Л О М О Н О С О В С К О Е Мореходное училище ВМФ (Краткий исторический очерк)

Автор
Опубликовано: 1256 дней назад (6 июля 2015)
Редактировалось: 3 раза — последний 9 декабря 2017
0
Голосов: 0
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Содержание:

Введение

Глава I. Создание училища
Глава II. Становление учебного процесса
Глава III. Учебная база вспомогательного флота ВМФ
Глава IV. Совершенствование ЛМУ ВМФ
Глава V. Развитие Вспомогательного флота
Глава VI. Образование морского колледжа
Глава VII. Перелом
Глава VIII. Катастрофа
Глава IX. Что потеряли, и что нашли?
Глава X. Шестьдесят пять лет спустя
Приложение:
-командный состав ЛМК ВМФ
-судоводительский цикл;
-судомеханический цикл;
-радиотехнический цикл;
-электромеханический цикл




Введение

Ломоносовское Мореходное училище ВМФ (в настоящее время Ломоносовский морской колледж ВМФ) создавалось в тяжелых послевоенных условиях. Страна нуждалась в квалифицированных специалистах во всех направлениях жизни и деятельности государства. В октябре 1946 года отдел плавсредств и гаваней был выведен из состава Главвоенпорта и переименован в Управление вспомогательных судов и гаваней (УВСГ) с подчинением начальнику Тыла ВМС СССР. На флотах и флотилиях были созданы отделы, которые сокращенно назывались ОВСГ. В состав отделов на каждом флоте вошли бригады и дивизионы судов, задача которых состояла в обеспечении боевых кораблей транспортными операциями по доставке топлива, продовольствия, воды, вооружения.
Флот обеспечения состоял из разношерстных судов оставшихся после войны и полученных по репарации немецкого флота. В состав УВСГ входили как военные, так и гражданские специалисты (вольнонаемный состав). Многие судоводители и судомеханики, несмотря на огромный жизненный опыт, не имели достаточных знаний для дальнейшей работы на судах обеспечения. Именно поэтому у командования ВМФ возникло предложение создать специализированное учебное заведение, дающее хорошую специальную подготовку.
Учитывая опыт прошедшей войны, командование понимало, что будущие капитаны и судомеханики должны представлять собой резерв, который может быть призван для службы на военные корабли. С этой целью в состав учебного заведения был включен Военно-морской цикл, который имел право после стажировки на боевых кораблях представлять выпускников к воинскому званию техник-лейтенант.
В результате в Ломоносове (Ораниенбауме) было создано единственное в СССР (Российской Федерации) учебное заведение гражданского профиля, ориентированное на морские транспортные перевозки в интересах Военно-морского флота.
За 65 лет своей деятельности Ломоносовской Морской колледж подготовил тысячи специалистов для Вспомогательного флота ВМФ, который не потерял своей актуальности и в настоящее время. О том, как происходило формирование училища, и подготовка специалистов кратко изложено в данном историческом очерке.
В работе над текстом участие принимали:
Алепко Игорь Григорьевич – выпускник 1953 года;
Маина Владимировна Матузко – начальник Общетехнического цикла;
Савкина Тамара Георгиевна – бывший методист училища




ТОРЖЕСТВЕННОЕ И КЛЯТВЕННОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО

Лиц, работающих по вольному найму в частях, учреждениях и заведениях ВС СССР

Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, поступая по вольному найму на службу на службу в Вооруженные Силы СССР, торжественно и клятвенно обязуюсь строго хранить военную и государственную тайну, соблюдать все установленные законом и военными властями порядки, добросовестно и честно выполнять все возложенные на меня обязанности.
Я обязуюсь все приказы и распоряжения моих прямых начальников выполнять в точности и аккуратно, наряду со всеми военнослужащими
Я обязуюсь добросовестно и неустанно изучать и совершенствовать порученное мне дело в интересах развития и укрепления Вооруженных сил Союза ССР.
Я обязуюсь всемерно беречь военное и народное имущество и до конца быть преданным своему народу, Советской родине и Советскому правительству.
За нарушение этого моего Торжественного и клятвенного обязательства я заслуживаю суровой кары советского закона и презрения трудящихся.

Утверждено Указом Президиума ВС СССР от 10 июня 1947 г.




