16. 5-й курс. Финиш. - Кирилл А. Морозов

Автор
Опубликовано: 227 дней назад (17 июля 2023)
0
Голосов: 0
Вот и лето 1995 года подошло к концу. Закончилась крайняя судовая практика. Да и обучение по сути своей закончилось. Мы в ЛМК были самым первым в истории этого училища ПЯТЫМ курсом. Нашили на правые рукава фланок широкие длинные полоски из пяти курсовых уголков.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Я форму любил, и по этому в «деревяшке» у портнихи заказал вот такую курсовку, шитую из золочёного галлона. Выглядело это на радость нам, на зависть первокурсникам, очень авторитетно. 4 года обучения были позади.
Снова начались занятия. Но их было не так много. Опять ввели алгебру. Это был мой самый нелюбимый предмет. Функции, многочлены, несколько неизвестных, уравнения и производные. Были еще несколько новых предметов. Но они особо не были проблематичными.
Примерно к середине октября закончились все предметы. И начались курсовые, дипломные и подготовка к госэкзаменам. Алгебру помню тогда на экзамене завалил, но Валентина Михайловна Тоболина была очень лояльна и поставила трояк. Оставалось всего 2 месяца до выпуска, не стала меня мучить пересдачами.
Были еще серьёзные госэкзамены. Турчик тогда собрал маленький приемник с мининаушником, настроил его под радиомикрофон, который был у него для ведения дискотек. Наушник через рукав протянул и таким образом ему надиктовал наш отличник правильные ответы. Сначала он получил билет, потом написал записку и выбросил ее в форточку. Под окном стояли несколько курсантов. Они прочитали номера вопросов и через микрофон ему надиктовали. Он был первым испытателем такой системы. Но группа у нас была не многочисленная, всего в 2 захода экзамен сдавали, и когда Турчик передал мини наушник с приемником другому, то на этом и кончились экзаменуемые. Однако такая система практически не пригодилась, так как преподаватели не были заинтересованы завалить кого то. К тому же мы были первый в истории ЛМУ-ЛМК выпуск младших радиоинженеров. Нас было 14 всего. Да и если честно, подготовили нас к госам отлично. Турчик потом и сам говорил, что знал ответы на все вопросы. А систему просто хотел испытать. Позже мы ее продали второкурсникам. Передатчик микрофона работал на дальность около 25 метров. Провод наушника был спрятан в рукаве, сам наушник был телесного цвета. Он был снят со слухового аппарата (только та часть, которая имела мембрану). И его нужно в ухо подносить в позе «оперся головой на руку». Самое сложное это обговорить алгоритм диктования, и дать знать какие вопросы в билете.
Занятий у нас уже не было. Была куча свободного времени. Мы получили от преподавателей темы курсовых и темы дипломных.
Курсовую я писал под руководством Кайфаджана Александра Арутюновича. И дипломную тоже под его руководством.
Тема курсовой у меня была по расчету и подготовке к выходу судна в море. Сначала мне предлагалось рассчитать запасы и мощность судна водоизмещением 8000 тонн. Но я схитрил немного, и попросил у Кайфаджана судно попроще. Он снизил до 4000 тонн. Я знал, что КИЛ-1 имел водоизмещение чуть больше 3000 тонн. Далее я сходил к капитану Черноус, и попросил документацию на его КИЛ-1. Разумеется информация была для служебного пользования. И он дал мне не все документы. Я скопировал все что мог (без упоминания названия судна и иных особенностей, что бы нельзя было идентифицировать судно). Черноус проверил всё, что я накопировал за 2 дня, и одобрив, пожелал мне удачи.
Курсовую работу я закончил за недели 3. Очень сильно помогла документация килектора. Затем началась работа над дипломным проектом. Тему взял такую, написать программу по расчету использования видов антенн при эксплуатации различных передатчиков. Суть была такова, вводим в программу мощность передатчика, расстояние до предполагаемых приемных станций, пару кликов и выходил результат. Появлялась диаграмма направленности и по ней определялся выбор типа антенны или другого антенно-фидерного устройства. Работу писал в основном днем. Вечерами гуляли по Рамбову. Помогал мне преподаватель Полюнин по информатике.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Наши прогулки на 5-м курсе. Сентябрь 1995 года.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


