Лента блогов
На днях отметил свой день рождения известный в Выборге человек – Борис Васильевич ЯКОВЛЕВ. Борис Васильевич – сын военного, родился в городе Пружаны (Белоруссия). В 1941-м вместе с мамой, братом и сестрой был эвакуирован в Чувашию. Отец с войны не вернулся, и семья перебралась в Бологое, где Борис окончил девять классов. В 1952 году семья переехала в Выборг. Здесь он окончил Школу юнг, служил на танкере «Ижма» в Балтийске (кстати, Борис Васильевич до сих пор не теряет связи с однокашниками). Завершив морскую карьеру (он был штурманским электриком), Борис Яковлев устроился на работу в швейный цех наладчиком машин и одновременно поступил в Выборгскую школу рабочей молодежи. В 1962-м перешел на Приборостроительный завод, где трудится и сегодня. «За время работы в организации товарищ Яковлев показал себя как дисциплинированный, исполнительный работник. Порученную работу хорошо знает и любит. К своим обязанностям относится добросовестно. Требователен к себе и товарищам. Пользуется авторитетом среди рабочих и инженерно-технических работников. Принимает участие в общественной работе цеха, повышает свой технический уровень», – так отзывались о Борисе Васильевиче руководитель завода, секретарь партбюро и председатель комитета профсоюзов. Всю свою жизнь Борис Яковлев увлекается спортом: бег, лыжные гонки, стрельба, походы в лес, езда на велосипеде и мотоцикле, участвовал во всевозможных соревнованиях. Много лет на Приборостроительном заводе занимался в яхтенном клубе: ходил под парусом, сам ремонтировал судно. В его семейном архиве множество наград и грамот за участие в соревнованиях. Вот грамота 1958 года – за третье место в лыжных соревнованиях, посвященных 40 годовщине Советской Армии и Военно-морского Флота на дистанции 10 км с результатом 42 минуты. Вот 1965-го – за активное участие в проведении летней спартакиады профсоюзов и второе место по пулевой стрельбе на первенство цеха № 6 Приборостроительного завода. 1974-й – грамота за первое место в соревнованиях по лыжным гонкам на первенство цеха. В его коллекции – и знаки ГТО. Вот и в минувшие выходные Борис Яковлев участвовал в соревнованиях по пулевой стрельбе среди ветеранов, посвященных Дню Защитника Отечества, и занял третье место. У Бориса Васильевича – большая семья: дочь, два внука, племянники и сестра – Муза ЯСОПОВА, которая и рассказала нам о достижениях брата. А еще Борис Яковлев увлекается зимней рыбалкой, причем интересно, что в семье рыбу не едят, ловит он ее для удовольствия, а потом раздает друзьям. Записала Маргарита ЗАХАРОВА
ЛМУ ВМФ
24 сентября 2019
0
Нет комментариев
|
Сергей Владимирович ХОРОХОНОВ, начальник отдела промрыболовства
На вопрос, почему связал свою жизнь с морем, я затрудняюсь ответить. Оно вошло в мое сознание очень рано с рассказами Станюковича и романами Новикова-Прибоя, которыми я зачитывался с детства. Увидеть море мечтал давно. И вот из Брянска я добрался до Риги, где поступил в школу юнг. Здесь знакомился с азами морского дела. Суда послевоенного времени с нынешними не сравнить. Моя первая практика... Она должна была проходить на судне, в то время стоящем на ремонте в Ростоке. Туда нас благополучно доставил транспорт «Аугуст». Всю практику чистили, красили, стучали молотками, изучали, как говорится, судно от киля до клотика. Затем учеба в Ломоносовском мореходном училище. Получив специальность техника-судоводителя, в 1953 году я попал по распределению в Таллин. Работал на морских буксирах в Управлении вспомогательных судов. Молодежь оказала мне большое доверие — я был избран комсомольским вожаком судна, а также в бюро управления. Понятно, ответственность большая — теперь надо было ответ не только за себя держать, но за своих товарищей. Не имея опыта, на ощупь, можно сказать, я строил свою работу. Время было трудное.. Чем мы могли помочь, комсомольцы? Своим трудом. Устраивали субботники, воскресники, расчищали территорию, разбирали оставшиеся после разрухи здания. Для своих нужд делали спортплощадку, проводили спортивные соревнования, культпоходы. В дружбе и сплоченности рос и формировался наш коллектив. Вторым помощником капитана я ходил в течение нескольких лет. И все это время — работа в комсомоле: секретарь комсомольской организации буксира, затем — секретарь комсомольского бюро управления. Когда в 1956 году пришел в Управление сельдяного лова и сделал первый рейс на только что принятом из новостроя РР-1282, я осознал, что многое зависит от коллектива. А чтобы он был — нужно создать его. Помнится, тогда мы смогли это сделать. В том рейсе мы с плановым заданием не справились. Несовершенный по нынешним временам дрифтерный лов, частые штормы, неблагоприятная промысловая обстановка и отсутствие поисковой аппаратуры сделали свое дело. Но эта неудача не сломила наших рыбаков, не внесла в коллектив раздора, недовольства. Во втором рейсе, с тем же экипажем, мы успешно выполнили план. Через год я стал капитаном комсомольско-молодежного судна. Навыки работы с людьми, приобретенные ранее, мне очень пригодились. Сегодня, поздравляя молодежь, я с гордостью могу сказать: все, что есть во мне хорошего, я обязан комсомолу. |
Поздравляем
Тогда, в те, такие теперь далекие годы, и пришел в УСЛ молодой штурман Сергей Хорохонов. ...Откуда к человеку приходит любовь к морю? «У каждого свое море»,— сказал писатель Александр Грин. И можно добавить: и своя дорога к нему. Сергей Владимирович родился в самой, что ни на есть «сухопутной» части России, на Брянщине, где и Десна считается ого, какой водной артерией! Брянское детство сменилось рижской юностью, и здесь, впервые вдохнув голубой, солоноватый, балтийский ветер, понял: это — на всю жизнь. Одна любовь, как и жизнь одна. Дальше все пошло закономерно: Рижская школа юнг, Ломоносовское мореходное училище. Затем, по окончании, недолгая служба на вспомогательных судах ВМФ в Таллинне. Но... все не то. Хотелось выйти на настоящие океанские просторы. Так и перешел Сергей Владимирович в 1965 году на рыбопромысловый флот. Первое назначение — вторым помощником капитана на РР-1282. Затем — СРТ, а это — уже океан, нелегкие дальние рейсы, новые районы, новые должности: старший помощник капитана, капитан. Новые суда. Словом, обычные ступени служебной лестницы судоводителя. Только вот проходил их Сергей Владимирович быстрее, чем обычно. К этому времени УСЛ преобразовалась в Таллиннскую базу тралового флота и на второй, полученный в Таллинне БМРТ-350 «Эвальд Таамлаан» капитаном был назначен С. Хорохонов. Было это в 1962 году — молодому капитану пошел 31-й год. И 25 лет не сходил с капитанского мостика больших морозильных траулеров капитан-директор Хорохонав. Рыбацкая судьба его сложилась счастливо. А, вернее, судьба подарила ему счастливый характер: настойчивость в достижении цели, способность всего себя отдать избранному делу, высокое сознание долга, а главное, то, что сейчас определяется словом контактность: доброжелательность, готовность придти на помощь, не