Ломоносовский Морской колледж имеет З Н А М Я. Знамя есть символ чести, доблести и славы. Оно является напоминанием каждому военнослужащему, курсанту, вольнонаемному персоналу о его принадлежности к Военно-морскому флоту Российской Федерации.


""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


27 апреля 1946 года заместитель Главнокомандующего ВМС адмирал флота И.С.Исаков подписал приказ о формировании Мореходного училища Военно-Морских Сил для подготовки командного состава судов вспомогательного флота. Местом дислокации был выбран город Ораниенбаум.




ПРИКАЗ

Главнокомандующего Военно-морскими силами СССР

27 апреля 1946 г. г. Москва № 23

Содержание: О формировании мореходного училища ВМС по подготовке кадров командного состава для вспомогательных судов ВМС.
1. Учитывая потребности в командных кадрах специалистов штурманов, механиков и гидротехников для вспомогательных судов и гаваней ВМС, и руководствуясь Постановлением Государственного Комитета Обороны № 9700сс от 24 августа 1945 года, сформировать к 1 сентября 1946 года Мореходное училище ВМС.
2. Установить, что Мореходное училище является средне-техническим учебным заведением ВМС закрытого типа с 4-х летним сроком обучения.
3. Подчинить Мореходное училище начальнику Управления Кадров вольнонаемного состава ВМС.
4. Утвердить следующие профили подготовки в Мореходном училище ВМС с контингентом на 1946 год:
а) судоводительская специальность – 50 человек;
б) судомеханическая специальность – 75 человек:
- судовых паросиловых установок – 50 человек;
- судовых двигателей внутреннего сгорания (дизелистов) – 25 человек.
в) гидротехническая специальность – 25 человек.
……………………………………………………………………………………………………..
12. Укомплектовать штат Мореходного училища руководящим, преподавательским и обслуживающим составом.


Заместитель ГК ВМС Адмирал флота И.Исаков



Глава I. Создание училища

1.1. Они были первыми

Здание Ломоносовского морского колледжа ВМФ вытянулось вдоль улицы Красного Флота. Улица возникла в конце XIX века и была названа в честь владельца дачных участков И.П.Илимова. В план Ораниенбаума улица вошла только в 1918 году. До этого времени на восточной части улицы были построены отдельные деревянные дома, окруженные огородами местных жителей. Узкая дорога, выходящая вдоль естественного оврага к Дворцовому проспекту, послужила прообразом будущей магистрали, в которой нуждался развивающийся город. Именно здесь на перекрестке с Александровской улицей в конце 30-х годов было построено трехэтажное каменное здание для гидротехнического отдела Балтийского флота. Здание сгорело во время войны, но именно оно послужило основой для создания военного городка, который в дальнейшем был застроен зданиями ЛМУ ВМФ.

В конце сентября 1946 года инженер-капитан 1 ранга Рагушенский Е.Ф.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


получив предписание о назначении начальником Мореходного училища ВМС, попрощался с товарищами по службе в Москве и направился в Ленинград. Ему хотелось прибыть немного раньше срока, проставленного в предписании, чтобы познакомиться с обстановкой, представиться командованию Тыла КБФ, командиру Ленинградского Военного порта и познакомиться с руководством Морской инженерной службы (МИС). Вместе с ним приехали: майор интендантской службы Абельян Г.Б., назначенный начальником материально-технического отдела и капитан интендантской службы Гоцуляк И.К. - начальник финансовой службы. Рагушенского принял начальник Тыла КБФ генерал Москаленко Митрофан Иванович, который сообщил, что под формируемое училище передали трехэтажное каменное здание, разрушенное в период войны и ранее принадлежавшее конторе по ремонту гидротехнических сооружений КБФ. Силами УНР-82 здание начали восстанавливать под учебный корпус. Вместе с офицерами в Ленинград прибыл старший матрос Ярцев Н.А. – старший писарь еще не существующего строевого отдела и повар Е.А.Филимонова.
Приказ № 1 от 1 октября 1946 года гласил: «В исполнение обязанностей начальника Мореходного училища ВМС, формируемого в г. Ораниенбауме, вступил».
19 октября 1946 года приказом Морского министра было утверждено штатное расписание, которое предусматривало организационную структуру будущего училища: наличие управления и учебных отделений. Численность военнослужащих предусматривалась 26 человек, вольнонаемных – 142, курсантов – 325. Училище подчинялось начальнику отдела Труда и Кадров ВМС.
Приказ № 2 от 29 октября 1946 года свидетельствовал, что капитан 1 ранга Рагушенский Евгений Федорович, вступил в должность начальника училища на основании приказа ГК ВМС № 01278 от 29.10.1946 г.

