Л О М О Н О С О В С К О Е Мореходное училище ВМФ 7 - Глава III. Учебная база Вспомогательного флота ВМФ

Автор
Опубликовано: 870 дней назад (6 июля 2015)
0
Голосов: 0
Глава III. Учебная база Вспомогательного флота ВМФ


Приказом ГК ВМФ от 6.08.59 года начальником Мореходного училища назначен капитан 1 ранга Керенский Павел Александрович, 1913 года рождения. Выводы из акта по приему сдаче дел, утвержденный 29 сентября 1959 года начальником Тыла ВМФ генерал-лейтенантом Жидиловым, свидетельствуют:
1.Мореходное училище с поставленными задачами по подготовке специалистов для Вспомогательного флота ВМФ справляется.
2.Политико-моральное состояние личного состава удовлетворительное.
3.Существующая структура, организация и штат училища отвечают требованиям подготовки командным кадрам плавсостава.
4.Руководящий офицерский и преподавательский состав правильно ориентирован и понимает свои задачи по дальнейшему повышению уровня подготовки командных кадров.

Павел Александрович Керенский оставил свои воспоминания о службе, которые посвятил 300-летию Российского флота. Его рассказы просты и бесхитростны.
Свою трудовую деятельность Павел Керенский начал в 1931 году на судостроительном заводе им. Марти. Завод строил лесовозы и подводные лодки. По путевке комсомола пошел учиться в ВМУ им. М.В.Фрунзе, которое окончил в 1937 году. По распределению попал на бригаду подводных лодок Черноморского флота. Первая офицерская должность – штурман подводной лодки «Щ-209»На позицию лодка ходила к турецкому берегу у пролива Босфор. Так продолжалось два года. Зима с 1939 на 1940 год застала Павла Александровича в Ленинграде. Его откомандировали на специальные курсы офицерского состава. После окончания курсов Керенского направляют снова на Черноморский флот штурманом на новую лодку «С-34». Войну встретил в Севастополе у пирса в Южной бухте. С самого начала войны лодка регулярно выходила на позиции на 25-30 суток. Патрулирование осуществлялось у берегов Румынии, Болгарии и Турции. В 1941 году Павел Александрович был назначен флагманским штурманом 1-го дивизиона бригады ПЛ. Подводные лодки дивизиона типа «Л» кроме торпед брали еще мины. В октябре дивизион перебазировали в Поти. Оттуда подводники доставляли авиабомбы в Севастополь.
В октябре 1941 подводная лодка «Л-6», на которой находился Керенский, вернулась из Севастополя в Новороссийск. Командование ЧФ поставило задачу подготовить операцию по высадке диверсионного десанта в район бухты Коктебель. В январе 1942 года десант высадили с подводных лодок дивизиона в заданной точке. Лодка вернулась в Новороссийск, но тут же получила команду идти в Поти. При выходе из Цемесской бухты была допущена навигационная ошибка и лодка «Л-6» села на мель. Шифровка командующего ЧФ адмирала Октябрьского гласила: «Разгильдяев, посадивших подводную лодку «Л-6», судить судом военного трибунала». Суд состоялся. В мае 1942 года трибунал приговорил Керенского к 7 годам. В дело вмешался Октябрьский. Он отдал распоряжение кадрам: Керенского сохранить для флота.
Павлу Александровичу предложили должность помощника командира сторожевого корабля «Шторм». Так началась служба на надводных кораблях. СКР выполнял боевые задачи между Поти и Новороссийском. Корабль сопровождал конвои, осуществлял артобстрел побережья, прикрывал эвакуацию Керченской базы, которой командовал Цезарь Куников. Судимость с Керенского сняли 22 декабря 1942 года, а в 1943 году он был награжден первым орденом в своей жизни «Отечественной войны 2-й степени». В 1943 году его назначили командиром СКР «Шквал». Корабли ЧФ продолжали нести конвойную службу, доставлять грузы и личный состав десантов.
9 мая 1944 был освобожден Севастополь, а 12 мая весь Крым. Советские войска стремительно двигались на запад. Освобождением Румынии и Болгарии закончились боевые операции Черноморского флота. Эскадра ЧФ возвращалась в Севастополь. В районе Херсонесского маяка ее встречал СКР «Шквал», чтобы провести по фарватеру до входа в Северную бухту.
Эскадренный миноносец «Лихой» стоял в Констанце на ремонте. Это был бывший румынский миноносец, на который получил назначение капитан 3 ранга Керенский. Ремонт корабля закончился. В июле 1945 года Павел Александрович привел его в Севастополь. Командование поставило задачу отработать организацию корабля по всем расписаниям. Через месяц миноносец был зачислен в боевой состав эскадры Черноморского флота. Эскадрой кораблей командовал вице-адмирал С.Г.Горшков, начальником штаба был Пархоменко В.А., а флотом – адмирал Октябрьский Ф.С. В августе 1946 года командование организовало штурманский поход кораблей эскадры в Николаев для изучения Днепро-Бугского лимана. Горшков шел на «Лихом». До Николаева добрались благополучно. Горшков уехал на завод осматривать новые крейсера проекта «68К». Поздно вечером на эсминец прибыл С.Г.Горшков и приказал готовить корабль к переходу в Одессу. В Одессе на причале миноносец ожидал командующий флотом Октябрьский и член Военного Совета Азаров. Оба адмирала были расстроены ЧП на крейсере «Молотов». Во время артиллерийских стрельб на крейсере взорвалась носовая башня, произошел пожар в носовом артпогребе, погибло 75 матросов. Адмирал Октябрьский ожидал прибытия Морского министра Н.Г.Кузнецова. Керенский выполнил поставленную задачу и вернулся в Севастополь.
В отдел вспомогательных судов и гаваней (ОВСГ) Черноморского флота Павел Александрович прибыл 29 марта 1949 года. Организация была знакома еще по службе на миноносце, когда часто приходилось обращаться к услугам вспомогательного флота. Обладая вполне уживчивым характером, Керенский сумел завоевать доверие у рабочих и служащих вспомогательного флота. Флот был укомплектован не полностью, как командным составом, так и рядовым, поэтому суда часто простаивали. Не было дипломированных специалистов. Их стали получать на флот только в 1951 году, когда была налажена подготовка судоводителей, судомехаников и радиотехников в Мореходном училище ВМС. Вряд ли Павел Александрович думал о том, что ему придется возглавить это училище. Все решил случай, произошедший в 1958 году. Главнокомандующим ВМФ был назначен адмирал С.Г.Горшков. Павел Александрович ожидал перевода в Ленинград, а пока находился в отпуске. Начальник тыла ВМФ предупредил Керенского, что окончательное решение его перевода в Ленинград будет решать Главком ВМФ. Встреча состоялась в Москве летом 1959 года в ГШ ВМФ. Сергей Георгиевич Горшков настаивал, чтобы Павел Александрович не уходил с флота и предлагал повышение по службе. Однако Керенский остался при своем мнении и получил назначение в Ломоносовское Мореходное училище.