дожидаясь пока позовут, искренняя заинтересованность в людях, такая далекая от праздного любопытства, готовность к шутке, умение понять человека. Даже в самых сложных ситуациях во время его четверть вековой капитанской службы вряд ли кто видел его раздраженным, несдержанным, расстроенным, словом, в состоянии , когда о человеке говорят: к нему лучше под горячую руку не попадаться. Нет, это вовсе не значит, что Сергей Владимирович ко всему безразличен: сколько раз бывало, что и руки, и голова огнем горели, но сильнее было умение сдержать себя, боязнь быть несправедливым к человеку, ну, а капитану, тем более, нельзя попадать под власть своих эмоций. Как рыбак-промысловик капитан Хорохонов был на редкость удачливым. С первого же рейса. А первый рейс на «Эвальде Таммлаане» легким не назовешь. Все — впервые. Впервые на БМРТ, впервые под началом такой большой коллектив, впервые помимо добычи и производственные задачи. Не только капитан, но и директор. Опытных моряков, освоивших БМРТ в том рейсе, было мало в экипаже. Где их набраться, если до «Эвальда Таамлаана» в траловой базе был всего один БМРТ? И в этом первом, во многом и для многих в экипаже «учебном» рейсе Сергей Владимирович сумел добиться таких результатов, какие не часто бывали потом и на других судах, когда и БМРТ уже было больше десятка, и опыта достаточно. Впрочем, для капитана Хорохонова успешные рейсы были непреложным правилом. В 1965 году, когда рыбаки страны впервые отмечали свой праздник — День рыбака, Сергею Владимировичу Хорохонову было присвоено почетное звание «Заслуженный рыбак Эстонской ССР». За свой труд он награжден также орденом Трудового Красного Знамени, Почетной грамотой Верховного Совета ЭССР. Принимал награды Сергей Владимирович с некоторой долей удивления: за что? Работает успешно? А как же иначе, если уж взялся за дело, да, притом, любимое... Довелось ему поработать и на Кубе, помогал кубинцам осваивать океанический лов. Но всякая, даже самая длинная дорога приходит к концу... Так, подошло время, закончились и океанские пути капитана Хорохонова. Но морская профессия, выбранная им единственной на всю жизнь, не закончилась: уже четвертый год работает Сергей Владимирович капитаном Таллиннского морского рыбного порта и кабинет его — тот же капитанский мостик, только не одного судна, а всех в объединении: ни один промысловик, транспорт, никакое другое судно не отойдет от причала, минуя службу капитана порта. И как раньше Сергей Владимирович принимал на себя ответственность за один свой экипаж, за одно судно, так теперь он чувствует себя ответственным за все экипажи, за все суда «Эстрыбпрома », как бы далеко от родного порта они не ушли. Н. МОЛЧАНЮК Фото Г. ЦВЕТКОВА |
Вступление Мою работу я посвятила юнгам Балтики, потому что хочу рассказать об одном краснофлотце, Десятове Георгии Андреевиче, - отце моей школьной учительнице по истории и культуре Санкт - Петербурга, Ольги Георгиевны Пильцер. Юнга! Есть что-то волнующее в этом коротком слове. На флотском языке юнгой называется подросток, готовящийся стать матросом. Практически это юный моряк, вместе с опытными товарищами преодолевающий все тяготы походной жизни, готовый в любой момент ринуться навстречу опасности. И нередко бывает так, что от штатного флотского специалиста он отличается только возрастом. Знакомясь с фотоматериалами и документами из домашнего архива учителя, я поняла, как тесно связана история нашей страны с судьбами каждой семьи. Прошло много лет, а память о тех героических и трагических днях жива. Кортик, боевые награды, письма, фотографии, справки из госпиталя – это вещи, которые всегда будут бережно хранить близкие люди, гордясь боевым прошлым своих предков. На военном флоте юнги существовали с давних пор. Многие бывалые моряки, видные флотоводцы начинали свой путь с этого скромного звания. До войны, Георгий учился в роте юнг при Школе боцманов Военно-Морского Флота, созданной в 1940 году на острове Валаам. Школа боцманов, располагавшаяся на острове Валаам в Ладожском озере, с началом войны оказалась на ее переднем рубеже. Когда развернулось наступление немецко-фашистских войск на Ленинград, Георгий Андреевич участвовал в обороне ладожских островов, в эвакуации окруженных частей Красной Армии, затем в боях 4-й отдельной бригады морской пехоты на знаменитом Невском «пятачке» и в обороне Советского Заполярья. Рядовым краснофлотцем он прошёл всю войну. Испытал голод блокады, был неоднократно ранен в боях. За доблесть и мужество был награждён медалями Ушакова, «За боевые заслуги», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», орденом Красной Звезды. В июне 1945 г.Г.А. Десятов принимал участие в параде Победы на Красной площади в Москве. Подвиг юных защитников Родины стал одним из проявлений массового героизма советских людей, поднявшихся на великую народную войну против фашистского нашествия. Глава 1. Георгий Десятов — юнга Балтики Георгий Андреевич Десятов родился в Стрельне в 1922 году. Он был из морской офицерской семьи. Его отец, Андрей Кузьмич, преподавал в Высшем Военно-морском инженерном училище им. Ф.Э.Дзержинского. До войны Жора учился в роте юнг при Школе боцманов ВМФ на острове Валаам. Покидая Ленинград в 1940 г., Жора, проплывал на пароме поселок Дубровка. Не думал и не гадали тогда ни он, ни его товарищи, что именно здесь через год придется им идти в бой с одного берега Невы на другой, чтобы утвердиться на маленьком участке земли, который войдет в историю под звучным, запоминающимся именем Невский «пятачок». Как пишет В. Кодин в статье «Они любили море» в газете «Ленинградская правда» за 6 ноября 1971 г.: «…Это были мальчишки, ещё недавно гонявшие голубей. Ещё недавно они играли в Чапаева, Папанина, и Щорса. Мир вставал перед ними чудесным видением. Но больше всего они любили море. Море, корабли, капитаны, матросы. Голубые просторы, чайки над быстрой волной, буруны, бегущие за кармой, вот что овладело навсегда их воображением, вот почему они устремились в роту юнг, избравшую своей базой этот изумительный остров Валаам…». В канун войны 19-летний Георгий Десятов вместе с другими юнгами изучал тактику сухопутного боя, рыл окопы, учился стрелять... Разумеется, изучали штурманское и парусное дело, ходили в походы по неугомонной Ладоге. Тревожное слово «война» юнги услышали от связного, когда совершали шлюпочный поход вокруг острова Валаамского архипелага. Командование острова немедленно организовало его оборону. Многим из юнг ещё не исполнилось и семнадцати лет. Однако они были готовы принять бой. Курсанты и юнги были переодеты в форму морской пехоты. Интенсивно строили береговые укрепления, бомбоубежища, укрытия, несли боевую службу на постах, патрулировали по острову, часами укрываясь в секретных засадах, отражали огневые налёты авиации врага. Тяжёлые бои развернулись на берегу Ладожского острова. Противник беспрерывно атаковал советские войска в районе Сортавальского полуострова, который расположен вблизи острова