Евгений Федорович Рагушенский 1893 года рождения, русский, член ВКП(б) в 1917 году окончил Петроградское Мореходное училище и получил специальность судового механика. В том же году его направили в Школу унтер-офицеров, которую он успешно окончил, получив образование военного моряка. Служить в царском флоте довелось не долго. Началась Гражданская война. Молодой моряк принимал участие в подавлении Корниловского мятежа, участвовал в ледовом переходе кораблей Балтийского флота из Хельсинки в Кронштадт в 1918 году. Потом судьба закинула его на юг на Азовскую флотилию, где он исполнял обязанности инженер-механика Мариупольского военного порта. 20-е годы были полны перемен, требовались специалисты-механики. С 1921 по 1926 год он исполнял обязанности помощника начальника отдела маячной службы Черного моря. В 1927 году он заведовал мастерскими, а в 1931 уже был в должности начальника производственно-планового отдела Гаваней и портов Черного моря. Командующий Черноморским флотом Иван Кожанов и начальник Севастопольского порта Константин Душенов относились к Рагушенскому как к грамотному специалисту. В 1933 году Евгения Федоровича направили на учебу в Военно-транспортную академию РККА, которую он успешно окончил в 1937 году. Выпускников академии ценили. Воинское звание – военный инженер 1 ранга Рагушенскому было присвоено в 1938 году. Евгений Федорович окончил факультет путей сообщения и специализировался по морским гаваням, поэтому его назначили в строительное управление РККФ. В 1940-м году в связи с переаттестацией офицерского состава ему присвоили воинское звание инженер-капитан 2 ранга. Обосновавшись в Москве, Рагушенский служит в Наркомате ВМФ в должности инженера по гаваням, а с 1941 года становится главным инженером. В 1941 году образуется Управление вспомогательных судов Тыла и гаваней ВМС. Работы много. С началом войны потеряны военные порты на Балтике и Черном море. Рагушенский ездит в командировки на Север, где строится порт на Северной Двине и принимает участие в его оборудовании для приема судов прибывающих из Англии и Америки. В 1943 году его назначают Главным инженером управления ВС и Г и присваивают звание инженер-капитан 1 ранга. Евгений Федорович гордился не столько орденами «Красной Звезды» (1943), «Отечественной войны» (1946), сколько медалью «XX лет РККА», которую он получил в 1938 году. Орденами «Боевого Красного Знамени» (1944) и «Ленина» его наградили за выслугу лет.
9 декабря 1946 года прибыл заместитель начальника училища по политической части капитан 2 ранга Козлов Марк Федорович, 1901 года рождения, член ВКП(б), образование высшее. Училище создавалось как среднетехническое учебное заведение закрытого типа с четырехлетним сроком обучения. В истории военных учебных заведений нечто похожее уже было. Морское училище, которое до революции готовило офицеров флота России, тоже было средним и закрытого типа.
С самого начала деятельности ЛМУ Рагушенский установил строгий уставной порядок. На всех курсантов в полной степени распространялись требования общевоинских Уставов, вплоть до наказания с содержанием на гарнизонной гауптвахте. Особенно нетерпимо Рагушенский относился к различным утратам и разбазариванию социалистической собственности.
В ноябре 1946 года училищу передали деревянный дом, который стоял на Ленинской улице под № 16. С домом решили не спешить, потому что требовалось заниматься набором курсантов, поиском преподавательского состава и искать место для проведения учебных занятий. Такой дом нашли на Александровской улице. Он не сохранился и сгорел в 2008 году.

