Освоение Средиземного моря на первом этапе, с окончания войны до начала 60-х.

Автор
Опубликовано: 1777 дней назад (7 января 2014)
0
Голосов: 0
Выйти в Средиземное море.

Еще осенью 1943 года в ходе Тегеранской конференции премьер-министр Англии У. Черчилль высказал идею о том, что России необходимо иметь выход к незамерзающим морям. Однако чем ближе была победа, тем кардинальнее менялись отношения внутри антигитлеровской коалиции. Поэтому советские предложения о пересмотре положений Конвенции о Черноморских проливах, подписанной на конференции в Монтрё (Швейцария) в 1936 году, в сторону усиления гарантий свободного прохода их кораблями ВМФ СССР и создании в районе проливов советской военно-морской базы (ВМБ), выдвинутые на Потсдамской конференции в июле 1945 года, были встречены союзниками как посягательство на независимость Турции и угроза американо-британским интересам в регионе. После этого 23 июля 1945г. на заседаний глав правительств США, Англии и СССР И.В. Сталин заявил: «Конвенция в Монтрё целиком направлена против России… Турции предоставляется право закрывать Проливы для нашего судоходства не только в том случае, если идет война, но и в том случае, когда Турции покажется, что существует угроза войны, причем вопрос о том, когда эта угроза возникнет, решает сама Турция… Выходит, что небольшое государство, поддерживаемое Англией, держит за горло большое государство и не дает ему прохода… Стоит вопрос о том, чтобы нашим кораблям была дана возможность свободного прохода из Черного моря и обратно. Но так как Турция слаба… то мы должны иметь какую-то гарантию, что эта свобода прохода будет обеспечена. Вы считаете, что военно-морская база в Проливах неприемлема. Хорошо, тогда дайте нам какую-либо другую базу, где русский флот… мог бы совместно со своими союзниками отстаивать права России….». Предложения советской делегации по итогам конференции коренным образом расходились с позициями английской и американской делегаций, по этому с идеей о советской базе в проливах пришлось расстаться. Опасения англичан и американцев по поводу того, что Военно-морской флот СССР может получить базу в Средиземном море, приводили к острым спорам и разногласиям с советской стороной в ходе решения, к примеру, вопросов о статуте порта Триест в Адриатическом море, об отношениях с франкистской Испанией в 1946 году, о судьбе итальянских колоний – Триполитании (Ливия), Эритреи.

Едва стихли залпы Второй мировой войны, западные страны стали обвинять СССР в агрессивных намерениях, он отказывается вывести свои войска из Ирана, расширил военное присутствие в Болгарии, угрожает режиму в Греции. США сразу направили в Восточное Средиземноморье отряд кораблей с линкором «Миссури». Для этого был придуман подходящий повод – возвращение на родину останков турецкого дипломата, скончавшегося в США в ноябре 1944г. Американский обозреватель Уолтер Липман заявил об истинных целях похода: «"Миссури", являющийся символом нашей мощи в Средиземном море, должен совершенно точно показать Москве, где мы определили внешние границы ее экспансии. Со времени высадки во Франции летом 1944г. легкие крейсера были самыми крупными американскими кораблями, заходившими в Средиземное море». Визит в Турцию кораблей США, которые встали на якорь в бухте Золотой Рог пролива Босфор, в расстоянии менее одного суточного перехода от берегов СССР, был негативно встречен в Советском Союзе и классифицирован как агрессия против его народа. Данный демонстративный поход положил начало постоянному базированию ВМС США в Средиземном море. Эту задачу стали решать авианосцы, и первым американским авианосцем в Средиземном море стал «Ф.Д.Рузвельт», находившийся в регионе с 8 августа по 4 октября 1946г. Поход авианосца имел большое международное и военно-политичесекое значение. Пресса освещала его как проведение визитов доброй воли в некоторые страны с приглашением тысяч посетителей. Действия западных флотов советские военные отслеживали как могли, но возможности как то реально влиять на их действия у нас не было.