Валаам. Враг, имея превосходство в живой силе и технике, стремился полностью замкнуть кольцо блокады Ленинграда. Курсантам и юнгам Валаамской школы был дан приказ: наряду с обороной острова помочь эвакуировать наши части с побережья на остров Валаам. В короткий срок были приведены в готовность все плавсредства, способные принять бойцов, раненых, оружие, снаряжение. Задача была сложной – в воздухе имел превосходство враг… Кораблей не хватало, и пришлось использовать парусно-моторные учебные суда – шхуны «Учёба» и «Практика». Самолёты врага то и дело носились над тихоходными, слабоманевренными судами. Израненные экипажи боролись за спасение кораблей, метким огнём разили самолёты. Стойкость, храбрость, умение и мужество победили. Целая дивизия была успешно эвакуирована. Валаам стал маневренной базой Ладожской военной флотилии. Сюда прибыла 4-я морская бригада под командованием генерал-майора Ненашева. На острова, расположенные близ материка, были высажены десанты морской пехоты, которые приковывали к себе часть войск врага, оказывая этим помощь нашим бойцам на берегах Ладоги. Валаам оставался неприступной твердыней. Ни десанту врага, ни его разведке так и не удалось тогда проникнуть на остров. Глава 2. На Невском пятачке В сентябре 1941 года успешно и скрытно прошла по приказу командования эвакуация острова. Долгое время враг об этом ничего не знал. С острова Валаам юнги прибыли в бухту Осиновец и на следующий день от станции Мельничный Ручей со всем необходимым боевым снаряжением (пулемёты, автоматы, винтовки, патроны, питание) пешком совершили 50-километровый путь до Невской Дубровки, а ранним утром вместе с бойцами морской пехоты форсировали Неву. Юнги спустились к небольшой речке Дубровке, взяли на плечи шлюпки донесли их к Неве. Наконец шлюпки на воде. До противоположного берега было больше полукилометра. Течение Невы быстрое. Не успели перевалить за середину реки, как ночную тьму прорезала зелёная ракета. Это означало, что противник обнаружил десант. Юнги навалились на вёсла. Умелый манёвр рулевых – и шлюпки уже у вражеского берега. Молодые моряки стремительной лавиной обрушились на врага. Фашисты не ждали такого стремительного броска. Это были отборные подразделения гитлеровских парашютистов, почти все они были награждены «железным крестом» за штурм острова Крит. На юных смельчаков фашисты обрушили шквал огня. Особую опасность представлял вражеский танк. Прикрывшись бронёй, фашисты вели из танка сильный пулемётный огонь. Быстро оценив обстановку, комсорг роты Николай Милосердов и юнга Николай Бар, прижимаясь к земле, поползли в сторону танка, и в него полетели связки гранат. Дрогнула земля от взрыва – замолчал подбитый танк. А через минуту вновь открыл огонь, но теперь уже из него стреляли по фашистам юнги. В разгар боя был смертельно ранен командир роты коммунист Павловский. Юнги поклялись отомстить за него врагу. В бой юнг повели курсанты школы - комсомольцы Алексей Белоголовцев, Дима Коваленко и Николай Ивашкевич. В гущу противника, в его передовые окопы, первыми ворвались юнги Виктор Шишкин, Георгий Десятов, Иван Парфёнов, Леонид Перепич. Гитлеровцев кололи штыками, глушили коваными прикладами, взрывали гранатами, косили пулемётным огнём. В сражении на Невском пяточке юнги потеряли много боевых товарищей. Там погибли комсомольцы Борис Воробьёв, Миша Борох, Миша Артамонов, Алексей Костыренко и другие. Юнги никогда не забудут семнадцатилетнюю героиню Невского пяточка Зою Аверину – отважную санитарку морского отряда. Юнги похоронили её под берёзой возле берега. В результате дальнейших боёв моряков и воинов Невской оперативной группы на левом берегу Невы был отвоёван плацдарм – небольшой кусочек советской земли: по фронту около трёх километров и вглубь метров пятьсот – шестьсот. …Когда отгремели бои, с «пятачка» был взят кубический метр земли, и оказалось, что в нём содержится 98 килограммов металла. Нет в Ленинграде человека, пережившего блокаду, который не слышал бы о Невском пятачке. Глава 3. «…Война гуляет по России, а мы такие молодые!» "Я всегда готов по приказу Рабоче–Крестьянского Правительства выступить на защиту моей Родины — Союза Советских Социалистических. Республик..." (Из текста Военной присяги Рабоче-Крестьянского Военно-Морского Флота) Рядовым краснофлотцем Г.А. Десятов прошёл всю войну, участвовал в обороне Ленинграда, сражался в 4-й отдельной бригаде морской пехоты на Невском пяточке и в Заполярье. Георгий был неоднократно ранен в боях. Об этом свидетельствует одна справка из семейного архива: «С 09.X.1941 - 30.XI.1941 Г.А. Десятов находился на излечении в ВМЧ № 2 по поводу осколочного ранения». В августе 1943 года Георгий Десятов был награждён медалью «За оборону Ленинграда». До конца войны служил на крейсере «Мурманск» Северного флота. «Черной смертью» фашисты называли наших моряков в годы войны, так как там, где воевали краснофлотцы, врагам приходилось очень туго. Особенно немцы боялись рукопашного боя, ребят на Северный флот отбирали высоких, крепких, выносливых и отчаянных. За участие в морских операциях Георгий Андреевич был награждён медалями - «Медаль Ушакова», «За боевые заслуги», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», Орденом Красной Звезды. Георгий Десятов имел честь принимать участие в параде Победы на Красной площади в Москве в июне 1945 г. Это была огромное счастье и гордость для всех его близких! Надпись на обороте Фотографии из семейного альбома: «В память о Москве в дни парада «Победа. Я с другом Андреем с крейсер «Мурманск» С.Ф. прибыли в Москву на парад «Победа» над Германией - 24.VI.1945г». Воспоминанье в семье о параде были всегда. Когда по телевизору показывали запись с парада Победы 1945 года, его вдова, Валентина Михайловна, всегда показывала строй и плакала. Среди моряков Северного Флота победным маршем шёл её муж, Жора. Заключение После войны Георгий Андреевич до 1960 года преподавал в Выборгской школе юнг в звании капитан-лейтенанта. В семейном альбоме много фотографий этого времени, где Георгий Андреевич обучает курсантов морскому делу. Волей судеб, у Ольги Георгиевны под Выборгом на Саймонском канале находится дача. Она часто проезжает мимо старинного финского здание с двумя большими якорями у главного входа. Там после войны находилась морская школа, где служил её отец. Сохранился депутатский билет Георгия Андреевича. В 1953 году Десятов Г.