1.2. Формирование управления

В конце января 1947 года в училище для прохождения службы прибыли: майор медицинской службы Симанков Василий Афанасьевич, инженер-капитан 2 ранга Елацков Алексей Алексеевич, инженер-майор Фридлянский Залман Гелимович, подполковник Г.В.Панго, подполковник Н.К.Алексеев, капитан И.П.Коробко. Прибывших офицеров и преподавателей размещал комендант Федоров М.Ф., который вел домовую книгу в доме 16/1 по улице Ленинская.
Инженер-капитан 2 ранга А. Елацков, назначенный начальником учебного отдела, немедленно приступает к организации учебной части, хотя еще нет учебного корпуса. С этого момента Алексей Алексеевич становится правой рукой Е. Рагушенского. В училище образуются три самостоятельных отдела: Судоводительский, Судомеханический и Гидротехнический. Самым многочисленным по числу планируемого набора курсантов должен стать Судомеханический отдел, который обязан готовить специалистов по паросиловым установкам и двигателям внутреннего сгорания. Первым начальником Судомеханического отдела становится инженер-майор З.Г.Фридлянский.
Заведующим электромеханическим циклом вольнонаемный инженер-механик Е.Н.Никифоров. В командование Гидротехническим отделом вступает подполковник Николай Кириллович Алексеев. Преподаватель цикла ВМП подполковник Г.В Панго., временно назначается на должность начальника строевого отдела.
Начальник учебного отдела инженер- капитан 2 ранга Елацков Алексей Алексеевич, 1912 года рождения, окончил ВВМИУ им Дзержинского в 1937 году, начал службу на ТОФ в должности командира БЧ-5 подводной лодки «М-16». В 1938 году его назначили преподавателем Учебного отряда подводного плавания ТОФ. Во время войны командовал ремесленным училищем плавсостава Тыла ТОФ. Награжден медалью За боевые заслуги, двумя орденами Красной Звезды и орденом Красного Знамени за выслугу лет (1953). Инженер-капитан 1 ранга с 15 июля 1950 года, уволен в запас по болезни в 1959 году. (фото)
Начальники отделов под руководством А.Елацкова приступают к разработке учебных программ. Особое внимание уделяется учебной практике. Опыт работы, полученный Елацковым в учебном отряде во время службы на ТОФе, позволяет создать примерную структуру управления учебным процессом.
В середине марта в училище прибыло очередное пополнение офицеров: капитан 2 ранга С.С.Савин, капитан-лейтенант Д.Ф. Муленко, подполковник и/с Д.С.Петухов– начальник продовольственной службы и старший лейтенант Н.А Грухин. 9 апреля прибывает подполковник Улыбин Андриан Степанович и вступает в должность начальника строевого отдела.
Капитан 2 ранга С.Савин возглавил цикл Военно-морской подготовки. Первыми преподавателями в состав цикла вошли подполковник Г.Панго и капитан-лейтенант Д.Муленко. Рагушенский распорядился найти и подготовить базу для размещения плавсредств училища. Савин направился в Ленинград на прием к командиру Ленинградского военного порта. Мореходному училищу выделили место в Шлюпочном канале порта Ораниенбаум, которая не была занята военными кораблями. Оставалось найти плавсредства.

Савин Сергей Степанович 1909 года рождения, русский, член ВКП(б). Окончил ВВМУ им М.В.Фрунзе в 1931 году штурманский факультет, назначен на Тихоокеанский флот. Занимал должности командира торпедного катера, звена, начальника штаба дивизиона. Находясь на учениях в заливе Де-Кастри, один из торпедных катеров дивизиона налетел на риф и получил пробоину. Савина отдали под суд и уволили из РККФ. В 1939 году судимость сняли, призвали на флот и направили на Черное море. С 1940 года начальник штаба, а затем командир дивизиона ТК. В 1944 году он был назначен в состав союзной комиссии по разделу Румынского флота. Награжден орденами Красной Звезды, Красного Знамени, Отечественной Войны I степени и орденом Ленина (1953). Капитан 1 ранга с февраля 1948 года. С 1952 года – начальник Учебного отдела и заместитель начальника ЛМУ ВМС. Умер 29 мая 1957 года.

