времени цикл ВМП преобразился. В его состав вошли кабинет водолазной подготовки (1960) и кабинет тактики и кораблевождения (1970). Коммунисты цикла объединились в самостоятельную первичную партийную организацию. В период с 19 по 29 мая 1975 года цикл проверяла комиссия Тыла и аппарата начальника ВМУЗ под руководством контр-адмирала Герасимова В.И. - начальника инспекции безопасности мореплавания. Комиссия признала, что подготовка офицеров запаса соответствует требованиям МО СССР по трем военно-учетным специальностям: штурман, механик и связист. У председателя и членов комиссии сложилось хорошее впечатление о цикле ВМП. Однако была отмечена нестабильность в руководстве (за четыре года сменилось три начальника). По части учебно-методической работы была записана фраза: «… не делается качественного анализа подготовки офицеров запаса, не изучаются вопросы определения оптимального объема знаний по всем военно-учетным специальностям».
В 1976 году построено здание № 21 – клуб, совмещенный со спортивным комплексом. Здание клуба кирпичное двухэтажное с железобетонными перекрытиями. В этом же году возведена новая столовая, которая украсила внутренний интерьер училища.
Появление клуба и спортивного комплекса позволили поставить культурно-массовую и спортивную работу на высокий уровень. Политический отдел организовал смотр художественной самодеятельности Судоводительского и Судомеханического отделов. В программу были включены пляски, выступление хора, бытовые сцены. Девушек разрешалось приглашать со стороны. Нашлись способные ребята и на отделениях. Судомеханическое отделение представило на смотр квинтет под руководством курсанта Бабешина. Не отстало и Судоводительское отделение, где тоже нашлись свои таланты. Результаты смотра оценивала строгая комиссия.
Выпуски следовали один за другим. 28-й выпуск состоялся в декабре 1976 года. На флот отправлен 201 специалист, 29-й – выпущено 184 специалиста, 30-й выпуск – 170 и т.д.
22 февраля 1977 года ЛМУ ВМФ отмечало свой 30-летний юбилей. В статье, опубликованной в газете «Советский моряк», Иван Кузьмич Пилипенко писал: «Тридцать лет. За это время Ломоносовское мореходное училище изменилось до неузнаваемости. Благодаря отеческой заботе партии и правительства, возведены новые учебный и жилой корпуса, мастерские, недавно вступил в строй прекрасный клуб. На уровень современных требований поднято оснащение лабораторий и кабинетов. Они оборудованы средствами автоматизированного контроля знаний, разрезами всевозможных блоков и деталей машин и механизмов, имеется много электрифицированных схем и действующих макетов. В ближайшее время мы получим два новейших учебных судна, на которых курсанты будут знакомиться со своей флотской специальностью, получать навыки в судовождении, в эксплуатации машин и механизмов». По случаю юбилея состоялся большой праздничный концерт. Из уст ведущих программу звучали фамилии ветеранов училища: Д. Муленко, Л.Иванов, Н.Смирнов, О.Соловьевой, А Сорокин, А.Герасимов, А.Федоров, А.Харитонов и др. Особое внимание было уделено выпускникам училища, которые прибыли на юбилейный вечер. За успехи в работе орденом Трудового Красного Знамени награждены капитан танкера «Иван Бубнов» К.Панов, капитан танкера «Терек» А.Богданов, капитан танкера «Ахтуба» Л.Пономаренко. Питомцы с благодарностью вспоминали преподавателей и воспитателей: капитанов 2 ранга А.Якубовского, В.Коршунова, Г.Баранова, тт. Р.Педченко, Е.Нумерова, А.Соколова, Ф.Херувимова, М.Матузко, Г.Бурсину и др.
14 ноября 1977 года училище посетил Главнокомандующий ВМФ, адмирал флота СССР Сергей Георгиевич Горшков. Главнокомандующий ВМФ остался доволен состоянием учебно-материальной базы и распорядился выделить средства на строительство здания судомеханического отделения. Пребывание в училище главнокомандующего ВМФ СССР относилось к разряду редких событий. После С.Г.Горшкова ни один Главком не изволил заглянуть в Ломоносов и осмотреть кузницу кадров Вспомогательного флота ВМФ.
В 1977 году управление начальника ВМУЗ ВМФ предложило командованию ЛМУ принять участие в учебном походе на учебном корабле «Бородино». Поход состоялся по маршруту Кронштадт – Севастополь с заходом в порт Аннаба (Алжир). За время плавания было пройдено 4862 мили.
Л О М О Н О С О В С К О Е Мореходное училище ВМФ 9 - Методист Л О М О Н О С О В С К О Е Мореходное училище ВМФ 8 - Глава V. Развитие Вспомогательного флота и его участие в локальных конфликтах
Комментарии (1)