С прибытием в училище Павла Александровича произошли значительные изменения в командном составе и организации учебного процесса. Больше внимания стало уделяться практике и морской подготовке. Керенский считал, что от вспомогательного флота зависит успех боевой операции, поэтому выпускник училища должен быть готов к действиям в любых ситуациях. С этой целью на Военно-морской цикл была возложена обязанность организации и проведения военных сборов. Сборы проходили в Кронштадте на боевых кораблях ВМФ. Курсанты изучали материальную часть, вооружение и технику, принимали участие в учебно-боевых стрельбах. Именно здесь будущие специалисты вспомогательного флота могли понять, кого и чем они обеспечивают. Выход в море на боевом корабле оставлял неизгладимое впечатление в сердцах молодых мореходов. На сборах курсанты выпускали стенную газету «Взрыв», организовали соревнование на приз «Отличник практики». Им оказался курсант Л.А.Гафт, который на всех зачетах показал отличные результаты.
В 1959 году введен эксплуатацию второй учебный корпус (здание № 14). В июле этого года расформировали Техническое училище ВМФ. В Мореходное училище передали курсантов 2 и 3 курсов на доучивание. Под жилые помещения отвели здание казармы по улице Пионерская дом 3. Жилую казарму по улице Володарского 2 передали 135-й поликлинике ВМФ. Вместе с курсантами перешли и некоторые преподаватели Технического училища, среди которых оказался А.С.Соколов – будущий начальник Судомеханического отдела.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