16 апреля 1947 года приказом начальника училища № 121 в состав Мореходного училища был зачислен бывший эстонский пароход (военный транспорт ВТ-557) «Тиина», который стоял в гавани Ораниенбаумского военного порта. Транспорт был построен в 1898 году в немецком городе Киль, прошел две войны, чудом избежал гибели и впоследствии был переоборудован в танкер. Капитаном транспорта назначили капитана дальнего плавания Каврайского Михаила Анатольевича из УВСГ Балтийского флота. Капитан и экипаж транспорта были подчинены начальнику цикла ВМП капитану 2 ранга С.Савину. Экипаж состоял в основном из кочегаров. Старый пароход для плавания не годился. На нем работал только один вспомогательный котел, поэтому часть помещений приспособили под общежитие вольнонаемного состава, назначили кока и уборщицу. Для проведения летней практики командование Лен. ВМБ выделило несколько шлюпок, которые переправили в Шлюпочный канал, и паровой катер «К-85». Начальником плавсредств назначили мичмана С.В. Рябова.
К началу апреля 1947 года на довольствии в училище стояло 14 офицеров. Начальника МТО майора и/с Г.Абельяна сменил подполковник В.Д. Грустан. Абельян имел квартиру в Москве и не хотел оставаться в Ораниенбауме.

Прибыл новый начальник продовольственной службы капитан и/с И.Н.Шпак, заменивший подполковника и/с Д.Петухова, который убыл для дальнейшего прохождения службы в Петергоф для прохождения службы во ВВМУС им. А.С.Попова. Таким образом, костяк управления училищем сложился, и можно было приступать к набору курсантов.

1.3 Первый и второй наборы курсантов

С 12 февраля по 6 марта 1947 года был произведен первый набор курсантов на Судоводительское, Судомеханическое и Гидротехническое отделения. Приемную комиссию возглавил Рагушенский, назначив заместителем А.Елацкова. В состав приемной комиссии вошли: капитан 2 ранга М.Козлов, майор медицинской службы В.Симанков, преподаватель математики Куликов, преподаватель русского языка и литературы Бочарова, представитель Городского отдела народного образования по проверке знаний Конституции СССР - Красавина и представитель Управления Кадров вольнонаемного состава инженер-майор Васильев. Приказом № 131 от 11 февраля 1947 года комиссия должна была закончить работу к 28 февраля. По завершению работы предусматривалось произвести строевой расчет, распределить курсантов по взводам и отделениям и поставить на котловое довольствие.
Кандидатов в курсанты прибыло много. Это были молодые люди из Ленинграда, Кронштадта, Московской области, Севастополя. Из Ораниенбаума заявления подали: Масягин Ю.А., Вачунин В.И., Петров Е.П., Иванов П.С., Мазепа И.Е. Среди курсантов первого набора преобладали демобилизованные участники Великой Отечественной войны (Андреев, Бибиков, Вицко, Волынец, Кособрюхов, Кукушкин, Сальников, Рагушенский и др.) Многие абитуриенты имели по нескольку боевых орденов. По результатам работы мандатной комиссии сформировали две учебные роты. Первая рота Судоводительского отдела состояла из двух взводов (групп) в количестве 46 человек. Вторая рота Судомеханического отделения состояла из взвода курсантов паросиловиков и взвода будущих специалистов по двигателям внутреннего сгорания. Подготовительная группа стала пятой по счету. Общее число судомехаников составило 47 человек. Командиром первой роты временно назначили начальника плавсредств