В центре преподаватель английского языка, Черкасова Зоя Николаевна.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Пока стояли теплые деньки, мы часто выходили в город. Многие переодевались в гражданскую одежду. Особо нас за это никто не гонял.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Это фото было крайним, сделанное в курсантской форме. Сентябрь 1995 года. 14 курсантов из 60-ти набранных в 1991 году. Меньше четверти осталось. 14 самых стойких дошли до финиша.
Было еще одно немаловажное событие. У нас на территории ЛМК, в сентябре 1995 года построили и запустили нашу курсантскую баню. Не смейтесь, это действительно было радостное событие. Не нужно было больше курсантам ждать 2 помывки в неделю, не нужно было вставать в 4 утра и топать в городскую баню. Не нужно было налаживать в ногомойке шланги от противогазов и импровизировать душевую. Хотя это запрещалось, но мы по тихому мылись в ногомойке, только там была труба с горячей водой. И мы теперь могли в любой момент сходить в нашу баню и привести себя в порядок. Её оборудовали в подвальном помещении под столовой. Парилки там не было, но душевые отсеки с раздевалками сделаны были просто изумительно. Деревянные лавочки, крючки для вещей, приятный кафель.
И вот начались государственные экзамены, сдача курсовых работ, и защита дипломных проектов. Всё это проходило в волнующей обстановке. Все понимали, что валить никого не будут, однако это всё равно было волнительно. Госы я сдал все с первого раза. Курсовую работу тоже сдал без особых проблем. И вот крайний контроль. Защита диплома.
Я вошел третьим. В кабинете было около 12 человек. Ни одного нашего преподавателя. Все незнакомые, все в морских формах и в возрасте мужчины. Задав пару ознакомительных вопросов, мне экзаменаторы сразу предложили начинать. По регламенту на защиту отводилось 7-10 минут. Я тогда этот хронометраж несколько раз до госов проработал, и рассказал комиссии, уложившись в 8 минут. Я как стихи читал, как будто выученное домашнее задание. Некоторые из комиссии во время моей защиты просто переговаривались между собой. Некоторые внимательно слушали. После того как я закончил доклад, комиссия какое то время молча сидела. Потом один мужчина в морской форме с широким шевроном и ромбом меня спросил:
- Каким образом ваша разработка, ваша программа может помочь вспомогательному флоту?
Я такого вопроса не ожидал, однако нашелся быстро что ответить:
- В настоящее время моя разработка пока никак и нигде не может применяться, однако, когда на судах появятся компьютеры и передатчики с компьютерным управлением, моя программа очень сильно сократит время которое уходит у радиооператора на подбор и коммутацию антенн.
Комиссия все в один голос рассмеялись. Понятно было, что я замахнулся на фантастическое будущее. Но ответ их повеселил. И они, поставив мне единогласно «отлично», пожелали мне всего наилучшего в будущем.
Вот так я сдал дипломную работу. Все 14 человек защитили дипломы и в этот же вечер перешли из статуса курсантов, в статус выпускников. До выпуска оставалось пара недель. Это был декабрь 1995 года.
Все оставшиеся 2 недели мы ничего не делали. Спали сколько хотели, гуляли, и просто слонялись по ЛМК. Нам выдали выпускную форму. Я не знаю, как и каким образом и какими нечеловеческими усилиями руководство колледжа смогло нас обеспечить этой формой. Ведь 2 выпуска до нас выпускались в курсантской парадной форме, а потом переодевались в гражданку и как «махновцы» разбредались.
Вероятно руководство решило не упасть в грязь лицом и обеспечить первый выпуск инженеров, (впервые в истории ЛМУ) выпускной формой.
Мы всю неделю перед торжественным вручением дипломов подшивали, подгоняли эту форму. Шевроны нам выдали накладные. Я из них сделал погоны. А китель отнес портной в «деревяшку» и она мне из галлона пришила на рукава по настоящему, с прострочкой. Но многие просто пришили шевроны сами.
Пока дни медленно приближали выпуск, я часто вспоминал эпизоды учебы. Ностальгировал. Как стал абитуриентом, первые практики, как пришивал раз в год по курсовой полоске на рукав. И вот я уже выпускник. Казалось бы, только что был первокурсником и вот уже выпускник. 4 года и 4 месяца пролетели как один миг.
В расположении роты, на доске информации вывесили списки по распределению на суда вспомогательного флота ВМФ. У нас не было вольного выпуска. Нас распределяли. И вот я нашел свою фамилию, а напротив было написано, что отправляюсь в г. Балтийск на судно физических полей (СФП-511). Так же было написано, что это судно имеет и воинскую часть. Значит нач. состав будет военным. Меня распределили на должность вторым радиооператором.
Я загрустил. Значит не попадаю на КИЛ-1. Капитан Черноус писал рекомендательное письмо. Но вероятно или его не принятии во внимание, или … не знаю почему, но не попал я на Киллектор-1.
Потом нам пояснили, что в ЛенВМБ остаются только местные. А кто с других городов, распределялись в другие морские регионы. Кто был с Дальнего Востока, туда и распределились. Кто то в Мурманск. Севастополь к тому времени был уже Украиной, и туда никого не отправляли. Хотя многие кто был оттуда, написали отказные заявления, и их без распределения отпустили на Черноморский флот. Сами себе хозяева.
Некоторые курсанты, что бы остаться в пределах Питера приносили гарантийные письма от родственников, что после выпуска будут прописаны в Питере или в населенных пунктах Ленинградской области. А в пердидущем выпуске даже женились на выпускных курсах и прописались у своих жен,и так же их распределили в Рамбове.
Одним из условий нашей дальнейшей работы было такое. Нам необходимо было отработать на вспомогательных судах ВМФ 5 лет, и тогда мы не подлежали призыву на срочную службу. Если этот срок не выдержать, нас могли призвать.
Ну чтож, Калининград так Калининград. Не самое плохое место. Почти Европа.
Накатывала грусть. Расстаемся. Увидимся ли еще?

(Продолжение следует).
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!