1960 год проведен 15-й набор курсантов. В числе поступивших были герои 49 дневного дрейфа в Тихом океане на десантной барже Зиганшин А.Р., Поплавский Д.Г., Крючковский А.Ф. Молодые ребята изъявили желание продолжить свое образование в Мореходном училище. Заместитель начальника училища по политической части капитан 1 ранга Шильников встретил героев дрейфа. Начальник Судомеханического отдела капитан 2 ранга Тесленко ознакомил ребят с учебными классами и кабинетами. О курсантах-героях писали газеты и присылались приглашения на встречи. Людям хотелось узнать, как молодые люди сумели выжить в море, имея ограниченный запас воды и пищи. Во всех газетах мира были опубликованы фотографии трех человек, которых подобрал американский авианосец «Кирсардж». Они выглядели изможденными. Жизнь теплилась только в глазах. Американские медики оказали им первую помощь и доставили в США, откуда через три недели они прилетели в Москву.


На крейсере "Киров"
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Курсанты Зиганшин, Поплавский и Крючковский ходили на встречи с жителями Кронштадта, экипажем крейсера «Киров», моряками Учебного отряда подводного плавания. Курсанты рассказывали о службе на Курильских островах, о том, как во время шторма их самоходную баржу унесло в океан. Внешний вид молодых людей с орденом
Красной Звезды на форменках служил живой рекламой Мореходному училищу.
С отличием окончили училище в 1961 году курсанты: Башмарин В.Д., Фокин В.И., Эстеркин Б.Г., Крымский В.Ю., Шумков Л.И., Иванов А.Г.. В этом же году состоялась пионерская линейка, посвященная 90-летию со дня рождения В.И.Ленина. Курсанты вручили на память маленьким друзьям модель корабля.
Закрытое письмо ЦК КПСС о сокращении ВС обсуждалось на заседании партийного бюро. Коммунисты: Круглов, Мейер, Иванов, Кучеренко, Тихонов, Карпов, Климович, Щербаченко и др. единогласно одобрили решение партии, направленное на практическую реализацию мирных инициатив Советского Союза в области внешней политики. Страна, прошедшая страшную войну, не выдерживала прессинга «холодной» войны, навязанной США и членами военного блока НАТО. Нападение Израйля на Египет (1956), оказание помощи арабским странам Ливии, Сирии, Египту, Йемену свидетельствовали о том, что раздел мира еще не окончен. В этих условиях СССР расширял зоны деятельности флотов, выводя ВМФ за пределы обычных оперативно-тактических районов. Вслед за боевыми кораблями последовали и суда Вспомогательного флота.




3.2. Подготовка электромехаников

В связи с ликвидацией Технического училища ВМФ Судомеханический отдел пополнился курсантами электромеханической специальности. Их оказалось немного всего 13 человек. На педагогическом совете было принято решение организовать курсы переподготовки и доучивать курсантов по ранее принятым учебным программам. Одновременно начальник Судомеханического отдела получил распоряжение подбирать преподавательский персонал и готовить учебно-лабораторную базу для подготовки электромехаников.
Выпуск группы специалистов-электромехаников, которые ранее обучались в техническом училище, состоялся в 1961 году.