мичмана Рябова, а второй роты - начальника Судомеханического отдела инженер-майора З. Фридлянского. Помощников командиров взводов нашли из числа курсантов, прошедших военную службу. Курсанты того времени не были похожи на нынешнее поколение. Это были взрослые люди, которые знали войну не понаслышке. В Мореходку пришли юноши, которые прошли артобстрел, бомбежку и голод. Виктор Волынец 1922 года рождения был самым старшим по возрасту в группе. Старшина роты Андреев имел звание младшего лейтенанта. Во время войны он командовал самоходным орудием и был награжден тремя орденами Красной Звезды. Рассматривая старые фотографии, можно увидеть лица Авербуха, Базияна, Бродского, Гомана, Гмызова, Гусакова, Гулюкина, Дараган, Деревянко, Дробышевского и других молодых людей, которые решили связать свою судьбу с морем.
Образовавшийся недобор в количестве 21 кандидата решили прикрыть подготовительной группой, которая предусматривалась приказом ГК ВМС № 23 от 7 апреля 1946 года. Кандидаты в курсанты имели образование 7, 8 и 9 классов. За время войны молодые люди забыли то, чему их учили в школе. Начальник учебного отдела А.Елацков считал, что с такими знаниями нельзя допускать кандидатов к изучению специальных дисциплин. Подготовительная группа была сформирована 18 апреля 1947 года. По учебному плану курсанты группы изучали математику, русский язык и литературу, Конституцию СССР, физику, химию и английский язык. К занятиям были привлечены учителя средней школы, которых нашли в Ораниенбауме: В.А Бренев. – физика; М.К. Дьяконов и В.П Карпова – история СССР; Пекарская – математика.
Кроме общеобразовательных дисциплин, будущим курсантам следовало пройти общевойсковую подготовку, изучить Уставы, привить навыки морской практики. После завершения учебы в подготовительной группе предполагалось провести экзамены и зачислить кандидатов курсантами училища. Задачи морской практики решал цикл ВМП. Подполковник Г.Панго и капитан-лейтенант Д.Муленко занимались с курсантами навигацией, изучением устройства шлюпки, учили вязать морские узлы и т.п.. Строевые занятия проводили командиры рот. Они же преподавали общевоинские Уставы и оружие.
Муленко Дмитрий Федорович зачислен на должность преподавателя военно-морского дела 15 марта 1947 года на основании приказа ГК ВМС № 01553 от 31.12.1946 г. Он поступил на службу в РКККФ в 1933 году. Окончив Военно-морское артиллерийское училище имени ЛКСМУ, Дмитрий Федорович направился на Дальний Восток, где был назначен на должность командира береговой батареи. В 1938 году ему присвоили звание лейтенант и направили на монитор «Свердлов». Войну Дмитрий Федорович встретил на канонерской лодке Амурской флотилии. Рисовать он начал с детства. Сначала были простые зарисовки природы, людей, животных. Потом в альбоме появились люди, артиллерийские батареи и фрагменты эпизодов с Корейской войны, о которой мы ничего не знали. В ЛМУ Муленко прибыл с должности начальника отдела боевой подготовки «Главамуррыбпрома. Дмитрий Федорович служил преподавателем цикла ВМП, начальником учебно-лабораторного отдела, старшим офицером строевого отдела. Награжден медалью «За боевые заслуги», орден «Красной Звезды» и «Боевого Красного Знамени После ухода в запас, Дмитрий Федорович длительное время остался в училище и работал в должности лаборанта Судоводительского отдела. фото