А. был депутатом Выборгского Городского Совета депутатов трудящихся Ленинградской области № 147. Сохранилось удостоверение о том, что капитан – лейтенант - запаса, Георгий Андреевич Десятов, уволен из кадров Вооружённых сил ССС 23.09.1960 года. В августе 1961 году его награждают медалью «За безупречную службу вооружённых силах СССР» С 1960 года и до смерти Георгий Андреевич жил в Ленинграде. В 1965 году у него родилась дочь – Ольга Георгиевна. Работал он на партийной и хозяйственной работе на разных предприятиях города. Он вёл переписку и встречался с однополчанами, ездил на встречи в музей на Невском плацдарме, писал воспоминания о юнгах Балтики. О войне с семьёй говорил мало, видимо, воспоминания были тяжёлые. Сохранилось письмо 1976 года, написанное Леонидом Волынцевым, юнгой школы боцманов ВМФ. Леонид пишет Георгию, что в Ленинграде создана секция юнг Балтики, где готовится к выпуску книга «Юнги Краснознаменной Балтики». Их боевой товарищ, Василий Кодин, собирает материал для сборника. Георгия Андреевича просят поделиться военными и послевоенными воспоминаниями. Вдова Георгия Андреевича, Валентина Михайловна, рассказывала дочери, что в изданной книге «Юнги Краснознаменной Балтики» (Сборник воспоминаний - Л.: Лениздат, 1981г.) есть материал и об её отце. Книга, к сожалению, после смерти Георгия Андреевича не найдена. Материалы сайта Нахимовского училища дают представление об этом сборнике. Георгий Андреевич был интересным человеком - играл на рояле, знал арии из оперетт, много читал. Умер Георгий Андреевич Десятов в 1978 году, когда Ольги Георгиевне было 12 лет. Похоронен Георгий Андреевич вместе со своим отцом на Волковском православном кладбище. Вечная ему память! Без сомнения, юнги Краснознаменной Балтики станут примером для поколения моих сверстников ребят. Примером, достойным подражания. Работа выполнена на основании семейного архива О.Г. Пильцер — дочери Г.А. Десятова, содержащего документы, письма, воспоминания Г.А. Десятова, статью бывшего юнги с острова Валаам в газете «Ленинградская правда» за 5.11.1971 г. «Они любили море». |
СЛАГАЕМЫ УСПЕХА – Рыбак Эстонии 13 01 1965
НЕ ОДНАЖДЫ доводилось слушать, когда шел разговор о высоких уловах, мол, ничего особенного, просто повезло людям, Спорить трудно. В рыбацком деле «везение» доживет, наверно, и до коммунизма. Но вот я слушаю рассказ капитана СРТР-9101 Николая Ломтева о делах экипажа его судна и убеждаюсь: нет, не только в везении секрет рыбацкого успеха. Пятый год командует выпускник Ломоносовского мореходного училища Николай Ломтев СРТР-9101. И все эти годы рыбаки досрочно выполняют задания, берут высокие уловы. В минувшем году они добыли свыше 12 тысяч центнеров рыбы. Отличный результат! —В чем секрет вашего успеха? — спрашиваю я. Николай Ломтев не торопится с ответом на обычный, стандартный вопрос журналистов. — Начну хотя бы с того, - несколько помедлив, — отвечает он, — что я плаваю на одном судне несколько лет. Я хорошо изучил его, мне не нужно привыкать к приборам. Это очень многое значит. — У некоторых капитанов не хватает выдержки. Они торопятся быстрее выметать сети. Мы же старались выметать их позже других судов. Почему, спрашиваете? А как же? — удивляется Николай Ломтев. — Чтобы сети могли дрейфовать более свободно. При выметке учитывали течение, ход рыбы и еще многие данные, от которых в конечном счете зависит - возьмешь рыбу или нет. — Работали мы в паре с моим бывшим старшим помощником Евгением Подъячевым. Сейчас он командует СРТ-4558. Если один из нас находил рыбу, то сразу сообщал об этом другому. Если один задерживался с выборкой, то другой уходил на поиск. Находил рыбу, вызывал к себе. Не было рыбы — расходились в разные стороны. Сразу охватывали поиском огромный район. Взаимно выручали друг друга сетями, снабжением, продуктами. Раньше других перешли на крупноячеивые сети. Вот, пожалуй, и все слагаемые, Которые обеспечили нам успех. — Хотя, собственно, это еще не главное, — неожиданно добавляет капитан. — Главное — слаженная работа всего экипажа, ясное понимание каждым своего долга, отличное знание своих обязанностей. Тепло и подробно рассказывает Николай Ломтев о своих подчиненных. Он хорошо знает каждого из них. Вот, например, второй помощник, секретарь комсомольской организации судна Аду Нурмсалу, беспокойный, не знающий усталости человек. При большой рыбе выполнял любую работу. Нужно — бондарил, нужно — шкерил. Для него это дело привычное — он сам плавал матросом. - Или возьмите старшего механика Всеволода Ерофеева, — продолжал капитан. — Я не знаю, когда отдыхал этот человек. Под его руководством машинная команда ухитрялась проводить в море даже такие ремонтные работы, которые обычно выполняют в заводских условиях. Помню, как-то сорвало крепление шатуна сететрясильной машины. Нужно было идти к базам, чтобы там выточить крепление. Идти, значит потерять время и рыбу. Стармех посчитал это дорогостоящим удовольствием. Он собственными руками за час выточил новое крепление. Слушаешь капитана и, кажется, что на судне плавают одни умельцы, для которых нет безвыходных положений. Это касается и электрика Вяхеус, который сам ремонтировал сложные приборы и мастера на все руки матроса I класса Лепсалу и многих других, всех тех, кто обеспечил победу экипажу. — А еще напишите, - говорит в заключение мой собеседник, — что мы могли бы взять все 16 тысяч центнеров. Но нам помешали это сделать. Кто? Простои у баз. Не редко случалось – семь дней ловили, восемь стояли в очереди. Не хватало сетей. Негде было их просушить. Собственно все то, о чем мы давно говорим и к чему не прислушиваются те, кто обязан по долгу службы оперативно реагировать на наши сигналы. — Какие у нас планы в Новом году? Перевыполнить установленное задание, дать больше рыбы стране. К. ТАММ. |
- статья газеты рыбак Эстонии
Как всегда с утра старший механик БМРТ-368 Евгений Подольский спустился в машинное отделение. Второй механик Борис Максимов, моторист Юрий Сенников и токарь Леонид Чернявский производили профилактический осмотр главного двигателя. Евгений Подольский остался доволен. Работа велась со знанием дела. Старший механик дал несколько практических советов подчиненным и вернулся в свою каюту. Накануне у него был разговор с четвертым механиком Анатолием Окуловым. Вышла из строя траловая лебедка. Что делать? Идти в порт или исправить лебедку в море? Анатолий Окулов сказал, что идти в порт долгая история. Взвеси-ли и решили, что работу проведут своими силами. - Лично я, - сказал Евгений Подольский, - попробую расточить кулачковую муфту. Когда-то до флота мне приходилось заниматься и этим делом. Работа была выполнена в короткий срок. Старший механик доложил капитану, что судно готово к промыслу. - Можете и отдохнуть, - сказал капитан Владимир Плешаков. Но Евгений Подольский не из тех, кто отдыхает в море. Наоборот, он не может обходиться без дела. И нет такой работы, которая была бы ему не под силу. Не случайно на судне называют старшего механика мастером на все руки. Ну, а главное Евгений Подольский не хранит свои знания и опыт под спудом, а щедро делится ими с подчиненными. И они с полуслова понимают старшего механика. Никому не нужно напоминать и подсказывать, что нужно сделать каждый знает свое дело и добросовестно выполняет его. Своими силами машинная команда за десять месяцев плавания выполнила большой объем ремонтных работ, сэкономила более 20 тысяч рублей государственных средств. Когда я попросил Евгения Подольского рассказать о своей работе, он ответил: — Право, не знаю, что и рассказывать. Биография у меня простая. До поступления в Ломоносовское училище жил под Москвой, там окончил семь классов. Теперь плаваю. Полюбил море, людей, с которыми работаю. Хорошие плавают на флоте люди. Легко с ним работать. Конечно, бывают и трудности. Но в хорошем коллективе с ними легко справляться. Евгений Подольский умолчал о том, что он знает и слесарное и токарное дело. Он умеет найти путь к сердцу каждого человека. С любовью вспоминают о нем бывшие мотористы, а ныне механики Леонид Сергеев, Валерий Удовичев и бывший второй механик Леонид Мускевич, который сейчас стал старшим механиком БМРТ-355. Н. ЕРМОЛАЕВ |