Видимо по этому 23 октября 1946г. И.В.Сталин, отвечая на вопрос президента американского агентства "Юнайтед Пресс" Хью Бейли о том, «Каково отношение Правительства СССР к присутствию американских военных судов в Средиземном море?», ответил: «Безразличное». Противопоставить американцам там было нечего, и они продолжали хозяйничать в Средиземном море. В 1947г. авианосец «Д.Ф.Рузвельт», прибыв с «визитом» в Пирей, своим присутствием оказал поддержку греческим монархо-фашистам. В 1948г. 6-й флот оказал давление на проведение парламентских выборов в Италии, где были сильны позиции коммунистической партии, и направил их в выгодное для США русло.

Тем не менее ситуация в мире менялась вопреки желаниям западных стран. Развернувшаяся в годы войны национально-освободительная борьба народов в послевоенный период привела к распаду колониальной системы империализма и образованию новых государств. Район Средиземноморья не стал исключением, уже в 1943г. была провозглашена независимость Сирии и Ливана. В 1951г. добилась независимости Ливия. В результате июльской революции 1952г. от полуколониальной зависимости освободился Египет. В 1956г. стали независимыми Марокко и Тунис, а в 1962г. – Алжир.

Советский торговый флот начинал налаживать экономическое сотрудничество со средиземноморскими странами. Уже в 1946г. Советский Союз вел торговлю с Югославией, Францией, Албанией. Вскоре были возобновлены прерванные войной торговые отношения с Египтом, Италией, Грецией, а с 1948г. – с Турцией. В 50-х годах установились экономические связи со всеми арабскими государствами Северной Африки и Ближнего востока, а затем – с Испанией, Кипром, Мальтой.

Тогда же эти воды увидали и советский военно-морской флаг. И пусть это были мимолетные эпизоды, но они были. В мае 1945г. из США через Средиземное море выполнили переход на Черноморский флот шесть полученных по ленд-лизу базовых тральщиков типа YMS, советские номера «Т-187» - «Т-192», в Севастополь прибыли 21 июля 1945г. Осенью 1945г. также перешли 10 полученных от Канады по ленд-лизу базовых тральщиков типа MMS, советские номера «Т-193» - «Т-202». Шесть шли из Галифакса, четыре из Ванкувера через Панамский канал. Все прибыли в Севастополь 7 февраля 1946г. Летом 1946г. совершали переход из Германии на Черное море 13 тральщиков типа "1935" («М-35») и вспомогательные суда полученные по репарациям. В Средиземном море они совершили заход на остров Мальта. Переход выполнялся двумя отрядами, в первом отряде 8 тральщиков: 4 типа "1935" советские номера «Т-912» – «Т-915», 4 типа "РТ" (из траулеров) «Т-925» - «Т-928», плавбаза «Терек» (Elbe) и военный транспорт «Лена» (Franz E. Schutte) 27 июля 1946г. прибыли в Севастополь; во втором 9 тральщиков типа "1935" «Т-916» – «Т-924» и плавбаза «Донец» (Hille) 2 августа 1946г. прибыли в Севастополь.

Кроме того, советские экипажи осуществляли перевод на Черное море часть боевых кораблей полученных по репарации из состава ВМС Италии. По решению Тройственной комиссии 1948г. СССР получил 33 корабля из состава итальянского флота, в том числе линкор «Джулио Чезаре», легкий крейсер «Эммануэле Фалиберто Дюка Д'Аоста», 2 эсминца, 3 миноносца, 2 ПЛ. 7 ТКА, 2 СКА, 3 десантные баржи, 4 водолея, 6 больших буксиров, учебный корабль и транспорт. Большинство боевых кораблей на Черное море переводили итальянские экипажи, советская сторона осуществляла их прием в Одессе, но доверия итальянским морякам не было, что доказали повреждение механизмов крейсера. По этому в 1949г. советские экипажи приняли и осуществили перебазирование из Средиземного на Черное море бывшие итальянские боевые корабли – линкор «Новороссийск» (Giulio Cesare), 2 субмарины «С-41» (Marea) и «С-42» (Nichelio), 2 десантных транспорта «ДК-75» (MZ-780) и «ДК-76» (MZ-781).