""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


В 1961 году капитан 1 ранга Керенский П.А. был уволен в запас, но остался в должности начальника Мореходного училища ВМФ и депутатом Ломоносовского городского совета. Павлу Александровичу исполнилось только 48 лет.
Сокращение ВС СССР на 1200 тыс. человек серьезно ударило и по
Военно-морскому флоту. В запас вынуждены были уйти многие участники Великой Отечественной войны. Кадры резали по живому составу, который не имел достаточной выслуги лет, чтобы получить достойное пенсионное обеспечение. Таких людей в Мореходном училище ВМС оказалось немало. Кроме этого, сверхсрочнослужащим установили потолок заработной платы, что существенно подорвало их материальное благосостояние. Керенский снял погоны капитана 1 ранга и приказал личному составу перейти на форму одежды гражданского Морского флота.
В 1962 году на территории училища построено здание № 17, которое было отведено под склады, аналогичное здание № 18 сооружено в 1966 году. В 1970 году построен гараж (здание № 15), имеющий 6 сухих отапливаемых боксов. В училище появился свой автопарк. С момента завершения строительных работ территория училища выглядела пустынно. На заседании партийного бюро было высказано предложение привести территорию в порядок. Через шефов садово-паркового хозяйства получили саженцы лип, лиственниц и серебристых елей. Вдоль аллеи внутри двора посадили клены. Сейчас деревья выросли, приятно радуют ветеранов колледжа и курсантов.

В 1963 году в училище был образован партийный комитет. Секретарем парткома избрали Анненкова. В состав членов парткома вошли: Керенский, Кучеренко, Лебедев (курсант), Чернов, Карпов, Соколов, Митюков, Соя. Итоги инспекции начальника Вспомогательного флота и политического отдела спецчастей в Ленинграде обсуждались на партийн6ых собраниях всех уровней. Коллектив принял оценку деятельности училища, задачу поставленную командованием и наметил пути повышения качества подготовки специалистов.
Павел Александрович большое внимание уделял созданию хорошей библиотеки. Благодаря поддержке командования и политического отдела в училище был создан читальный зал. В художественном и техническом фондах насчитывалось более 75 тысяч книг. Читальный зал работал до позднего вечера. В его оформлении принимали участие курсанты, обладающие художественными способностями.
Библиотека любого учреждения заслуживала большого внимания. Наличие художественной литературы и учебных пособий свидетельствовала о культурном уровне учебного заведения. Библиотекой заведовала Маругина Т.Н.. Сотрудницы: Орлова З.Г. и Мохова Т.М. по крупицам собирали литературу для художественного и технического фондов. Особенно страдал технический фонд, где вечно не хватало учебников в связи с увеличением численности курсантов. Керенский распорядился ограничить выдачу учебников на руки курсантам для постоянного пользования и часть передать в читальный зал для работы на самоподготовке. Библиотеке часто приходилось переезжать с одного места на другое, а, как известно, любой переезд связан с потерей литературы.
Летом 1963 года состоялся первый набор на электромеханическую специальность. На первый курс набрали 25 человек и еще 12 на курсы переподготовки, что позволило обеспечить суда вспомогательного флота квалифицированными специалистами.
Богодушенко, Белов Алианс Иванович

12 октября 1963 года заместитель ГК ВМФ адмирал Ф.Зозуля и заместитель начальника ГШ ВМФ вице-адмирал И.Елисеев подписали приказ ГК ВМФ №300, который вводил в действие Устав Мореходного училища. Старый Устав, введенный приказом №306 в 1955 году, утрачивал силу. Новый документ разрабатывался коллективом офицеров училища под руководством П.А.Керенского.
Общими положениями устанавливалось бесплатное образование в тесной связи обучения с жизнью, производством и общественно полезным трудом. Главные задачи формулировались тремя пунктами:
А) подготовка специалистов для ВМФ со средним специальным образованием;
Б) повышение квалификации командного состава вспомогательных судов ВМФ;
В) изучение вопросов, связанных с использованием специалистов, окончивших училище и работающих по вольному найму на судах обеспечения.
Приказом были определены формы обучения в училище и специальности:
1612 – морское судовождение;
0559 – судовые силовые установки;
0702 судовая радиосвязь и электрорадионавигация;
0305 электрооборудование судов.
Курсы повышения квалификации командного состава Вспомогательного флота проводились только по специальностям «Морское судовождение» и «Судовые силовые установки». Проведение занятий на курсах осуществлялось преподавателями Судоводительского и Судомеханического отделов.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

С появлением собственных учебно-производственных мастерских Мореходному училищу предоставлялось право проводить экспериментально-конструкторскую работу по договорам силами преподавателей и лаборантов, а также изготавливать товарную продукцию силами курсантов очной формы обучения. Такой подход позволял экономить государственные средства, оборудовать учебные аудитории и лаборатории.
За хорошую успеваемость при отличном поведении курсанты награждались ценными подарками и фотографией на фоне развернутого Знамени училища. Имена отличников учебы заносились на Доску и в Книгу Почета училища.