В редакцию пришло письмо от жителя Выборга Валентина Михайловича Архипова. Он напомнил о том, что 30 апреля 1960 г. состоялся последний выпуск 561-й мореходной школы специалистов рядового плавсостава ВМФ (в народе - "школы юнг"). "Пятьдесят лет прошло с того времени, - пишет В.М. Архипов. - Я хорошо помню наших учителей-наставников: начальника школы, капитана II ранга Анчунова, командира роты капитана Кустова, старшину Петра Никифоровича Юдина, преподавателя Карнаухова. Хочется узнать, как сложилась жизнь выпускников нашей мореходки" Первая советская Школа юнг, которую, как известно, закончил Валентин Пикуль появилась в годы Великой Отечественной на Соловках. Затем, уже после Победы, были созданы три школы в разных концах страны, в том числе и в Выборге. Выборгская мореходная школа (потом ее переименовали в мореходную школу специалистов рядового плавсостава) давала не только начальную морскую подготовку, но и соответствующую специальность. Сюда со всех концов Советского Союза приезжали мальчишки, зачастую со сложными судьбами - дети войны. Одним из них был и Валя Архипов, родившийся в октябре сорок первого. В 1947 году его привезли в Выборг родители-переселенцы, Михаил Павлович и Елена Ивановна. Мальчик рано лишился отца. Мама бралась за любую работу, в одиночку поднимая троих детей. В то время при каждой части, дислоцировавшейся в Выборге, был свой духовой оркестр "музыкальной команды". Начальник в/ч 67636 прослушал Валю и сказал: способности есть, оформляйся, будешь играть на альте. Часть располагалась на Папуле, по правую руку от железнодорожного моста. Музыканты жили в отдельной казарме своим подразделением: 10 воспитанников, 10 солдат срочной службы и 10 сверхсрочников. Распорядок дня - не забалуешь: подъем в 6 утра, зарядка, и далее - обычный день службы в армии. Оркестр сопровождал практически все мероприятия воинской жизни. Парады, вечера отдыха, торжественные моменты (награждения и пр.), выступления в Доме офицеров, выезды… Музыкантов брали с собой даже на стрельбы: горнист должен был протрубить начало и конец огневой подготовки. Там Валентин и стрелять научился… Музыкальная служба продлилась два с половиной года. И получилось так, что нескольким воспитанникам духового оркестра удалось попасть в выборгскую Мореходную школу, что было тогда нелегко. Будущие моряки носили бескозырки с ленточками. Как вспоминал позже Валентин Пикуль ("Мальчики с бантиками"), соловецкие юнги, например, имели право только на… бантик, а на бескозырке большими буквами красовалась орфографическая ошибка: "Школа Юнгов ВМФ". Выборгским же ленточки выдавались, но только после принятия присяги - своего рода обязательств, ответственности, которую брал на себя обучающийся. С этого момента он считался полноправным слушателем, имел право ходить в город на увольнение. В Выборгской школе проходили обучение на первом и втором курсах двести курсантов. Здесь готовили машинистов, радистов, электриков, мотористов и кочегаров. Учились в школе только юноши; выпускников направляли на военный флот. Особо не задумываясь Валентин выбрал электрику. Интерес пришел позже. В итоге получил две специальности: судовой и штурманский электрик. Режим дня не позволял расслабиться: в 7.00 подъем, зарядка, в 8.00 завтрак, до обеда - теоретические занятия. После обеда - практика, с 16.00 самоподготовка, после ужина свободное время. Валентин, как и все курсанты, не упускал случая прогуляться по Выборгу, который в те годы только начинал восстанавливаться. Помнится большое количество разбиток: дом на Красной площади, где сегодня располагается Центральная аптека, многие здания на ул. Крепостной… Валентин Михайлович показывает свой аттестат: курсант Архипов учился на одни пятерки! Предметов было много: политзанятия, военно-морская подготовка, электротехника, устройство корабля, черчение, основы судовождения, судовая гигиена… Последний выпуск специалистов рядового плавсостава состоялся полвека назад. Вспоминаются и друзья-одногруппники - Гена Копылов, Женя Мокичев. Вместе они получали свои аттестаты об образовании, в которых значились приобретенные флотские специальности. Их выпуск стал завершающим. Позже три школы юнг, образованные сразу после войны, объединили и перевели в Кронштадт. Этот период своей жизни Валентин Михайлович называет одним словом: море. После окончания школы он служил штурманским электриком в Мурманске, на Северном флоте… Первым судном стала "Сванетия" (по названию района Грузии). Но Архипов решил учиться дальше. Поступил в мореходное училище в Стрельне, стал судовым электромехаником, перешел в торговый флот. Несколько лет плавал по миру, повидал Европу, Африку, Кубу. Было очень интересно знакомиться с бытом и привычками людей из разных стран. Советские моряки доставляли различные грузы, в основном лес. А иногда - ящики с неизвестным содержимым, который назывался "генеральный груз". Обратно с Кубы везли тростниковый сахар. В плаваниях всякое случалось; приходилось выдерживать и шторма. Как-то осенью судно, на котором находился Архипов, направлялось в Югославию и попало в эпицентр шторма в Адриатическом море. Их трепало всю ночь. Еле выбрались! А однажды в Бискайском проливе, вспоминает Валентин Михайлович, весь груз раскидало по палубе - видать, был плохо закреплен. Пришлось собирать и заново крепить мокрые, тяжелые, скользкие бревна. Палуба кренится, волна навстречу - лихо приходилось! А страшно стало уже тогда, когда все было позади… А после того, как женился и окончательно осел в Выборге, устроился на ВСЗ. Два года назад Валентин Михайлович и Зинаида Ивановна Архиповы отметили 40 лет совместной жизни. Сын Александр не пошел по морской стезе, выбрав свой путь. - Наша школа многим мальчишкам помогла определиться в чем-то главном, найти себя, - считает Валентин Михайлович. -Жаль, что адресов своих однокашников не сохранил… Сведения о Выборгской мореходной школе крайне скупы. Кое-что известно о самом здании. По данным книги "Выборг. Архитектурный путеводитель" (Петри Неувонен, Туула Пеюхья, Тапани Мустонен, "СН", 2008), четырехэтажное здание бывшей школы было построено в 1914 г. военным инженером, полковником Глушковым для выборгской русской семинарии. За процесс строительства отвечал мастер Каарло Массинен. В 1918 г. здесь разместилась учебная часть финских вооруженных сил, известная как военная школа Марковилла (кое-кто из краеведов утверждает, что имелась в виду школа финских диверсантов). Кстати, само название "Марковилла" произошло от имени строителя близлежащей виллы - Маркуса Вригта. На ней (к сожалению, не сохранившейся) в 1850-1870 гг. жил русский художник Федор Толстой. После войны, как сказано выше, здесь проходили обучение специалисты рядового плавсостава 561-й Мореходной школы. Когда ее расформировали, в здании разместился санаторий Министерства обороны. Сегодня оно пустует. А насчет выборгской Мореходки разгадка проста. Как объяснили местные краеведы (этого же мнения придерживается и заведующая отделом краеведения библиотеки Алвара Аалто Тамара Коробова), школа юнг была в свое время засекреченным объектом. И, похоже, гриф секретности до сих пор не снят… Наталья КОРТЕЛЕВА |