В начале 50-х годов советские транспортные суда провели операцию по эвакуации греческих партизан. СССР в ходе войны не имел возможности помогать греческому движению Сопротивления, в то время как англичане были там весьма активны. Советский Союз не возражал против вмешательства англичан в Греции в декабре 1944г., но британцы как могли, начали ограничивать деятельность групп Сопротивления левой ориентации и в то же время оказывали всестороннюю помощь правым группам. Уже после освобождения страны от немецко-фашистских оккупантов англичане пошли на военную интервенцию, чтобы подавить движение Сопротивления которое не желало идти их курсом. Все это привело к восстанию в августе 1946г. после того как правящий режим объявил вне закона левое движение Сопротивления. Борьба продолжалась до 1949 года, 19 сентября 1949г. Временное демократическое правительство Греции – левые партизаны – заявили о прекращении гражданской войны. И хотя Запад неоднократно утверждал, что партизан поддерживает и снабжает СССР, никакой помощи кроме моральной оказано не было. Уже после окончания гражданской войны афинскому правительству ни разу не удалось найти какие-либо материалы, подтверждающие помощь партизанам со стороны Советского Союза. СССР только однажды принял непосредственное участие в конфликте на его завершающем этапе. Об этом в нескольких словах упоминается в книге «Под флагом России. История зарождения и развития морского торгового флота» Москва «Согласие» 1995г. стр467.: «Из Греции советские транспортные суда эвакуировали греческих повстанцев, потерпевших поражение в ходе гражданской войны 1946-1949гг.» Пока другой информации об этом эпизоде обнаружить не удалось, ни когда это произошло, ни какие суда в этом участвовали.

Самая первая боевая операция в которой участвовали моряки ВМФ СССР в послевоенный период на Средиземноморском театре являлась секретной и касалась ликвидации морских мин в декабре 1948 года у берегов Албании. Материал о ней размещен на странице - Албанский «минный» кризис.



С черноморскими союзниками.

После окончания Второй Мировой войны Румыния и Болгария оказались под советским контролем. Естественно было сделано все, чтобы в странах власть контролировали коммунистические режимы подконтрольные Москве. Их вооруженные силы должны были действовать совместно с Советской Армией, это касалось и флота. СССР со своей стороны приложил немало усилий для укрепления их флотов и упрочнения связей между нашими моряками.

Советские моряки совместно с болгарскими и румынскими коллегами приняли участие в ликвидации минной опасности у берегов этих черноморских государств. С июня 1941г. по август 1944г. у западного побережья Черного моря от Босфора до Очакова было поставлено противоборствующими сторонами 7863 мины. Что не могло не создавать затруднений для судоходства. В связи с большим обьемом выполняемых минно-тральных работ, уже в сентябре 1944г. в Болгарском флоте был сформирован отряд траления из 4 переоборудованных в тральщики буксиров «Кирилл Попов», «Искр», «Христо Ботев» и «Цибыр», два последних в ноябре-декабре. Так как этого было явно недостаточно то командование Черноморским флотом направило для осуществления траления часть своих тральщиков. В середине сентября 1944г. болгарские тральщики обследовали фарватер от порта Бургас до мыса Эмине, а через несколько дней после этого 3 советских и 3 болгарских тральщика приступили к тралению акватории в районе порта Варна. В начале октября 1944г. группа болгарских и советских тральщиков приступила к разминированию порта Констанца, очистка фарватера заняла 20 дней. Работы были приостановлены с наступлением холодов и возобновились весной 1945г. На нескольких тральщиках бригады находились интернациональные экипажи, так на ТЩ «Пастер» служили болгары и русские, а на тральщике «Майкон» помимо русских и болгар были и румыны. Не менее активно шли работы по очистке Дуная который также был сильно заминирован, с 1941 по 1945г. воюющими сторонами была поставлена 3821 мина (Германия – 830, Румыния – 131, СССР – 183, США и Англия – 2677). Но в результате траления к апрелю 1945г. навигация на Дунае была открыта на протяжении около 1500 км., а к 1948г. Дунай был очищен от мин, советские корабли протралили реку до Вены уничтожив 459 донных неконтактных мин. В 1948 было закончено траление минных заграждений в территориальных водах Болгарии и Румынии. Тем не менее мины в море оставались, 18 мая 1949г. на плавающей мине подорвался теплоход «Серов». Для полной ликвидации источников минной опасности в 1950г. было начато дополнительное траление якорных мин специальными придонными и глубоководными тралами. Не были забыты и воды союзников. В 1951 году 4 тральщика 1-го Бургасского дивизиона «И.Борисов», «И.Рогов», «Т-51» и «Т-52» по просьбе правительства Болгарии вели траление в ее территориальных водах. Тралением руководили командир дивизиона капитан 3 ранга К.Г.Сосновский и минер старший лейтенант Б. М. Дробаха. Было вытралено и уничтожено 9 мин. Старший лейтенант Б.М.Дробаха лично уничтожил 6 мин. Две мины были разоружены и переданы болгарским морякам для военно-морского музея.