25 апреля 1947 года приказом начальника училища № 137 впервые был объявлен суточный наряд внутренней службы. Дежурным по училищу назначался офицер. В состав наряда входили: рассыльный, рабочие по камбузу, дежурные и дневальные по ротам. На разводе дежурный по училищу проверял знания обязанностей согласно инструкции. Назначение суточного наряда позволило повысить уровень организации управления учебным заведением. В конце Еленинской улицы рядом с парком был построен деревянный дом, в котором поселился офицерский состав училища вместе с семьями. В настоящее время этот дом снесен как непригодный для проживания.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Подходящего помещения для размещения курсантов еще не было. Рагушенский распорядился временно поселить часть курсантов Судоводительского отдела на транспорте «Тиина». Другим курсантам отвели подвальное помещении арендованного дома в Ораниенбауме и на втором этаже полуразрушенного здания в поселке Мартышкино. Этот дом передали училищу для капитального восстановления под жилые квартиры офицерскому и преподавательскому составу. В июле месяце начальник Училища связи ВМС генерал-майор Зернов М.А. передал капитану 1 ранга Рагушенскому Е.Ф. двухэтажное здание по проспекту Володарского (ул. Еленинская дом 1) под казарму. Училище связи перебазировалось в Петергоф и больше в нем не нуждалось. Евгений Федорович распорядился срочно начать ремонт, планируя к осени переместить всех курсантов в нормальное помещение.
Здание хорошо сохранилось, хотя требовало ремонта. Печное отопление никого не смущало, хотя и требовало заготовки дров, что накладывало дополнительные обязанности на дежурную службу.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Марк Федорович Козлов скучал по политической работе. Партийная организация, состояла из числа 29 членов ВКП(б) и трех кандидатов. Собрания проводились ежемесячно. Повестка дня определялась решениями ЦК ВКП(б). Однако, судя по протоколам, партийные собрания больше напоминали производственные совещания, на которых обсуждались вопросы строительства учебных корпусов училища и сбережения государственной собственности. Козлов часто повторял слова И.В.Сталина: «… Чтобы привести технику в движение и использовать ее до дна, нужны люди, овладевшие техникой, нужны кадры, способные осваивать эту технику по всем правилам искусства …». Должность секретаря партийной организации считалась выборной. Политический отдел Тыла КБФ решил прислать на эту должность своего человека. Им оказался гвардии капитан Н.С.Яковлев. Фактически он стал заместителем Козлова.
После завершения набора курсантов комсомольцы заявили о своем праве образовать свою организацию. На первом собрании комсомольцы выбрали бюро. На учете стояло 143 члена ВЛКСМ. Наличие партийной и комсомольской организаций позволило, насколько было возможно, укрепить дисциплину, обратить внимание на успеваемость и направить энергию молодежи на решение задач, которые ставила партия, правительство и командование училищем.
В мае 1947 года курсантский состав училища был переведен с транспорта «Тиина» и из подвального помещения в летний лагерь в поселке Мартышкино. В летнем лагере жили в палатках. Для курсантов была установлена жесткая воинская дисциплина. Подъем в 7.00, физзарядка, завтрак и 6 часов занятий. После обеда и короткого отдыха курсанты направлялись на хозяйственные работы и восстановление учебного корпуса №1.
Трехэтажное здание было построено в 1939 году. Оно пострадало во время войны и требовало капитального ремонта. Помощь, которую оказывали курсанты военным строителям, давала положительные результаты. К сентябрю 1947 года были восстановлены перекрытия, сделан потолок и возведена крыша. На третьем этаже приступили к отделочным работам, которые были завершены к началу следующего учебного года. В здании предполагалось оборудовать классные помещения и библиотеку. Отделочные работы на первых двух этажах еще продолжались.
27 мая состоялся прием торжественно-клятвенного обязательства 1-й и 2-й рот курсантов. Мероприятие прошло в торжественной обстановке. Инженер-капитан 1 ранга Рагушенский, прозванный курсантами «Батя», поздравил курсантов с вступлением в ряды вспомогательного флота ВМС, пожелал успехов в учебе, отметил успевающих и по-отечески пожурил отстающих.
В июне и июле продолжались учебные занятия на первом курсе. Одновременно проходила шлюпочная практика. Подготовительная группа занималась заготовкой дров на зиму и покосом травы. За отличную заготовку дров 10 курсантов были премированы по 20 рублей каждый. Курсанты первого курса после занятий направлялись на строительные работы. В августе 1947 года в Мореходном училище была проведена первая экзаменационная сессия. Одновременно со сдачей экзаменов прошел второй набор курсантов. Несмотря на требование начальника Управления Труда и Кадров довести численность обучаемых до 300 человек, во втором наборе зачислили только 125 курсантов. При этом общее количество обучаемых составила 229 человек.
К сентябрю 1947 года ремонт казармы был закончен. В нее вселили курсантов.
К этому времени был введен в строй третий этаж учебного корпуса № 1. Курсанты первого набора проживали в части здания прилегающего к Базовому клубу, обращенного окнами к берегу Нижнего пруда. На первом этаже размещался клуб с кинобудкой и радиоузлом, медсанчасть. На втором этаже оборудовали кубрики с двухъярусными железными кроватями и склад вещевого имущества. Жилое помещение курсанты прозвали «Балтийским вокзалом». Сравнение вызывали воспоминания о зале ожидания, где негде было сесть.
31 октября 1947 года Военно-морской министр и министр Высшего и среднего специального образования утвердили Устав Мореходного училища ВМС. Появление Устава позволило узаконить статус Мореходного училища, как полноправного учебного заведения. Училищу был отведен участок земли вдоль улицы Красного Флота. На территории площадью 4,1 гектара предполагалось построить здания и сооружения для обеспечения работы закрытого учебного заведения. Юридически территория была закреплена за училищем решением Ломоносовского горсовета № 25 от 30 января 1975 года. В дальнейшем право на площадь было узаконено много позже приказом командира Лен.ВМБ № 28 только в ноябре 1988 года.
Комментарии (2)
Сергей Евдошенко # 6 декабря 2017 в 11:45 0
С удовольствием прочитал информацию о своем родном училище.Спасибо.
ЛМУ ВМФ # 9 декабря 2017 в 19:17 0
Александр (92.101.61.211)




Очень интересно и познавательно для выпускника ЛМУ ВМФ.