Родился 24 сентября 1936 года в Ленинграде. Во время войны вместе с матерью был эвакуирован на её родину в деревню Федоровская Костромской области. Там в 1943 году она умерла, а в феврале 1944 года при прорыве блокады Ленинграда пропал без вести отец. После войны в Ленинграде, а затем в пос. Тайцы Гатчинского р-на учился в школе с третьего по шестой класс. С 1950 по 1953 год был воспитанником Школы юнг г. Выборга, затем плавал рулевым-сигнальщиком на буксире вспомогательного флота Ленинградской Военно-морской базы. Окончил Школу рабочей молодежи и в 1956 году поступил на отделение русского языка и литературы ЛГУ им. А.А. Жданова. После учёбы в университете работал в 1961 – 1962 годах литсотрудником газеты «За Коммунизм» в г. Чулыме Новосибирской области. Вернувшись в Ленинград, устроился референтом в Международную молодежную туристическую базу «Дружба», где работал до середины 1964 года. Непродолжительное время был редактором учебных программ Ленинградского телевидения. О детстве и юности я достаточно подробно написал в автобиографической повести «Всё это было». В январе 1965 года меня пригласили работать редактором в отдел художественной литературы Лениздата. Здесь я трудился пятнадцать лет. За это время под моей редакцией вышли в свет десятки книг прозы, поэзии, литературоведения писателей и критиков нашего города. Среди авторов – Ольга Берггольц, Федор Абрамов, Даниил Гранин, Виктор Конецкий, Михаил Дудин, Виктор Курочкин, Глеб Горбовский, Аркадий Минчковский, Михаил Мишин, Александр Прокофьев, Виктор Максимов, Олег Тарутин, Майя Борисова, Татьяна Галушко, Дмитрий Молдавский, Евгений Наумов, Алексей Павловский и мн. др. Из составленных мною сборников произведений русской классической и современной литературы упомяну однотомники А.П. Чехова, Н.С. Лескова, А.А. Ахматовой, М.М. Зощенко, С.А. Есенина, Б.П. Корнилова, а также солидную книгу «Победа. Поэты о подвиге Ленинграда в Великой Отечественной войне». В декабре 1980 года по приглашению главного редактора журнала «Нева» Д.Т. Хренкова возглавил отдел поэзии журнала. На этой должности работал более четверти века - до выхода на пенсию в 2007 году. На страницах «Невы» печатались многие десятки поэтов нашей страны и зарубежья. И в первую очередь – ленинградские-петербургские, знаменитые, молодые, начинающие. Подборки сопровождались портретами авторов, написанными мною. Кроме того, в «Неве», «Авроре», «Культуре Петербурга», «Северной Авроре», «Вопросах Литературы» были опубликованы мои большие материалы о Михаиле Дудине, Глебе Горбовском, Данииле Гранине, Викторе Максимове, Анне Ахматовой. В 2013 году в издательстве «Геликон» вышла моя книга |
АНАНИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ОШИБЧЕНКО
Ананий Васильевич Ошибченко с сыном Игорем Родился я 29 августа 1931 г. в городе Хасав-Юрте, где мои родители – отец и мать – работали врачами после окончания институтов. Отец – Ошибченко Ананий Васильевич, 1906 г. рождения, уроженец Таганрога, окончил Ростовский медицинский институт. Мать – Дружинина (Козлова) Клавдия Ивановна, 1903 г. рождения, родилась в Костроме. Окончила 2-й медицинский институт в Москве и была направлена на работу в Хасав-Юрт, где встретилась с моим отцом. Отец первым браком был женат на племяннице генерала Краснова и имел дочь Ольгу. (Они уехали из России вместе с отступающими немцами в период Великой Отечественной войны и в конце концов оказались в Канаде. Эти сведения от дальних родственников из Таганрога.) В период работы в Хасав-Юрте отец был вызван на военные сборы в Ленинград, где перешёл на кадровую службу в РККА. Он служил перед арестом в 1-м стрелковом корпусе начальником санчасти отдельного сапёрного батальона и имел звание военврач 3-го ранга. В Ленинграде отец завёл третью семью, но с моей матерью не порывал отношений. И с моей матерью и с третьей женой он жил без регистрации брака. Тогда это не возбранялось. Третья жена – Анастасия Александровна Зотова, дочь ещё царского контр-адмирала Александра Зотова, перешедшего на службу в Красный флот. Он был репрессирован. Его жена, Ксения Фёдоровна, окончила свои дни в приюте для престарелых. Сводный брат по отцу – Андрей Зотов, 1935 г. рождения – после ареста отца был усыновлён родственниками, носит фамилию Зотов, проживает в С.-Петербурге. Я в Хасав-Юрте прожил два месяца и был увезён к бабушке отца в Таганрог. Вскоре туда приехала моя мать. В 1935 г. родители переехали в Ленинград. Меня забрали от бабушки в 1937 г. 20 августа 1937 г. был арестован отец, 21 августа – мать. Меня определили в детдом. В период Финской войны матери было разрешено пойти на фронт медсестрой, а после войны вернуться в Ленинград. В нашей комнате жил майор милиции Степан Маркович Петров. Так у меня появился отчим (хотя они жили без регистрации брака). Вскоре Петрова уволили из милиции, и он работал зам. начальника отдела кадров на Варшавском вокзале. В период Великой отечественной войны он служил комендантом военно-восстановительного поезда. На фронт его не пустили. Мать была призвана в ряды РККА и закончила войну в чине капитана медслужбы, демобилизовалась в 1946 г. Я находился в 43-м детдоме Ленинграда. После войны мать работала в роддоме акушером-гинекологом. 