С 25 июня по 1 августа 1951 года тральщики «И.Борисов», «И.Рогов», «Т-51», «Т-52» проводили траление разомкнутым и акустическими тралами минного заграждения в районе Сулины. После траления район был открыт для плавания всех судов.

Командование ВМФ и ЧФ участвовало в деятельности по созданию военно-морских сил социалистических стран. После выхода из войны, боевые корабли ВМС Румынии и Болгарии были зачислены в советский Черноморский флот, часть из них была уведена в советские порты, но спустя короткое время они почти все, были возвращены. Помимо этого их флоты были пополнены советскими кораблями. Так после визита в августе 1948г. в Москву специальной болгарской делегации, была достигнута договоренность о помощи, которую СССР окажет болгарскому флоту. По нему уже в сентябре-октябре 1948г. в Варну прибыли первые 12 советских противолодочных катеров (по сведениям С.С.Бережного – 13 катеров: 2 пр.122а БО-101-«Артиллерист», БО-104-«Зенитчик», 6 типа ТД-200 – МО-471, МО-472, МО-473, МО-474, МО-549, МО-564 и 5 типа МО-IV – МО-129, МО-162, МО-210, МО-307, МО-320.) Кроме того, для подготовки на советские ВМБ направляются болгарские экипажи для ПЛ и ТКА. Ожидалось прибытие полка торпедоносной авиации. Чуть позже пришел в Варну и поднял болгарский флаг ЭМ «Железняков» использовавшийся до 1949г. как учебный корабль. Кроме того, флот пополнился еще двумя новыми рейдовыми тральщиками пр.253-Л.

В 1953 году торпедные катера Черноморского флота совершили штурманский поход от Батуми до Принцевых островов в Мраморном море. Это был один из первых походов кораблей Черноморского флота за пределы Черного моря в проливную зону тем более что иностранные корабли все чаще стали посещать Черноморские проливы. Так если турецкие проливы в 1950г. посетили 33 иностранных военных корабля водоизмещением 197800т., в 1951 – 49 кораблей водоизмещением 378800т., в 1952г. – 69 кораблей водоизмещением 587727т., а за семь месяцев 1953г. – 60 кораблей водоизмещением 300000т.

В октябре 1953 года состоялся первый послевоенный визит кораблей ЧФ. Отряд в составе крейсеров «Фрунзе», «Куйбышев» и четырех эсминцев «Беззаветный», «Безжалостный», «Бесстрашный» и «Безбоязненный» под флагом начальника штаба флота вице-адмирала В.А. Пархоменко посетил порты западных причерноморских стран - Румынии и Болгарии. Этот визит, говорится в очерках истории Черноморского флота, "способствовал укреплению дружбы между народами СССР, Болгарии и Румынии и показал возросшую выучку и организованность моряков-черноморцев". По замыслу командующего ЧФ адмирала С.Г.Горшкова отряд после нанесения визитов должен был пройти вдоль границ территориальных вод на визуальной видимости постов наблюдения и слежения ВМС Турции в пределах досягаемости орудий главного калибра крейсеров с целью демонстрации мощи флота. Затем прямо от Босфора отряд должен повернуть на курс 40° и, обозначая прорывавшуюся к побережью группировку сил противника, действовать по тактике флотов НАТО. Черноморский флот должен был в максимальной степени задействовать все силы разведки, обнаружить противника, разнородными силами флота нанести ряд последовательных ударов и разгромить прорывающуюся группировку.

В 1954 году командующий Черноморским флотом принял участие в визите правительственной делегации под руководством министра обороны СССР Маршала Советского Союза Н.А. Булганина в Румынию и Болгарию. В ходе переговоров согласовывались «мероприятия по совместным действиям флотов по защите завоеваний трудящихся братских республик».