7 октября 1965 года Мореходное училище ВМС переименовано Ломоносовское Мореходное училище ВМФ. Вскоре начальник Тыла ВМФ вручил училищу новое знамя.
Здание № 19 предназначалось для судоводительского отделения. Его постройка завершилась в 1969 году. Здание кирпичное, четырехэтажное с железобетонными перекрытиями. Теперь можно было оборудовать кабинеты.
В сентябре 1966 года был образован самостоятельный Электромеханический цикл. Его начальником был назначен Шабанов Анатолий Иванович. Энергичный офицер добился выделения учебных помещений для организации лабораторий судовых станций, электрических сетей и электромонтажных работ. На первом этапе формирования цикла было важно создать комплексную цепь, включающую элементы выработки электроэнергии на судне, ее преобразования и распределения по потребителям. Лаборатория электромонтажных работ была предназначена для выполнения практических заданий, которые способствовали приобретению практических навыков.

В 1972 году Мореходное училище отмечало двадцатипятилетний юбилей. Командир Лен ВМБ вице-адмирал В. Леоненков и начальник Политотдела ВМБ и ВМУЗ в Ленинграде контр-адмирал А.Плеханов направили в адрес начальника ЛМУ П.А.Керенского и заместителя по политической части Г.М.Выросткова поздравление со знаменательной датой. В нем говорилось, что за четверть века училище подготовило сотни моряков-специалистов, которые на всех флотах с честью и достоинством выполняют свой патриотический и интернациональный долг. Это была высокая оценка деятельности средне-специального учебного заведения. Павел Александрович зачитал поздравление на торжественном собрании коллектива училища и выразил надежду, что коллектив училища и курсанты оправдают высокое доверие партии и правительства.
Поздравления сыпались со всех флотов. Военный Совет ДКБФ отмечал: «За четверть века существования Ломоносовским мореходным училищем подготовлены достойные кадры командного состава вспомогательных судов, которые с честью выполняют сложные и ответственные задачи в любых районах Мирового океана». Черноморский флот в лице командира войсковой части 42842 выражал благодарность и признательность командованию, преподавательскому составу и всему коллективу училища за благородный труд в деле обучения и воспитания кадров для Военно-морского флота СССР.


ПРИКАЗ

Главнокомандующего Военно-Морским Флотом

№ 247
10 июля 1973 г. Г.Москва
О поощрении начальника Ломоносовского Мореходного училища ВМФ
За достигнутые успехи в деле подготовки командных кадров для Вспомогательного флота ВМФ и в связи с переходом на другую работу ПРИКАЗЫВАЮ:
ОБЪЯВИТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ И НАГРАДИТЬ ЦЕННЫМ ПОДАРКОМ – БИНОКЛЕМ 10 X 50 начальника Ломоносовского Мореходного училища ВМФ капитана 1 ранга в запасе КЕРЕНСКОГО Павла Александровича.
Желаю Вам, Павел Александрович, дальнейших успехов в Вашей трудовой деятельности.

Главнокомандующий
ВОЕННО-МОРСКИМ ФЛОТОМ
адмирал флота СОВЕТСКОГО СОЮЗА
С.ГОРШКОВ

Ни на какую другую работу Павел Александрович переходить не собирался. Ему исполнилось 60 лет. Наступило время передать управление училищем молодым руководителям. Скромный приказ о награждении ценным подарком от имени Главкома ВМФ свидетельствовал о том, что Сергей Георгиевич не забыл своего боевого товарища.
Комментарии (1)
ЛМУ ВМФ # 20 октября 2017 в 12:33 0
А.Федосеев (188.243.33.19)
#
26 марта 2017 в 19:38
0

Хорошая статья,учился в этом училище но его историю мы не знали ,вопрос даже не обсуждался.ФОТО интересное сейчас здание "Деревяшки" существует в виде развалин