26 июня 1951 г. умерла от кровоизлияния в мозг на 48-м году жизни. Я в это время учился в Ломоносовском мореходном училище, которое окончил в марте 1953 г. и был направлен на работу в Таллин механиком на буксирный пароход в Управление вспомогательных судов и гаваней (УВСГ). Хотел стать моряком загранплавания. В 1954–55 гг. ходил за границу, визу для загранплавания получил благодаря знакомству мужа моей родной тётки с моим начальником отдела кадров, они были однополчане. В 1955 г. женился в Ленинграде на Лапиной Галине Михайловне, тоже сироте. В марте 1956 г. уволился из УВСГ и переехал в Ленинград. У меня была договорённость о месте 3-го механика на ледокол «Сибиряков», но визу не подтвердили, объяснив что не подтверждает Министерство обороны. Может быть, причиной отказа послужило то, что в это время последняя жена моего отца подала заявление на его реабилитацию. С Анастасией Александровной я был уже давно знаком, и как только была получена справка о реабилитации – она мне её вручила. В апреле 1956 г. я поступил в Ленинградское пассажирское агентство, 4 года работал старшим механиком на морском буксире «Михаил Ломоносов». Несколько раз контора подавала документы на визирование меня, но получали вежливый отказ. В 1962 г. уволился и поступил старшим инженером в отдел главного конструктора на Ново-Адмиралтейский завод. В это время учился заочно в Институте водного транспорта. В августе 1963 г. я завербовался и уехал с семьёй на Западный Шпицберген (Норвегия), работал на буксире «Донбасс» треста «Арктикуголь». По окончании договора в 1965 г., решил, что с визой всё в порядке, подал документы в «Севрыбу», но мне разъяснили, что «курица не птица, Шпицберген – не заграница», и я вернулся на завод. В январе 1967 г. окончил институт. Летом военкомат в категоричной форме предложил мне провести три месяца на военных сборах. Я пошел к военкому с просьбой заменить сборы в лагерях на учёбу без отрыва от производства (и семьи тоже). Военком выслушал, полистал моё досье и заинтересовался пребыванием на Шпицбергене. Узнал, что оформлялось выездное дело, есть опыт преподавания и предложил службу вольнонаёмным начальником энергорайона в наших войсках в Польше или Монголии. Я согласился и начал оформлять документы. Дошли до райкомовской тройки – отказ, не утвердили. Мне было искренне жаль военкома. Ну что ж, пана из меня не получилось! В июне 1967 г. уехал в Тикси на работу старшим механиком в Северо-Восточное управление морского флота. В декабре 1969 г. был назначен механиком-наставником. Подали на визу – опять отказ. В ноябре 1971 г. перевёлся в Северо-Восточную инспекцию Регистра СССР и уехал старшим инженером-инспектором на Камчатку. Семья со мной. В Инспекции проработал до назначении пенсии в августе 1986 г. Вернулся в Ленинград. В мае 1987 г. поступил в гостиницу «Прибалтийская» слесарем 5-го разряда по контрольно-измерительным приборам и автоматике. Отработал до августа 1994 г. Вот и всё. Это основные вехи, как «сын врага народа» и «лучший механик Министерства морского флота» не стал моряком загранплавания. Копию приговора отцу и место его захоронения я не знаю до сих пор. Игорь Ананьевич Ошибченко, С.-Петербург, 1997 г. Ананий Васильевич Ошибченко и его сослуживец лейтенант Всеволод Иванович Голиков были приговорены к расстрелу как члены «контрреволюционно-террористической группы», созданной по заданию заместителя командующего Ленинградским военным округом Примакова. Примаков будто бы вызвал Голикова в марте 1936 г., завербовал его в «военно-фашистскую контрреволюционную организацию» и велел дейстововать. Согласно приговору, Ошибченко и Голиков «открыто среди начсостава батальона систематически выступали против стахановского движения, социалистического строительства и против мероприятий, проводимых коммунистической партией и соввластью в области улучшения материального положения трудящихся». После ареста Ошибченко и Голиков содержались в Псковской тюрьме. Военный трибунал 1-го стрелкового корпуса (в/ч 4327 в Новгороде) приговорил их к расстрелу 10 декабря 1937 г. После того, как приговор утвердила Военная коллегия Верховного суда СССР в Москве, Военный трибунал 13 марта 1938 г. отправил в Псковский окротдел НКВД копию приговора с просьбой «обратить к исполнению». Начальник Псковского окротдела НКВД Южный 20 марта 1938 г. отправил начальнику 8-го (учётно-распределительного) отдела УГБ УНКВД ЛО и секретарю Особой тройки Егорову донесение: «Ввиду имеющихся неудобств для приведения приговора в исполнение у нас, препровождаем отношение председателя Военного трибунала военчасти № 4327 от 13/III-38 года за № 0020, с приложением к нему копий приговора в отношении осуждённых Ошибченко Анания Васильевича и Голикова Всеволода Ивановича, для приведения в исполнение, причём сообщаем, что осуждённые нами будут этапированы очередным этапом 22-го сего марта в Ленинградскую тюрьму УНКВД, г. Ленинград, Нижегородская ул., дом № 39». 23 марта Егоров отдал распоряжение начальнику отделения тюрьмы УГБ УНКВД ЛО на Нижегородской: «По прибытии из Пскова осуждённых ВТ части 4327 к ВМН 1. Ошибченко Анания Васильевича и 2. Голикова Всеволода Ивановича выдайте их коменданту УНКВД ЛО – ст. лейтенанту гос. безопасности тов. Поликарпову. Исполнение подтвердите». 28 марта Поликарпов оформил акт о приведении приговора в исполнение. 3 апреля 1938 г. Военный трибунал потребовал срочно исполнить отношение от 13 марта, и 5 апреля Егоров ответил, что осуждённые расстреляны 28 марта. К сожалению, Игорь Ананьевич Ошибченко эти подробности не узнал. Он умер 7 сентября 2004 г. Просил похоронить себя в Пскове, думал, что и его отец погребён там. Ананий Васильевич Ошибченко и Всеволод Иванович Голиков помянуты в 9-м томе «Ленинградского мартиролога». А при подготовке 12-го тома стало понятно, что их расстреляли в тюрьме на Нижегородской. Погребены, скорее всего, на Левашовском мемориальном кладбище. Виталий Маркович Примаков, а также бывшие командующие войсками ЛВО Михаил Николаевич Тухачевский и Август Иванович Корк расстреляны в Москве 12 июня 1937 г. Помянуты в 5-м томе «Ленинградского мартиролога» и в Книге памяти «Расстрельные списки: Москва, 1935–1953: Донское кладбище [Донской крематорий]. (М., 2005). – Ред. |
Командование ЛМУ ВМФ:
Рагушенский Евгений Федорович (1946-1951) Декалин Иван Андреевич (1951-1959) Керенский Павел Александрович (1959-1973) Пилипенко Иван Кузьмич (1973-1979) Потехин Лев Николаевич (1979-1987) Горбунчиков Юрий Ильич (1987-1992) Скородумов Николай Васильевич (1992-1998) Тараев Борис Сергеевич (1998-2000) Мехряков Дмитрий Владимирович (2000 - 2006) Глущенко Валерий Александрович (2006 - 2010) Кисель Геннадий Васильевич (2010 - ) Начальники Судоводительского цикла: Начальники Радиотехнического цикла: Головин Игорь Константинович, подполковник (1952-1957) Терещенко Александр Михайлович Трошанов Николай Александрович Семенюта Григорий Михайлович Журавлев Мстислав Дмитриевич Лобко Виктор Николаевич, капитан 2 ранга Крылов Сергей Михайлович, капитан 2 ранга (1990-1991) Грошев Сергей Борисович, капитан 2 ранга (1991-2002) Серебряков Александр Владимирович, капитан 1 ранга запаса (2002 - ) Начальники Судомеханического цикла: Начальники Электромеханического цикла: Шабанов Анатолий Иванович Баранов Геннадий Викторович Ульянов Михаил Константинович К;олынин Владимир Валентинович Мельников Алексей Сергеевич Белов Алианс Иванович Выпускники училища, награжденные правительственными наградами БАРМУТА В.И. – зам генерального директор Сахалинрыбпром, Герой Социалистического Труда. БОГДАНОВ С.Ф. – капитан танкера «Терек» - орденом «Трудового Красного Знамени». ГРИГОРЬЕВ Б.П. – научный сотрудник – орденом «Трудового Красного Знамени». ГРИЩУК С.А. – главный механик судна «Академик Вернандский» - орденом «Знак Почета». ГОРЮНОВ Е.П. – капитан танкера «Маныч» - орденом «Знак Почета». ЖУКОВ А.