С 15 мая по 24 июня 1954г. в соответствии с соглашением между правительствами СССР и США от 26 марта 1954г. Черноморский флот выполнил правительственное задание по возвращению американцам кораблей, полученных в годы войны по ленд-лизу. В турецкий порт Стамбул (рейд Мальтене) было переведено 38 кораблей – 12 ТКА, 6 больших и 20 малых охотников за подводными лодками. Перевод кораблей морем из Севастополя и Батуми осуществлялся буксировкой, 2-3 катера за каждым буксиром. Было совершено 5 походов и пройдено 3851 миля.

В мае 1955 года в Варшаве был официально оформлен военно-политический союз, получивший название "Организация Варшавского договора", на основании которого командование флотов СССР, Болгарии и Румынии начало выработку единой концепции по ведению возможных военных действий на Черном море.

23 июля 1955г. впервые отряды боевых кораблей Болгарии и Румынии посетили с официальными дружественными визитами советские порты. Они прибыли в Севастополь для участия в праздновании Дня Военно-Морского флота. Отрядом болгарских кораблей флагманом, которого был эсминец «Г.Димитров» командовал первый заместитель министра Народной Обороны НРБ генерал-полковник Иван Кинов, а румынских – командующий ВМС РНР контр-адмирал Николае Г.Михай.

В 1958г. с официальным визитом Албанию посетил болгарский эсминец «Г.Димитров» доставивший правительственную делегацию. Это был первый выход болгарского военного корабля в Средиземное море.





Сближение с Албанией и примирение с Югославией.

Осенью 1953г. Черноморский флот посетили руководители партии и правительства. Во время обмена мнениями на борту крейсера «Адмирал Нахимов» по поводу необходимости визитов наших кораблей в иностранные порты командующий ЧФ получил указания по подготовке кораблей к дальним походам в Средиземное море. Выход кораблей ЧФ в Средиземное море, отмечали московские "гости", должен подкрепить дипломатические усилия Советского Союза в некоторых странах Средиземноморского региона очевидной военно-морской силой.

28 мая 1954 г. вышел из Севастополя отряд кораблей Черноморского флота (ЧФ) в составе крейсера «Адмирал Нахимов» (к-1р. Л.Д.Чулков) и 2 ЭМ пр.30бис "Буйный" и "Беспокойный" под командованием командующего ЧФ адмирала С.Г.Горшкова с официальным визитом в Народную Республику Албания. Это был первый послевоенный поход советских кораблей в страны Средиземноморья. С проходом кораблями Черноморских проливов за ними активно и с достаточно близкого расстояния начали вести наблюдение корабли и самолеты ВМС США и других стран НАТО. 31 мая отряд прибыл в порт Дуррес. По воспоминаниям одного из участников похода, штурмана эсминца "Буйный" Захарова, их эсминец выполнил специальный поход за время нахождения в Албании для поиска маневренной базы для нашего флота. "В один из дней стоянки кораблей на рейде порта Дуррес на наш эсминец прибыли командующий флотом адмирал Горшков и министр обороны Албании генерал-полковник Бекир-Балуку. Мы подняли якорь и срочно вышли на юг во Влерский залив, где высокое начальство на торпедном катере обошло прекрасно расположенную естественную бухту. Влерский залив Адриатики действительно удобен для базирования кораблей, в свое время бухта использовалась итальянскими ВМС", - отмечает бывший штурман. В порту Дуррес наши корабли находились четыре дня, по приглашению правительства НРА делегация моряков прибыла в столицу – Тирану и там для них был дан прием в котором участвовал Энвер Ходжа. 4 июня корабли покинули Албанию. На обратном пути они выполняли не менее ответственную миссию. На борту крейсера следовали в Советский Союз лидер Албании Энвер Ходжи и сопровождавшие его лица. Тем не менее адмирал Горшков, проявляя большой интерес к изучению малознакомых для нашего флота районов плавания, провел отряд к греческому острову Крит и проследовал вдоль его берегов. С флагманского крейсера последовала команда штурманам и гидрографам изучать район. В Севастополь вернулись 6 июня.

В июле 1955г. поход в Албанию совершили два тральщика ЧФ под командованием командира бригады торпедных катеров капитана 2 ранга Попова, на борту была целая комиссия от всех родов войск. Пришли в порт Дуррес, в течение двух дней тралили подходы к порту.

В 1955г. учебный корабль «Нева» с курсантами высших военно-морских училищ совершил поход по Средиземному морю во время похода из Севастополя в Баренцево море вокруг Европы. Будущие морские офицеры получили на переходе отличную практику.

Отношения между СССР и Югославией, нарушенные в 1948-1949 годах, только в 1953-1954гг. начали постепенно налаживаться, чему способствовали взаимные визиты, в том числе и посещение Черноморского флота И.Б.Тито в 1956г. 13 октября 1956г. он вместе с советскими руководителями Н.С.Хрущевым, Г.М.Маленковым, Н.А.Булганиным наблюдали показательные стрельбы крылатой ракеты С-2 с мыса Фиолент. Пуск прошел успешно. Хрущев был доволен. Помирившись с Тито, он оказывал ему всяческие знаки внимания, в том числе и пригласил на особо секретные испытания. В тот период это была очень важная политическая акция, так как от позиции Югославии зависело многое в вопросах распространения влияния СССР в Средиземноморском регионе. Хрущев тогда много рассуждал о значении Средиземного моря для Советского Союза: «Если там будут наши базы, тогда вы, моряки, сумеете вместе с сухопутной армией и ВВС пройти через Босфор». А несколько раньше корабли ЧФ нанесли первый визит в Югославию, что тоже сближало наши страны.

В начале мая 1956г. командующий Черноморским флотом адмирал В.А.Касатонов получил информацию о том, что состоялось решение правительства об обмене визитами кораблей ВМФ СССР и флотов Югославии и Албании, причем руководить визитами предписывалось командующему Черноморским флотом. «Ты должен понять, насколько важен визит в Югославию и Албанию, сказал С.Г.Горшков (Главнокомандующий ВМФ СССР). – Налаживание отношений с Тито и Энвером Ходжей – дело государственное. Может быть, в дальнейшем это откроет совершенно новые возможности и для нашего флота». 28 мая отряд черноморских кораблей в составе крейсера «Михаил Кутузов» (к-2р. Г.Е.Голота) и 2 ЭМ пр. 30 бис «Безукоризненный» (к-2р. Л.П.Лысаков), «Бессменный» (к-3р. С.М.Савицкий) вышел из Севастополя. Отрядом командовал командующий ЧФ адмирал В.А.Касатонов, начальником его походного штаба был контр-адмирал А.В.Загребин, среди офицеров были командующий эскадрой – вице-адмирал П.В.Уваров, флагманский штурман флота капитан 1 ранга А.Н.Мотрохов. 31 мая пришли к югославскому порту Сплит. Командующий отправился в Белград, он был первым из высших советских военачальников который посетил СФРЮ. Беседы касались и возможности базирования сил советского флота, югославы обещали подумать. 4 июня вышли из Сплита и пошли в Албанию. «Для баланса», - как пояснил советский посол Н.П. Фирюбин. Через 16 часов достигли албанских берегов. 4-12 июня 1956 г. советские корабли вновь находились в албанском порту Дуррес с официальным визитом. За время визита командующий на катере совместно с А.В.Загребиным и А.Н.Мотроховым обошли бухту Дуррес, и лучшим местом для базирования ПЛ признали залив Влера, расположенном у пролива Онтарио. Свои соображения командующий по приходе в Севастополь доложил С.Г.Горшкову.

В декабре 1956г. из состава вспомогательных сил Черноморского флота в Албанию был переведен отряд судов: танкер «Линда», землеснаряд «Землесос-7» производительностью 1200 кубов, морской буксир 500л.с., наливная баржа и водолазный бот. Старшим на переходе был капитан 1 ранга П.А.Керенский. Процесс передачи занял месяц, албанцев пришлось сначала обучать работе с механизмами, кроме того на судах остались наши специалисты во главе с капитанами еще на год по двустороннему договору. Платили нашим специалистам хорошо, так капитан землесоса Покрышев получал зарплату больше, чем любой албанский министр. Базировались суда в бухте на о.Созан. После передачи судов личный состав их был перевезен в Севастополь на тральщике, специально прибывшим для этого.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!