В. – капитан ледокола «Вьюга» - орденом «Трудового Красного Знамени» и медалью «За доблестный труд». ИШЕНИН В.Д. – старший помощник капитана морского буксира – медалью «За доблестный труд». ИЛЬЯШЕНКО О.Л. – капитан морского буксира – орденом «Трудового Красного Знамени». МЕЛЬСИТОВ В.А. – капитан морского буксира – медалью «За доблестный труд». МАКШАНЦЕВ М.Н. – капитан-директор большого морского траулера – орденом «Октябрьской Революции». НОВИКОВ М.Г. – начальник радиостанции танкера «Олекма» - орденом «Красной Звезды» (посмертно). ОГУРЦОВ В.Г. - капитан-директор большого морского траулера «Сапфир» - орденом «Октябрьской Революции». ОСИПОВ С.А. – капитан танкера «Генрих Гасанов» - орденом «Трудового Красного Знамени», «Октябрьской Революции», медалью «За доблестный труд». ПАНОВ К.Н. – капитан большого морского танкера «Иван Бубнов» - орденом «Трудового Красного Знамени», медалью «За трудовую доблесть». ПОЦЕЛУЙКО А.Г. – капитан пассажирского судна «Кубань» - орденом «Трудового Красного Знамени». ПОЖЕЛО А.П. – капитан морского сухогрузного танкера «Бурея» - медалью «За доблестный труд» ПОНОМАРЕНКО Л.П. – капитан морского танкера «Иван Бубнов» - орденом «Октябрьской Революции», медалью «За доблестный труд». СВИРИДОВ В.Д. – механик танкера «Койда» - медалью «За трудовую доблесть» ЧУРГАНОВ Н.В. – главный механик танкера «Олекма» - орденом «Знак Почета». Девушки - курсанты РТЦ, группа 210, 1987 год. Аксенович С.А. Петрова И.А. Алабердина Р.Ю. Посунько Т.Л. Вильданова З.Г. Сергеева М.Ю. Войшвилло С.Е. Степаненко Е.А. Вусько Т.В. Фадина Н.В. Григорьева И.Е. Федорова С.Н. Ерохина О.Ю. Черкашина Н.А. Маслина Л.В. Якимчук С.К. Мирошниченко Н.Ф. Михайлова М.Ю. Нарышкина О.А. Орлова М.В. Павлова М.В. Девушки - курсанты РТЦ, группа 223. 1988 год Варвас Т.Р. Корнилова С.П. Гусева А.Н. Кулакова Ю.Ю. Демидова Т.И. Лескинен А.А. Забела-Забелина В.Е. Митрофанова О.О. (Ремизова) Звягинцева Г.В. Плотивенкова С.П. Камнева Ж.И. Патрушева Т.А. Кутергина М.Н. Щипкова Н.Л. Методические пособия преподавателей ЛМК ВМФ: 1. Гуляев В.Е. Математическое обеспечение судовождения. Ломоносов-1997 г. 2. Кайфаджян А.А. Ближняя радиосвязь судов в Глобальной морской системе связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания. Ломоносов, 2001 г. 3. Кайфаджян А.А. Дальняя связь морских судов в ГМССБ. Ломоносов, 2002 г. 4. Маковиз Ю.Ф. История мореплавания. Уч. пособие. Ломоносов, 1995 г. 5. Кайфаджян А.А. Визуальная сигнализация: учебное пособие для курсантов судоводительского цикла. Ломоносов, 2006 г. 6. Маковиз Ю.Ф. Руководство по составлению грузового плана. Учебное пособие. Ломоносов, 2004 г. 7. Марченко С.П. Грузовой план сухогрузного судна. Учебное пособие. Ломоносов, 1974 г. 8. Слюсарев О.М. Воздушно-дыхательный аппарат АВМ-12. Учебное пособие. С.-Петербург, 2004 г. 9. Ширягин О.Д. Расчет ходкости судна. Учебно-методическое пособие по дипломному проектированию для курсантов судомеханического отделения. Ломоносов, 1994 г. Учебники и справочные пособия: 1. Богомольный А.Е. Судовые вспомогательные и рыбопромысловые механизмы. Л., 1980 2. Верете А.Г.Судовые турбомашины. Устройство и эксплуатация. М.1971 3. Верете А.Г. Дельвинг А.К. Судовые пароэнергетические установки и газовые турбины, М.1982 4. Журавлев М.Д. Радиопередающие устройства: Часть 1. Радиопередающие устройства средств связи. М.1975 5. Миклос А.Г., Чернявская Н.Г., Червяков С.П. Судовые двигатели внутреннего сгорания. Л-д,1986 6. Кайфаджан А.А. и др. Поисково-спасательные работы в ВМФ. Справочник. М: 1994 7. Слесарев О.М.Водолазное дело. Справочник. С-Петербург, 1996 8. Слесарев О.М. Водолазные работы. М: 1992 9. Соколов А.С. Автоматическое регулирование силовых установок и технические измерения на судах вспомогательного флота. М: 1972 10. Соколов А.С. Учебник механика вспомогательного флота. М: 1973 11. Радиоприемные устройства (Под общей редакцией Н.С.Манова) М: 1975 12. Шнейдер И.Г. Операция Парус. Л: 1977 13. Шнейдер И.Г. Справочник боцмана 14. Слесарев О.М. Водолазная техника ВМФ М: 1990 Дальние походы курсантов ЛМУ ВМФ 1977 год – поход курсантов 4 курса на учебном корабле «Бородино» по маршруту: Кронштадт – Севастополь с заходом в порт Аннаба (Алжир), пройдено 4862 мили. 1990 год – поход курсантов 3 курса на учебном корабле «Смольный» по маршруту Кронштадт – Севастополь» с заходом в порт Тобрук (Ливия), пройдено 5312 миль. 1991 год – поход курсантов 3 курса на учебном корабле «Гангут» по маршруту Кронштадт – Севастополь с заходом в порт Тартус (Сирия), пройдено 6022 мили. 1992 год - переход курсантов 3 курса на учебном корабле «Гангут» по маршруту Кронштадт – Севастополь без захода в иностранные порты, пройдено 4812 миль. 1993 год – переход курсантов 3 курса на учебном корабле «Гангут» по маршруту Кронштадт – Бискайский залив – Кронштадт с 3-х суточной стоянкой в устье реки Сена, пройдено 4225 миль. 1994 год – поход курсантов 2 и 3 курсов по маршруту Кронштадт – Новороссийск, пройдено 4992 мили. Справка: Константин Николаевич Панов прошел путь от матроса до капитана дальнего плавания. В 1952 году окончил курсы судоводителей и заочное отделение ЛМУ ВМФ. В 1966 г назначен капитаном танкера «Иман». Под его руководством экипаж завоевывает 1 место в социалистическом соревновании Вспомогательного флота КЧФ. ПАНОВ К.Н. – капитан большого морского танкера «Иван Бубнов» награжден орденом «Трудового Красного Знамени», медалью «За трудовую доблесть». Виталий Андреевич Аверин – электромеханик 1 разряда БМТ «Иван Бубнов», более 30 лет отдал работе на судах обеспечения КЧФ. Владимир Николаевич Кульша – прошел путь от матроса до старшего помощника капитана МВТ «Маныч». Окончил ЛМУ ВМФ, на флоте проработал более 20 лет. Петр Романович Залевский – после завершения учебы в ЛМУ ВМФ был назначен третьим помощником капитана БМТ «Иван Бубнов». Константин Николаевич Бордаков – третий помощник капитана судна «Абакан». Зарекомендовал себя грамотным и ответственным судоводителем. Ходовую вахту несет исключительно бдительно, показывает хорошую военно-морскую и специальную подготовку. Владимир Ефимович Тарасенко – электромеханик транспорта «Тургай» Литература: 1. П.А.Керенский Записки офицера флота (1932-1959), Изд. «Фантакт», Выборг, 1993 г. 2. В.В.Мигачев Радиотехнический цикл Ломоносовского морского колледжа ВМФ. Ломоносов, 2006 г. 3. Вспомогательный флот ВМФ. Военная академия Тыла и Транспорта, Ленинград, 1963 г. 4. В.П.Митрофанов, П.С.Митрофанов Школы под парусами. «Судостроение», Ленинград, 1989 г. 5. Г.Олейник На морских и океанских просторах. Сб. «Тыл и снабжение Советских Вооруженных сил», № 7. Изд. «Красная звезда», М. 1968 г. 6. ЦВМА фонд 1375 7. В.Самохин Дорога к морю. Севастополь 2006 г. 8. А.Павлов Военно-морской флот России и СНГ. Справочник. Якутск,1992 г. 9. В.Дятчик Люди моря, время, события, люди. Севастополь 2006 г. 10. Материалы учебно-методического сбора командно-преподавательского состава ЛМУ 11. Вспомогательный флот ЧФ России. «Таврида, Симферополь, 2004 г. |